17 марта вступило в силу нововведение, предложенное Международной автомобильной федерацией (FIA). Согласно новым правилам, определение чемпиона гонок "Формулы-1" будет проводиться не по количеству набранных очков, а по числу выигранных гонок. Изменения в регламенте соревнований начнут действовать с начала сезона 2009 года. А прежняя система начисления найдет свое применение только в том случае, если два гонщика, претендующих на чемпионский титул, наберут одинаковое количество побед. Новые правила будут применяться только в случае выявления победителя, распределение остальных мест пройдет по старой схеме. Предстоящий Кубок конструкторов также пройдет по ранее существовавшей системе начисления очков.
17 марта вступило в силу нововведение, предложенное Международной автомобильной федерацией (FIA). Согласно новым правилам, определение чемпиона гонок "Формулы-1" будет проводиться не по количеству набранных очков, а по числу выигранных гонок. Изменения в регламенте соревнований начнут действовать с начала сезона 2009 года. А прежняя система начисления найдет свое применение только в том случае, если два гонщика, претендующих на чемпионский титул, наберут одинаковое количество побед. Новые правила будут применяться только в случае выявления победителя, распределение остальных мест пройдет по старой схеме. Предстоящий Кубок конструкторов также пройдет по ранее существовавшей системе начисления очков.
Хотели как лучше, получилось как всегда
Разногласия по поводу системы начисления очков существуют с момента ее появления в 2003 году. По прошлой схеме за победу на гонке присуждалось 10 очков, за второе место - восемь, а за третье - шесть. Новая волна споров возникла в прошлом сезоне, когда Льюис Гамильтон завоевал чемпионский титул "Формулы-1" не по числу одержанных побед, а по количеству набранных очков. Ранее Ассоциация команд "Формулы-1" (FOTA) выступила с планом изменения действующей системы начисления очков.
На рассмотрение FIA поступило предложение заменить действующую схему 10-8-6-5-4-3-2-1 на 12-9-7-5-4-3-2-1. То есть повышается число очков, присуждаемых гонщику за победу, а также увеличивается разрыв между первым и вторым местом. Также ассоциация внесла предложение сократить минимальную длину дистанции с 305 до 250 километров. Как отметил руководитель британской команды "Макларен" Мартин Уитмарш, необходимость в переменах возникла давно, и идея FOTA станет хорошей альтернативой для плана Берни Экклстоуна. Последний предлагал заменить существующую систему начисления - вручением медалей, по числу которых в конце сезона и должен определяться победитель. Сам Экклстоун положительно отнесся к предложению FOTA, отметив, что ее план в большей степени перекликается с его идеей.
Помимо этого, руководство ассоциации высказалось за возвращение Гран-при США в программу "Формулы-1". Необходимость такого шага представители FOTA объясняют тем, что в Америке находятся основные инвесторы гонки и проведение там соревнований может во многом улучшить положение дел в гоночном классе. В рамках календаря текущего сезона на территории США не намечено проведение ни одной гонки. Владелец коммерческих прав на "Формулу-1" Берни Экклстоун остался доволен изменением регламента, заявив, что такие перемены могут положительно сказаться на количестве участников гонки. Также по мнению Экклстоуна, новые правила усилят зрелищность мероприятия. Это вызвано тем фактом, что ранее у гонщиков не было необходимости рисковать, обгоняя соперников всего лишь из-за двух очков, теперь же все приоритеты в выступлениях для пилотов поменяются.
Победитель забирает все
Согласно новым правилам, чемпионом станет тот гонщик, на счету которого большее число побед, чем у его соперника. Методы определения остальных мест останутся неизменными. Старая система начисления будет использована только в том случае, если у двух претендентов на чемпионский титул будет равное число побед. Также с 2010 года команды разделят на две группы. В одной выступят те "конюшни", чей бюджет не превысит 45 миллионов долларов, но без ограничений в техническом регламенте, в другой - команды, которые могут тратить неограниченное количество средств, но в соответствии с жесткими рамками в техническом плане. Организаторы состязаний рассчитывают таким образом привлечь к участию в гонках новые команды, которые пока не располагают достаточным уровнем финансирования. Однако такими переменами осталась недовольна FOTA, возразив, что изменение регламента может испортить привлекательность "Формулы-1" для зрителей. В заявлении ассоциации говорится, что частые перемены могут с легкостью отпугнуть как спонсоров, так и самих участников и зрителей. Руководство ассоциации пообещало приложить максимум усилий для сохранения преемственности десятилетних традиций гонки.
