ОЦЕНИТЕ ДЕПУТАТОВ МАЖИЛИСА
01 сентября 2022 | 06:08

Как вдохновить детей на учебу? Отвечают министр, общественник и учитель

viewings icon comments icon

ПОДЕЛИТЬСЯ

whatsapp button telegram button facebook button
Фото:elements.envato.com Фото:elements.envato.com

Начинается новый учебный год. Как привить детям любовь к знаниям в эпоху гаджетов и новых технологий? Каким должно быть современное образование? И какими должны быть современные учителя? Об этом мы поговорили с министром просвещения Асхатом Аймагамбетовым, председателем правления корпоративного фонда Caravan of Knowledge Зариной Биюмбаевой и учителем химии из Алматы Уланом Усеновым.

whatsapp button telegram button facebook button copyLink button
Иконка комментария блок соц сети

Начинается новый учебный год. Как привить детям любовь к знаниям в эпоху гаджетов и новых технологий? Каким должно быть современное образование? И какими должны быть современные учителя? Об этом мы поговорили с министром просвещения Асхатом Аймагамбетовым, председателем правления корпоративного фонда Caravan of Knowledge Зариной Биюмбаевой и учителем химии из Алматы Уланом Усеновым.

STEAM-образование - системный подход к обучению, которому все чаще прочат славу "образования будущего". Изначально аббревиатура складывалась из четырех букв: STEM – science (наука), technique (техника), engineering (инженерия) and math (математика), впоследствии к ней прибавилась и А – art (искусство).

По словам Асхата Аймагамбетова, в настоящее время STEАM-образование развивается как направление, базовой идеей которого является интеграция естественных наук, технологии, моделирования, искусства, математики и применение междисциплинарного и прикладного подходов. При этом основной задачей системы образования является формирование у обучающихся компетенций, основанных на междисциплинарном, творческом, проектном подходах к обучению.

Асхат Аймагамбетов. Фото Tengrinews.kz/Турар Казангапов

"В регионах мы открыли 39 специализированных IT-школ с контингентом свыше 54 тысяч обучающихся. Спецификой данных школ является специализация в области IT–технологий, углубленное изучение робототехники и программирования, 3D-моделирования и другое. Разработана программа элективного курса "Робототехника". Открыто более 3 тысяч кабинетов робототехники. Ежегодно проводится международный фестиваль роботехники RoboLend", - отмечает министр.

Среди обучающихся школ проводятся конкурсы научных проектов и олимпиады, в том числе международного уровня. Приобщение школьников к техническому творчеству осуществляется и в кружках технического творчества детей.

Аймагамбетов подчеркнул, что в учебные программы школьных предметов включены STEАM-элементы, направленные на развитие новых технологий, математического моделирования, внедрен междисциплинарный и проектный подход к обучению. Также увеличено количество сквозных тем между предметами естественно-математического направления. 

"STEАM-образование готовит детей к технологическому миру. Специалистам будущего требуется всесторонняя подготовка и знания из самых разных образовательных областей естественных наук. Детям нравится самостоятельно экспериментировать, придумывать проекты. Поэтому развитие STEАM-навыков начинается с первого года обучения. В рамках обновления содержания образования продолжается реализация раннего обучения основам естественных наук и информационной грамотности", - поясняет министр.

По мнению спикера, есть несколько сдерживающих факторов в масштабном внедрении STEAM в организациях образования в настоящее время.

"Первое, инфраструктура. Классы, материально-техническое обеспечение – все должно соответствовать новым технологиям STEAM. Школам все еще не хватает таких ресурсов, как лабораторное оборудование и расходные материалы, высокоскоростной интернет, оргтехника.

Второе, педагоги. Реализовывать STEAM способны в основном учителя, прошедшие дополнительную профессиональную подготовку и готовые работать в единой системе естественнонаучных учебных дисциплин и технологий. Здесь нужен целостный подход, необходимость ориентироваться в связанных предметах", - считает он.

