22 августа 2018 06:30

Ученые предсказали последствия переворота полюсов Земли

РИА Новости© РИА Новости©

Ученые из Национального университета Австралии в Канберре выяснили, что переворот магнитных полюсов Земли почти полностью лишит ее защиты от разных форм космической радиации, что ускорит эволюцию животных и крайне негативно скажется на жизни людей. Такой прогноз опубликован в журнале PNAS, сообщает РИА Новости.

Положение полюсов не является постоянным свойством нашей планеты. Они меняются местами раз в 450 тысяч или миллион лет. Доказательство этому ученые обнаружили в структуре древних глин и вулканических пород.

Некоторые исследователи предполагают, что в недавнем прошлом мог начаться процесс переворота полюсов, поскольку сила магнитного щита Земли за последние три века заметно снизилась.

Ученые попытались оценить масштабы того, что ожидает Землю в таком случае. Для этого они изучили последствия прошлых переворотов магнитной оси, "отпечатавшиеся" в сталагмитах и сталактитах, которые формировались в пещере Саньсин на юге Китая на протяжении сотен тысяч лет.

Изучая их структуру, ученые обнаружили, что примерно 98 тысяч лет назад произошла серия событий, похожих по своим масштабам на очень резкие и сильные перевороты полюсов. Магнитная ось планеты в то время несколько раз резко меняла свое положение, а сила поля падала с 100 до 10 процентов за примерно 100 лет. При этом ось также сдвигалась на север, юг, запад или восток на 30-40 градусов.

Если сталактиты не врут, то тогда, как отмечают ученые, "магнитный щит" планеты почти полностью исчезал во время подобных сдвигов оси, благодаря чему Солнце могло беспрепятственно бомбардировать Землю заряженными частицами.

По предположениям исследователей, подобные катаклизмы ускоряли эволюцию животных и растений, мешали миграциям птиц, а сегодня вызвали бы массовые проблемы с работой ЛЭП и уничтожили бы все спутники на орбите. Как надеются ученые, человечество успеет подготовиться к очередному перевороту оси до того, как это произойдет.