Вступающие с 25 июня в силу экономические санкции Евросоюза могут нанести ущерб Беларуси в размере от 4 до 8 процентов ВВП. Такое мнение высказывают эксперты, передает Tengrinews.kz со ссылкой на РИА Новости и DW.
Вступающие с 25 июня в силу экономические санкции Евросоюза могут нанести ущерб Беларуси в размере от 4 до 8 процентов ВВП. Такое мнение высказывают эксперты, передает Tengrinews.kz со ссылкой на РИА Новости и DW.
Экономические санкции Европейского союза против Беларуси начинают действовать 25 июня. Они, в частности, предусматривают запрет импорта и транспортировки в ЕС нефтепродуктов из Беларуси, запрет на покупку, поставку товаров, связанных с производством табачных изделий. С 25 июня запрещен импорт, покупка, передача калийных удобрений из Беларуси. Также ЕС частично закрыл доступ госсектора Беларуси к финансированию и страхованию в ЕС.
Беларусь на 25-28 процентов зависит от ЕС в торговле товарами и услугами. По накопленным прямым инвестициям доля ЕС составляет 45 процентов, а у России - 32 процента, пишет РИА Новости.
"Наши оценки вероятных ограничений на экспорт нефтепродуктов и удобрений вкупе с санкциями ЕС против МАЗа, БЕЛАЗа, а также запрета на полеты указывают на прямой ущерб около 4-4,5 процента ВВП, но они не учитывают вторичные эффекты, затрагивающие поставки в другие страны, нарушение логистики и финансовые ограничения", - отмечает директор по инвестициям компании "Локо-инвест" Дмитрий Полевой.
По мнению эксперта, ухудшение платежного баланса может потребовать ослабления национальной валюты на 5-10 процентов.
По расчетам директора исследовательской компании InComeIn Ирины Юзвак, последствия санкций будут очень тяжелыми, суммарный ущерб для белорусской экономики (с учетом санкций США в отношении нефтехимической промышленности) составит 7-8 процентов ВВП, приводит ее мнение DW.
Юзвак видит отличие новых санкций от всех прежних прежде всего в том, что впервые ЕС дал понять, что готов взять часть потерь на себя: "Поскольку пострадает в том числе и европейский бизнес, который тесно сотрудничает с компаниями и лицами, попавшими в санкционный список". Кроме того, добавляет эксперт, четвертый пакет в большей мере - прицельный удар по личным финансам близкого к властям бизнеса, нежели по секторам белорусской экономики.
"Это не ковровые бомбардировки - но их начало, новый этап эскалации. Санкционный список ЕС не совпадает с американским, в котором и компании, связанные с калийными удобрениям и нефтепродуктами. Но это сигнал Брюсселя Минску, что сейчас все серьезно, - пожалуйста, задумайтесь", - считает программный директор Российского совета по международным делам (РСМД) Иван Тимофеев.
По мнению Тимофеева, все, что было до 21 июня, - это санкции, чтобы выразить свою позицию, продемонстрировать несогласие ЕС с действиями Александра Лукашенко. Последние же ограничительные меры "направлены на принуждение Лукашенко к определенным политическим уступкам, это уже смена функционала".
По мнению Ирины Юзвак, теперь стоит ожидать - и опасаться - белорусскому автопрому. Несмотря на то что в текущем году до 80 процентов экспорта МАЗа и БелАЗа ушло в Россию, основной проблемой для попавших под санкции гигантов белорусской автоиндустрии станет получение необходимых комплектующих, предупреждает она.
Как считает директор по инвестициям компании "Локо-инвест" Дмитрий Полевой, без учета санкционных эффектов макропрофиль Беларуси выглядел вполне устойчиво по сравнению с другими странами рейтинговой группы "B". Поэтому в целом системного кризиса в экономике санкции вызвать не должны, пусть и потребуют помощи РФ, которая может сопровождаться дополнительными экономическими или политическими условиями, отметил эксперт. Вероятность дефолта по внешним долгам Беларуси он также рассматривает как "невысокую".
Полевой считает, что санкции Евросоюза сделают экономику Беларуси еще более зависимой от РФ. "Но это укладывается в целевую модель российских властей, которые будут вынуждены играть роль кредитора последней инстанции страны, отрезанной от внешних рынков. Альтернатива – изменение политической ситуации (в Беларуси - ред.) и возобновление сближения с ЕС", - сказал Полевой.
Худший сценарий для Минска, говорит Иван Тимофеев, - уже упомянутые секторальные санкции в отношении основных экспортных отраслей экономики, принятие которых в Брюсселе собираются обсудить 24-25 июня. Для него очевидно, что, если белорусская экономика будет нести убытки, Минск обратится за помощью к Москве.
"Я думаю, что кредиты будут выданы, но большой вопрос, насколько они смягчат ситуацию. Второй вопрос, даже еще более важный: санкции помешают экономическим связям белорусских и российских предприятий, особенно если расчеты идут в долларах или евро. Их нужно будет переводить в рубли. Частично эта работа уже сделана, но здесь важна финансовая инфраструктура, и еще многое предстоит сделать на этом пути", - констатирует Тимофеев.
Но и российская помощь, даже если она и будет в какой-то форме оказана, явно не закроет всех вопросов. При участии компаний из России, соглашается Ирина Юзвак, можно создать цепочки поставок необходимых импортных комплектующих для того же автопрома, но только лишь в том случае, если не будет жесткого соблюдения санкций со стороны Запада. При том что каждое дополнительное звено - это рост себестоимости и падение конкурентоспособности. Российское автомобильное лобби, вероятно, в этой ситуации получит контроль за производственным ассортиментом и политикой белорусских предприятий, полагает Юзвак.
В случае же введения секторальных санкций, затрагивающих калийную отрасль и нефтепродукты в целом, потери Беларуси, отмечает директор InComeIn, могут достичь и 14 процентов ВВП: "Это будет сильнейший удар для экономики".