Астанчанка Жанара Байжулдинова - счастливая мама одиннадцати детей. Когда-то она была матерью одиночкой, но в 2012 году решила кардинально изменить свою жизнь и жизнь десяти детей, восемь из которых пришли в ее семью из детского дома. Историей о своем опыте приемной мамы, замужестве и рождении одиннадцатого ребенка Жанара поделилась с корреспондентом Tengrinews.kz.
Астанчанка Жанара Байжулдинова - счастливая мама одиннадцати детей. Когда-то она была матерью одиночкой, но в 2012 году решила кардинально изменить свою жизнь и жизнь десяти детей, восемь из которых пришли в ее семью из детского дома. Историей о своем опыте приемной мамы, замужестве и рождении одиннадцатого ребенка Жанара поделилась с корреспондентом Tengrinews.kz.
"Давно искала повод"
Жанара советует тем, кто хочет усыновить ребенка, но сомневается, не делать этого. Сама же она дождалась момента, когда в ее сердце сомнений не осталось. Иногда такое решение приходит не в самые счастливые годы.
"Мой родной двухлетний сын Даниял был болен. Я обошла всех врачей, у него была эпилепсия и ДЦП легкой степени. Помочь ему могло только чудо. Я всегда хотела быть приемной мамой, но когда у меня на руках был больной ребенок, мысль об усыновлении стала навязчивой. Мне казалось, что если я совершу чудо для кого-то, чудо произойдет и со мной. И оно случилось. Мой сын действительно выздоровел. Не знаю, что это было, но как только мы решили для себя, даже еще не выбрали кого, припадки прекратились. С годами я поняла, что, возможно, давно искала повод", - рассказала Жанара историю своего первого удочерения четырехмесячной девочки по имени Дарияжан.
Жанара признается, что на удочерение ее в большей степени уговорила ее старшая дочь Аружан. На тот момент девочке было десять, она очень просила ребенка и плакала всякий раз, когда слышала трогательные истории приемных семей.
Фото со страницы Facebook
"Решила, что в стране надо что-то менять"
С первым удочерением к Жанаре пришло понимание, что институт усыновления в Казахстане развит слабо. Семьям трудно разобраться в нюансах законодательства, правильно выбрать форму усыновления. Так родился Клуб приемных родителей, сначала просто как посиделки на кухне у Жанары.
"Я сама по себе человек конкретный, не только как юрист, правовые вопросы какие-то поднимала всегда. Я решила, что в стране нужно что-то менять, но менять своими маленькими шажочками. Я очень серьезно подошла к вопросу усыновления, изучила все что можно, законодательную нашу базу, все нюансы. И решила по мере своих сил менять этот мир. Начиная с себя. Начала консультировать, объяснять, как это делается. Мало того, что в законах прописано, есть нюансы, которые не прописаны в законах, но их тоже надо изучать, знать, как это применяется на деле. За такие вопросы не каждый юрист возьмется, потому что усыновление - это низкооплачиваемое направление. Но поскольку это делается ради детей, а не ради родителей, я решила, что это должно быть бесплатно", - рассказывает Жанара.
Фото со страницы Facebook
Почему патронат лучше усыновления
В семье Жанары только ее родные Аружан и Даниял, а также первая удочеренная Дарияжан имеют ее фамилию. Для остальных детей она выбрала патронатное воспитание, так как решила, что так лучше для них.
"Таким детям предоставляется приоритетное право становиться в очередь на жилье, они по иерархии идут вторые после ветеранов ВОВ. В учебе послабления - по оплате, льготы, гранты. На самом деле ни одной из этих льгот мы не воспользовались. Я бы их усыновила без проблем, и фамилию бы свою дала, но вдруг они завтра обидятся на меня, скажут: "Сама не купила квартиру и государству дать не дала", - объяснила Жанара.
Архивное фото со страницы Facebook
"Образование - не обязательно"
Некоторые заявления Жанары относительно воспитания детей могут показаться возмутительными. Например, это касается ее отношения к образованию. Она считает, что учиться детям из детского дома не обязательно.
Но, выслушав ее мнение, понимаешь, насколько мудро рассуждает эта женщина.
Старшие дочки Жанары - Ангелина и Татьяна - обучились в платном колледже. Государство обязывает патронатного родителя дать ребенку образование, но даже обучаясь там, девочки вскоре перешли на дистанционное обучение, а с 15 лет пошли на работу.