Аймагамбетов отметил, что также существует сложность психологической адаптации, недостаток уверенности и неготовность педагогов к новой роли.

"В этой связи министерством ведется работа по развитию и повышению уровня мотивации педагогов с необходимыми профессиональными навыками в области STEAM. Разработаны программы по повышению квалификации педагогов предметов естественно-математического направления в области STEAM", - добавил он.

В будущем, считает министр, самыми востребованными станут профессии, связанные с высокими технологиями: IT-специалисты, инженеры big data, программисты.

"Благодаря стремительному развитию технологий появляются новые профессии, повсеместно растет востребованность специалистов STEАM", - подытожил Асхат Аймагамбетов.

Руководитель фонда Caravan of Knowledge ("Караван знаний") Зарина Биюмбаева поделилась своим мнением, как STEAM-образование поможет развитию Казахстана.

Зарина Биюмбаева

"У нынешних детей немного другое мышление, сформированное новой средой, их способ познания мира трансформирован ранним взаимодействием с гаджетами и технологиями, и вгонять их в рамки традиционной программы уже недальновидно. Передавая ученику вход в науку как вход в систему правил, закономерностей и возможностей, которые проецируются через реальные примеры в быту и окружающей среде, мы убираем ложный барьер, что наука – это сложно. Раскрывая для них грани одного целого, мы получаем больший потенциал к изобретательству и инновационному мышлению. И, взрослея, приобретая практический опыт, такие ученики смогут применить приобретенные STEAM-навыки и знания уже в новом, более оптимальном и эффективном русле", - считает спикер.

По словам Зарины, перспективы и динамика развития STEAM в Казахстане привлекательны для всех заинтересованных сторон.

"Методика STEAM обозначена в документах уровня центральных государственных органов. Министерство просвещения сделало большой шаг в этом вопросе, и теперь настал момент, когда нужно межведомственное взаимодействие. То есть STEAM-образование настраивается: есть уже определенное сообщество педагогов, которые практикуют STEAM, есть целая культура международных школьных соревнований, есть системные гранты от бизнеса", - считает она.

В части перспектив STEAM в педагогическом сообществе Зарина Биюмбаева отмечает высокую оценку, которую дали международные эксперты казахстанским педагогам.

"У казахстанских педагогов отменный потенциал в адаптации лучших мировых практик в нашу общеобразовательную программу, они сильны в междисциплинарной комбинации инструментов и практик. Открытыми остаются инструменты материальной и нематериальной мотивации педагогов в вопросах развития STEAM, пока мы работаем с энтузиастами, их много, но этого недостаточно для системного подхода"

“Бизнес тоже играет важную роль в перспективах развития STEAM-образования. Задачи дорожной карты финансирует социально ответственный бизнес, помогает держать динамику, привлекать лучших экспертов, выделяет множество грантов для педагогов и учеников, предоставляя ресурсы на системные инициативы", - подчеркивает она.

Делясь результатами проектов в области STEAM-образования, которые фонд реализует совместно с компанией "Шеврон", Зарина подчеркивает, что компания не только поддерживает инициативы, но и чутко помогает держать качество на высоком уровне.

"Без давления, без вмешательства через ежемесячные совещания по динамике проекта компания дает моральную и профессиональную поддержку. Это помогает нам держать такой бешеный темп", - отмечает она.

Учитель химии из Алматы Улан Усенов стал популярным благодаря своим роликам в ТiкТоk. Свои первые видео он начал выкладывать в период локдауна в 2020 году, изначально они были основаны на известном аниме "Наруто", однако более поздние он создавал, переделывая тексты известных песен и таким образом объясняя химические процессы и явления.

Улан Усенов

"Из-за того, что в большинстве случаев я выбираю популярные песни, люди пересматривают и запоминают слова и тем самым химию", - рассказал Улан Усенов.

