Третий год отбывает наказание в колонии ЛА 155/8 в поселке Заречный под Алматы заключенный Андрей Алимов, осужденный на десять лет по громкому делу об убийстве журналистки Илоны Екшембеевой. В интервью Tengrinews.kz сценарист и продюсер, поработавший на телеканалах КТК и "Хабар", поделился мыслями о чувстве вины, справедливом наказании и жизни в заключении.
Третий год отбывает наказание в колонии ЛА 155/8 в поселке Заречный под Алматы заключенный Андрей Алимов, осужденный на десять лет по громкому делу об убийстве журналистки Илоны Екшембеевой. В интервью Tengrinews.kz сценарист и продюсер, поработавший на телеканалах КТК и "Хабар", поделился мыслями о чувстве вины, справедливом наказании и жизни в заключении.
Срок по статье 99 части 1 УК РК для 46-летнего Андрея Алимова закончится через семь лет и три месяца. Описывая местный уклад жизни, Алимов отмечает, что каждый день в колонии похож на другой. В исправительном учреждении мужчина отвечает за работу клуба, где заключенные выступают с творческими программами в праздники.
"Даже сами зэки их (дни - прим. авт.) называют "день сурка". Они очень похожи, категорично похожи. Сейчас прошло три года, а я помню многие события, которые происходили три года назад, как будто это было вчера. Почему? Я задал этот вопрос себе. На воле я забывал события одного лета, а тут ты помнишь. Потому что все это происходило в один день. Это было утром, не важно какого дня. Утреннее событие и все, потому что все утра похожи. Поэтому для меня не различаются года, месяцы. Отличаются только лишь концерты, которые мы проводим здесь, в клубе. Новые сценарии, новые образы, новая постановка - и как-то выныриваешь из этого. А на самом деле ты постоянно в этом, долбит тебя", - рассказал заключенный.
Шекспир ближе Солженицына
Как сценарист с 23-летним стажем, Андрей Алимов человек начитанный. Задумываясь о важных для человека вопросах, для местного клуба он пишет сценарии ко Дню Шекспира и Пушкина, ставит с заключенными театрализованные миниатюры, взятые из "Гамлета" и "Фауста".
"Тот, кто хочет читать, - он всегда найдет время читать. Я в основном повторяю книги. Что-то новое найти тут сейчас сложно, на самом деле. Из легкого - само собой, моих любимых братьев Стругацких читаю, а если посерьезнее - это Ницше, Шопенгауэр. Примерно так", - поделился он.
В продолжение разговора о книгах Алимов отметил, что описывавший лагерную жизнь Александр Солженицын со своим "политизированным" видением действительности ему не близок. Куда уместнее в местах заключения говорить о шекспировском "Гамлете".
"(...) Натанович, он молодец, конечно, но нет. Солженицын - это своеобразное видение этого мира. Понимаешь, оно настолько политизированное, настолько личностное, что оно имеет мало общего с действительностью. Может, удивишься, но почему-то первое, что мне пришло в голову... Вспомни, у Шекспира в "Гамлете": Офелия покончила с собой и Гамлет испытывает чувство вины. Вот это чувство вины, которое передано в произведениях Шекспира, наиболее уместно здесь говорить о нем. Потому что нам, я имею в виду всему человечеству, нам нечего добавить ни к структурам античности, ни к литературе Шекспира", - полагает заключенный колонии ЛА 155/8 .
Пяти лет достаточно
После трех лет заключения у Алимова появилось свое мнение и том, приводит ли пребывание в местах лишения свободы к покаянию и исправляет ли оступившихся.
"Это тема для такого отдельного интервью. Это для книги вот такой (разводит руки - прим. авт.). Исправляют, не исправляют. По моим личностным наблюдениям, человеку, какое бы он преступление ни совершил, достаточно пяти лет, чтобы быть наказанным. После этого срока, если он исправился, то он уже исправился. Все остальное время он сидит просто впустую, теряя свои полезные социальные, семейные связи. Он уже ничего не производит для общества, просто отбывает лишний срок. Либо человек уже не исправится никогда, сколько бы ему ни давали. Либо пяти лет достаточно. Больше не имеет смысла. (...) Я видел очень много здесь людей, совершенно разных. И раскаяние у кого-то наступает через секунду после совершение преступления. Кому-то необходимо для этого время. У кого то оно не настанет никогда", - приходит к мысли он.
Сценарии в голове
Как сценарист, Алимов отмечает, что в колонии чуть ли не каждый день слышит истории, за которые киностудии готовы платить большие деньги. Здесь у него уже родилось порядка пяти сценариев.
"К моему удивлению, здесь оказалась масса людей с настоящими историями. Если мои коллеги на воле в поисках каких-либо сценариев... На меня каждый день в курилке сваливается такой объем информации! Друзья с "Казахфильма" говорят: "Давай, быстрее выходи, сценарии ждем". Такое количество сценариев - это потрясающе просто. С реализацией, конечно, приходится ждать, потому что все это дело носить с собой невозможно, остается лишь рассчитывать на память. Примерно штучки так четыре сформулированы полностью. Пятая в голове, если удастся удержать, то удержу", - делится Алимов.
Алимов был осужден в августе 2015 года. Он признал свою вину в убийстве журналистки Илоны Екшембеевой. Ее тело с ножевыми ранениями было найдено в собственной квартире 12 марта 2015 года. У 40-летней женщины остался сын.