Также ради повышения интереса зрителей к гонкам "Формулы-1" внесены изменения и в систему трансляции мероприятия. Теперь во время показа гонок на телевидении телеметрия, доступная ранее только для пилотов, будет показана и зрительской аудитории. В число рассекреченной информации войдут данные о топливной стратегии того или иного гонщика и показания GPS-навигаторов, с помощью которых можно будет наблюдать за положением гонщика в ходе прохождения трассы. FOTA до сих пор не оставляет попыток оспорить введенные изменения в регламент гонки. Руководство ассоциации опубликовало официальное заявление, где указывается, что FIA не имеет права менять правила "Формулы-1" без согласия со стороны самих участников. Также в письме имеется призыв признать новые правила незаконными. На что FIA в ответном обращении заявила, что в случае если команды выскажут несогласие с нововведениями, изменение регламента будет перенесено на 2010 год.
А кто-нибудь спросил самих гонщиков?
Принятые изменения в регламенте пришлись не по душе многим пилотам. К примеру, немецкий гонщик Нико Росберг, выступающий за команду Williams, охарактеризовал произошедшие перемены как абсурдные. Его соотечественник Ник Хайдфельд заявил, что ему тоже больше нравились прошлые правила. Ведь до этого важным было каждое выступление, а теперь судьба чемпионского титула будет зависеть от результатов нескольких гонок. Немецкий пилот признался, что хотел бы все оставить так как было и ничего не менять.
Двукратный чемпион "Формулы-1" Фернандо Алонсо также не обрадовался новым правилам, заявив, что такие перемены только вводят в заблуждение болельщиков. В опубликованном на официальном сайте гонщика заявлении было высказано его негативное отношение к изменению регламента. А также напоминание руководству FIA о том, что судьба гонки зависит не только от спонсоров, но также и от болельщиков, которые из-за постоянных нововведений могут потерять интерес к мероприятию. Алонсо высказал большую озабоченность не к переменам в регламенте на 2009 год, а к новым реформам 2010 года, согласно которым планируется разделение команд на две группы. Но все же победитель гонок выразил надежду на то, что все споры по поводу перемен будут улажены.
Семикратного чемпиона "Формулы-1" Михаэля Шумахера тоже крайне удивили произошедшие реформы. Немецкий гонщик недоумевает, как может победить пилот, на счету которого меньше очков, чем у его противника. Шумахер отметил, что необходимость перемен в системе начисления существовала уже давно. Но на взгляд неоднократного победителя соревнований, это очень рискованный шаг - вводить новые правила за полторы недели до начала сезона. Адриан Сутиль и Ярно Трулли отметили, что находят в нововведениях массу отрицательных моментов и ни одного положительного. Гонщики, как и многие другие их коллеги считают, что реформы могут значительно снизить популярность гонок и исказить суть всего мероприятия.
Единственным исключением стал британец Дженсон Баттон из Brawn GP, который положительно отнесся к изменению формата начисления, так как, по его мнению, у гонщика появится больше возможностей для победы. Теперь, по мнению Баттона, не будет таких случаев, когда пилот досрочно обеспечивает себе чемпионский титул, становясь лидером в первых девяти гонках, а в остальных даже не доходит до финиша. Позитивно или негативно скажутся изменения в регламенте на драматургии гонки - ответа на этот вопрос, пожалуй, не удастся дождаться раньше завершения нынешнего сезона. В любом случае уже сейчас можно с уверенностью констатировать тот факт, что организаторы "Формулы" еще до начала сезона сделали все, чтобы максимально подогреть зрительский интерес к соревнованиям. И это у них получилось в должной степени.