"Есть одна проблема, уровень интеллектуальных способностей, уровень психологических параметров развития у детей, которые выросли в стенах детского дома, не в том плане что это дети алкоголиков и что-то такое, любой ребенок из детского дома, в силу того, что идет ограничение в социальных нуждах, чаще всего страдает таким диагнозом как депривация. Ребенок идет на горшок тогда, когда ему сказали по расписанию, а не тогда, когда он хочет. Вы захотели ночью телевизор посмотреть, включили и смотрите, а они ограничены в этих правах. Захотели лишний стакан воды выпить или лишний стакан чая, или просто взять перекус из холодильника. У вас есть право свободы открыть и взять. А у них этого нет. Интеллект и все остальные потребности мозга начинают притупляться, им сложно учиться", - объяснила Жанара.
Самое главное, по ее словам, это социализация ребенка. А этому лучше всего способствует трудовой опыт.
"Зато я с 15 лет приобщала их к труду. Они работали и в парикмахерской, в фастфуде, почти 8 месяцев Таня работала помощником воспитателя в центре медико-педагогической коррекции "Сенім". За три года девочки имели стаж, работали, изучали иностранные языки, развивались. И после колледжа мы отправили их институт в Китае, недалеко от Шанхая. С утра учатся, после обеда работают. Работу взяли, потому что знают английский язык", - рассказала приемная мама.
Работа, убеждена Жанара, учит ребенка распоряжаться своим временем, деньгами, нести ответственность и отдавать что-то другим. Это именно то, чему не учатся дети в детском доме.
Фото со страницы Facebook
Научить детей отдавать, а не требовать
Жанара несколько лет назад организовала склад для помощи многодетным приемным семьям, туда благотворители привозили одежду, продукты, игрушки.
"Была такая необходимость. Но все таки приемные родители чаще всего не такие бедные, со временем этот склад стал больше для многодетных малообеспеченных. Когда я вышла замуж, я его закрыла, чтобы заниматься семьей. Сейчас еще кто-то звонит, привозит, у меня есть список семей, я им развожу. В первую очередь я это делала ради своих детей, чтобы они приучались делиться, помогать. Для них это было не норма - кому-то помогать. Для них было нормой помощь брать, просить. Склад очень сильно помог нам", - поделилась она.
Сейчас у всех детей Жанары есть желание заботиться о ком-то, помогать и делиться.
Фото со страницы Facebook
Как выйти замуж с десятью детьми?
"Сама не знаю как так вышло, но мой пример, наверное, подтверждает, что для мужчин не важно. Мужчины женятся, при том что у них и свои дети есть. Если мужчина готов жить именно с этой женщиной и если он достаточно зрелый, что ему будет неважно что говорят другие", - поделилась мнением Жанара.
Жанара и Жанибек учились вместе в университете в Алматы и знакомы с 1995 года.
"О том, что у меня такое семейное положение он знал. Единственное, он не знал замужем ли я. Когда узнал, что не замужем, мы начали переписываться. На третьи сутки он мне сразу сказал, что он хочет, какие у него планы. Тем более, я сказала, что я не хочу время тратить ни свое, ни чье-то. Мне важно, чтобы моих детей принял мужчина, который любит меня. Я ему безмерно благодарна, детям нужен был отец и он реально стал настоящим отцом моим детям", - призналась Жанара.
Пара поженилась 9 марта 2017 года. Вскоре дети уговорили их на ребенка, так в семье появился еще один мальчик, а Жанара еще раз доказала, что в этой жизни возможно все.
Фото со страницы Facebook
"Я не выбирала детей"
Своими детьми Жанара очень гордится. Гордость дополняется еще и тем, что она не выбирала детей в детском доме, а забирала тех, кого ей предлагали воспитатели.
"Просто приходила, говорила возраст - до скольки-то лет - и пол. Кого назовете, того и возьмем", - отметила она.
В итоге в семье Жанары собрались дети самых разных национальностей. "Только казахов нет", - шутит она.
Фото со страницы Facebook
"Маленький герой"
У 13-летней Мариям очень трогательная история потери, а потом обретения семьи. Ей было четыре, когда ее, ее двухлетнего брата Михаила и двухмесячную сестру Светлану забрали у матери в Дом малютки.
"Когда их забрали от матери, она братишку на руках носила, нянчила. Из-за этого у нее развилось серьезное опущение внутренних органов. Она мне очень жаловалась на боли, мы нашли причину, вылечили.