Он не скрывает, что такой подход повысил интерес у его учеников к этому предмету. У школьников возросла мотивация к изучению химии, и дети стали задавать больше вопросов. При этом учитель подчеркивает, что на уроках с учениками он достаточно серьезен. А ролики в ТiкТоk идут ученикам в помощь для понимания темы и для выполнения домашнего задания.

"На уроке у нас чаще всего групповая работа. Мы всегда учим детей в группе работать, ни одна работа не выполняется индивидуально. И мы делаем упор не только на академические знания, но и на навыки, которые пригодятся в жизни. Используем и игровые методы. Например, вместо скучных тестов у нас есть такие варианты, как Kahoot, Gimkit, Plickers, Quizlet. Это ресурсы для проверки усваиваемости материала. Туда вбиваешь вопросы-ответы и даешь детям. И они в соревновательной форме пытаются показать, что они умеют и что запомнили", - делится учитель химии.

"Самое главное - в классе создать атмосферу, в которой ученик не побоится задать интересующий вопрос. Для этого и нужны эти шуточки. Можно сказать, что я разделяю их приколы и я разделяю их любовь к аниме. Главное, чтобы дети не чувствовали большой разницы между вами и не боялись задавать вопросы", - подчеркивает Улан Усенов.

Преподаватель химии, вошедший в "100 новых лиц Казахстана", напомнил учителям о важности постоянной трансформации.

"Учитель обязан улучшаться, потому что с каждым годом приходит поколение моложе. Темы не меняются, а дети меняются. Если учитель с 15-летним стажем, допустим, 12 лет назад объяснял тему одним способом, то нынешним детям нужно объяснять по-другому, потому что некоторые способы уже неактуальны. Для учителя, как и для многих профессий, если ты перестанешь развиваться, ты умрешь как специалист", - отметил Усенов.

Он добавил, что пандемия показала, что нужно учиться применять другие приемы и находить новые параллели. Когда дети перешли на онлайн-формат обучения, объяснять темы им стало еще сложнее, потому что возникли проблемы с вниманием, усидчивостью и самоконтролем.

"Многие темы можно преподнести интереснее. Ту же самую таблицу Менделеева во всех школах объясняют примерно одинаково: вот это блоки, группы, периоды и так далее. Но, например, мы с супругой (она тоже учитель химии) сделали настольную игру из таблицы Менделеева. Поиграв в эту игру, ребенок поймет, как работает таблица, практически без слов учителя", - рассказал химик.

Он считает, что экосистема STEAM имеет множество колоссальных связей и показывает ученику целостность мира.

"Потому что в реальной жизни нет такой проблемы, которая оставалась бы только в рамках одного предмета. Все задачи из реального мира находятся на стыке трех-четырех областей. И STEAM на примере разбора кейсов помогает детям осознавать, что тот мир, в котором мы живем, он целый и потому сложный. Но любая большая задача кажется сложной лишь до той поры, пока ее не начинаешь разделять на кусочки. Методика STEAM помогает понять, с какой стороны подойти к вопросу и на сколько частей его можно разделить, тогда любая задача становится простой и понятной"

"В моем понимании учителя будущего - это наставники, люди, которые безгранично обожают свою область работы и неописуемо любят детей. А ученики будущего - это дети, которые понимают, как работать с информацией, понимают, для чего она им и как ее можно найти", - резюмировал Улан Усенов.

Читайте также
Join Telegram Последние новости
Лого TengriNews мобильная Лого TengriSport мобильная Лого TengriLife мобильная Лого TengriAuto мобильная Иконка меню мобильная
Иконка закрытия мобильного меню
Открыть TengriNews Открыть TengriLife Открыть TengriSport Открыть TengriTravel Открыть TengriGuide Открыть TengriEdu Открыть TengriAuto

Курс валют

 523.95  course up  543.16  course up  5.1  course up

 

Погода

 

Редакция Реклама
Социальные сети
Иконка Instagram footer Иконка Telegram footer Иконка Vkontakte footer Иконка Facebook footer Иконка Twitter footer Иконка Youtube footer Иконка TikTok footer Иконка WhatsApp footer