Фонд имени академика Шахмардана Есенова завершил исследование казахстанских школьников в рамках пилотного проекта "Шахматы в школе". Он проходил под эгидой фонда в 2017-2020 годах в 18 школах Алматы, Кызылорды, Павлодара и Павлодарской области и показал, что дети, изучавшие шахматы все это время, по итогам продемонстрировали более высокий уровень развития в сравнении со сверстниками, не обучавшимися игре.
Фонд имени академика Шахмардана Есенова завершил исследование казахстанских школьников в рамках пилотного проекта "Шахматы в школе". Он проходил под эгидой фонда в 2017-2020 годах в 18 школах Алматы, Кызылорды, Павлодара и Павлодарской области и показал, что дети, изучавшие шахматы все это время, по итогам продемонстрировали более высокий уровень развития в сравнении со сверстниками, не обучавшимися игре.
"25 психологов произвели замеры по 122 параметрам у 1 852 школьников 6-9 лет в пилотных классах. Они выяснили, что у занимающихся шахматами повысился уровень интеллекта, креативности, снизился уровень тревожности, повысился уровень словесно-логического мышления", — рассказала координатор программы Shakhmardan Yessenov Foundation Салтанат Ногайбаланова.
53,7 процента принявших в опросе детей мальчики, 46,3 процента – девочки, 13,1 процента из них русские, 79,1 процента – казахи, 7,8 процента представляли другие национальности, для 63,2 процента языком обучения был казахский.
"Психологи выявили значимое отличие между группами, изучавшими шахматы (экспериментальными), и теми, где предмет не изучался (контрольными). У школьников из первых групп более высокий уровень словесно-логического мышления, общей осведомленности, сильнее способность к классификации и обобщению, выявлению закономерностей", - добавила Салтанат Ногайбаланова.
Результаты, полученные в Казахстане, отправили на экспертизу в Национальный институт биомедицины и спорта в Москве. Выяснилось, что школьники, занимающиеся шахматами, демонстрировали более высокие показатели по всем характеристикам.
"После летних каникул дети, участвовавшие в пилотном проекте "Шахматы в школе", не продемонстрировали никаких "ухудшений". Можно предположить, что занятия шахматами способствуют укреплению взаимосвязи интеллекта и креативного мышления, формируют когнитивную структуру, которая способствует более эффективному и продуктивному мышлению", - отметила член Российского психологического общества и Международного общества спортивных психологов Ольга Тиунова.
Казахстанские психологи, участвовавшие в проекте, отметили, что большинство родителей школьников хотели бы включить шахматы в базовую программу начальной школы.
Цель пилотного проекта "Шахматы в школе" фонда имени Есенова — внедрение шахмат в программу обучения как предмета, который преподается по выбору руководства школы и родителей учеников. Результаты трехлетнего пилота будут направлены в Министерство образования и науки РК, которое примет решение о судьбе предмета в учебной программе общеобразовательных школ страны.