В сентябре 2018 года при Главном управлении военной полиции начал работу полиграфологический отдел. В его распоряжении два "детектора лжи": стационарный установлен в Астане, мобильный находится в Алматы, но может быть доставлен куда угодно. Что и произошло утром 21 февраля, когда журналистов позвали на встречу с военными для демонстрации полиграфного оборудования.
В сентябре 2018 года при Главном управлении военной полиции начал работу полиграфологический отдел. В его распоряжении два "детектора лжи": стационарный установлен в Астане, мобильный находится в Алматы, но может быть доставлен куда угодно. Что и произошло утром 21 февраля, когда журналистов позвали на встречу с военными для демонстрации полиграфного оборудования.
За полгода на нем проверили около 100 человек. А теперь в обязательном порядке будут проверять всех военнослужащих при назначении на должности, подверженные коррупционному риску. Корреспондент Tengrinews.kz посмотрел, отличается ли исследование на "детекторе лжи" от того, что показывают в фильмах, и узнал, можно ли обмануть аппарат.
Демонстрация полиграфа проходит в Клубе при Военном клиническом госпитале Министерства обороны на 70-м разъезде. Но это не значит, что проверки будут проходить именно в госпитале. Просто удобная площадка для встречи военных и журналистов. Мобильный "детектор лжи", применяемый российскими и казахстанскими спецслужбами, состоит из ноутбука и датчиков. Он умещается в небольшом чемоданчике. Чтобы разложить все на столе и подготовиться к работе, полиграфологу требуется 15 минут.
Мероприятие началось с проникновенной лекции об опасности коррупции. На сцене выступает подполковник Нурбол Алтынбеков, старший офицер управления по противодействию коррупции Главного управления военной полиции. Его внимательно слушают десятки командиров войсковых частей и начальников государственных учреждений.
По информации слайд-шоу, бывают взятки за "снятие взыскания", "назначение на должность", "премирование", "кадровое решение", "присвоение воинского звания", "отпуск и командировки". Также напоминается о категорическом запрете принимать подарки: их рекомендуется сдавать в территориальный Комитет госимущества и приватизации Минфина, который в Алматы находится по адресу Достык, 134. Сдавать надо даже шоколадки и торты. Если подарок очень понравился, то его можно выкупить.
Также подполковник Алтынбеков показывает фотографии военачальников, попавшихся на взятке. В подписях к фото значится информация о сроке лишения свободы или сумме штрафа и о том, какого воинского звания лишился военнослужащий. Усиливают предостережение военнослужащих от поборов показом такого ролика:
После завершения лекции в зале ищут добровольца, кто хотел бы испытать себя на "детекторе лжи". Минуты две - тишина. Затем желающий нашелся, им стал подполковник Руслан Утепов, командир войсковой части 12881 десантно-штурмовых войск. В зале товарищу желают "обмануть аппарат". Мужчина поднимается на сцену, где установлено оборудование. Прежде чем полиграфолог наденет на него датчики, мужчине предлагается выполнить простое задание на сокрытие числа.
На доске написан ряд цифр: 1, 2, 3, 5. Руслан вписывает пропущенную цифру 4. В ходе проверки на полиграфе на вопрос: "Писал ли он 4?" надо ответить отрицательно. Это должно продемонстрировать, что показывает аппарат, когда человек лжет. Вопросы о личном, службе и взятках на этой сцене сегодня не задают.
Всего у полиграфа шесть датчиков: артериального давления (манжет выглядит точно так же, как у вашего домашнего измерителя давления), датчики верхнего и нижнего дыхания, датчик кожно-гальванической реакции (регистрирует потоотделение), датчик фотоплетизмограммы (измеряет объемный пульс крови, частоту сердцебиения, вариабельность сердечного ритма), а также датчик тремора (на стуле, куда сядет испытуемый, лежат две "таблетки", похожие на беспроводную зарядку смартфона). Оборудование стоимостью около трех миллионов тенге - российское.
Через проектор на занавес в глубине сцены выводится изображение с ноутбука, всего шесть графиков. Внимание зала сосредоточено на яркой красной линии, расположенной посередине - это данные с тонометра. В зале слышен одобряющий шепот, когда испытуемый подполковник Руслан Утепов на вопрос про цифру 4 отвечает "нет", а линия особенно не колеблется. Задание повторяют еще дважды, только теперь вопрос про цифру 4 задают не по порядку.
"Пульс не учащался. Но если вы обратите внимание на график дыхания (тонкая голубая линия, вторая сверху. - Прим. авт.), то увидите, что "дыхательные волны" идут вниз. Он задерживал дыхание при ответе на этот вопрос. Это называется апноэ, оно происходит непроизвольно. Человек никогда не сможет полностью контролировать свой организм", - пояснил подполковник Жомарт Битабаров, старший офицер полиграфологического отдела, проходивший переподготовку на полиграфолога в Академии КНБ.
Специалист добавил, что в реальности исследование длится не 15-20 минут, как сегодня, а два-три часа. И не на сцене, а в закрытом помещении, где эксперт и проверяемый находятся тет-а-тет. Эмоциональное возбуждение является противопоказанием для исследования: перед началом инструментального психофизиологического исследования эксперт должен удостовериться, что человек спокоен.
Полиграфологи сопоставляют данные нескольких исследований и на основании этого пишут свое заключение. Они не выносят вердикт, врет человек или нет. А лишь описывают графики, отмечая, где показания выходят за допустимую норму 0,75 единицы. Если график поднялся выше допустимой нормы, то вероятность лжи - 99,9 процента. Отчеты с этими данными кладут на стол начальству, которое само решает, что делать с результатами исследования.