08 февраля 2015 05:34

В метро Нью-Йорка нашли "супербактерии"

Метро Нью-Йорка. Фото: morningticker.com Метро Нью-Йорка. Фото: morningticker.com

Студенты-биологи нашли в метро Нью-Йорка несколько практически неуязвимых "супермикробов", а также обрывки ДНК возбудителя чумы и сибирской язвы, сообщает РИА Новости со ссылкой на статью в журнале Cell Systems.

Студенты из нескольких университетов США провели почти два года в тоннелях метро Нью-Йорка для "переписи" их микробного населения. Биологи и добровольцы спускались в нью-йоркскую подземку и собирали пробы с поверхностей поручней, сидений, пола, стен и других элементов вагонов метро, совершали вылазки в тоннели и служебные помещения. В общей сложности им удалось собрать свыше четырех тысяч образцов, выделить из них микробов и другую органику и определить их видовую принадлежность.

"Несмотря на то, что мы нашли следы патогенных микробов, их явно недостаточно для того, чтобы они представляли хоть какую-либо угрозу для здоровья людей. Присутствие этих микробов в тоннелях и одновременное отсутствие каких-либо сообщений о заражениях чумой или сибирской язвой говорит о сверхвысокой устойчивости нашей иммунной системы и способности адаптироваться к той среде, в которой мы живем", - рассказал Кристофер Мейсон из Корнеллского университета.

По мнению авторов статьи, большая часть "жителей" тоннелей и вагонов метро безопасна для человека и относится к числу безобидных бактерий и прочих представителей микромира. С другой стороны, около десяти процентов обитателей метро принадлежит к числу болезнетворных бактерий, а несколько десятков таких штаммов оказались самыми настоящими "супермикробами", устойчивыми к действию сразу двух антибиотиков.

Однако самыми интересными открытиями выступили две совершенно другие вещи. Во-первых, биологам удалось идентифицировать лишь половину из того генетического материала, который студенты и сами авторы статьи собрали в метро. Другая половина принадлежит организмам, которые отсутствуют во всех базах данных Центров по контролю и профилактике заболеваний США (CDC). Таким образом, их патогенность и роль в жизни экосистем города ученым еще предстоит установить.

Во-вторых, в трех пробах ученые нашли обрывки ДНК чумной палочки (Yerschinia pestis), а в еще двух - фрагменты генетического кода сибирской язвы (Bacillus anthracis). Живых микробов им найти не удалось, однако присутствие следов их ДНК в разных участках метро говорит об их широком распространении в нью-йоркском метро.

В ближайшее время студенты планируют продолжить работу и попытаются понять, можно ли использовать такие карты для предсказания того, как будут распространяться различные заразные болезни, такие как грипп.