Но благодаря Мариям Миша вырос как нормальный ребенок. Он получил столько любви от сестры, что никто не может подумать, что он был ограничен в этом. Избалованный такой, ерке бала. Мариям отдала всю себя ему - маленький герой, понимала, что их забрали из семьи, что нужно делиться любовью", - рассказала приемная мама детей.
А вот младшая Светлана была разлучена с родными, она родилась недоношенной, была слаба и жила в другой группе детей. Мариям с Мишей узнали о том, что у них есть сестренка уже когда пришли в семью Жанары. Новой маме пришлось приложить немало усилий, чтобы они признали в маленькой Свете родного человека.
"Светлане 10 лет, в психологическом плане она глубоко недоразвита. В первые годы было очень сложно, она не понимала элементарного, не могла запомнить буквы. К счастью, сейчас у нее большой прогресс, отличницей не станет, но зато уже сама может ездить на автобусе, поддерживать диалоги с людьми. Очень много было потрачено нервов, времени, ресурсов. С ней очень сложно, у нее бывали моменты, она могла ночью проснуться от галлюцинаций, что-то видела, слышала. После таких сцен я сама не могла уснуть от страха", - поделилась Жанара.
Мариям и Миша учатся в школе с казахским языком обучения. По словам мамы, голубоглазый мальчик-блондин не перестает удивлять окружающих искусным знанием языка.
В 2017 году Жанара нашла маму ребят - Баян, и тоже взяла под свою опеку. Женщина тоже была сиротой и оказалась совершенно неприспособленной к жизни. Она родила 7 детей, троих их которых у нее забрали в детский дом, двоих она родила чуть позже и один малыш у нее погиб. Когда ее нашли, она поселилась в доме Жанары, после семья снимала ей отдельное жилье. С сентября 2018 года Баян смогла сама себя обеспечивать и ее восстановили в правах. Как призналась Жанара, ей было очень трудно, но она осталась сторонником сохранения биологической семьи.
"Она оказывается очень исполнительная. Я от нее в шоке в хорошем смысле слова. И главное - дети знают, что теперь они рядом с мамой", - отметила Жанара.
Посмотреть эту публикацию в Instagram
"Я буду как дедушка-министр"
Как оказалось, в семье Жанары есть юный поклонник министра культуры и спорта Арыстанбека Мухамедиулы. Это мальчик по имени Захар. Он пришел в семью вместе со старшей сестрой Светланой.
"Ни фамилии, ни имена я им не меняла, ребенок уже откликается на имя, смена приведет к психологическому стрессу. Хотя они все хотят поменять себе имя. Кто-то себя назвал Томирис, кто-то Каракат. Захар себя назвал Арыстанбек. Он так уважает министра культуры Арыстанбека Мухамедиулы. Говорит: "Я буду как дедушка-министр". Он смышленый тактичный мальчик, тонкий политик, лишнего не скажет. Они с Мишей любят футбол", - рассказывает Жанара.
Старшую Светлану Жанара, любя, называет "домашней девочкой". Света очень любит дом и своих братьев и сестер, она открытая, ласковая, мечтает стать актрисой, а еще очень привязана к бабушке с дедушкой - родителям Жанары.
"Если бы ей дали возможность, она бы к ним переехала жить", - поделилась приемная мама.
Посмотреть эту публикацию в Instagram
Такая неидеальная мама
"Все называют мамой. Первое время Таня обращалась никак. Стеснялась что ли, недели три привыкала. А Аделина легко сразу назвала мамой. Детям не сложно назвать человека мамой, главное, чтобы они понимали, что реально означает это слово. Сказать "мама" легко, а вот соответствовать - другое дело. Я, может быть, не идеальная мама, но я все самое важное им дала и они это знают. Знают, что я люблю их", - делится Жанара.
Говоря о конкуренции детей за ее внимание, она призналась, что ее нельзя назвать особенно ласковой.
"Я любовь проявляю по-другому. Наши родители тоже много работали, нас особо много никто не обнимал, няшной любви тоже не получили. Первое время переживала, а потом подумала, что самое главное - я делаю то, что надо. За эти годы вылечила многие хронические болезни, которые в детском доме и не замечали", - сказала она.
Фото со страницы Facebook
Больше всего Жанара переживала за девочек, пришедших к ней почти взрослыми. По закону опекун обязан сопровождать ребенка только до 18 лет.
"Ангелине было 15, а в 18 лет она имеет право уйти. И представьте, она ушла и не приучена к труду. Что я буду делать? Я же буду переживать потом за нее. Поэтому за эти три года я должна была дать ей навыки труда, чтобы она могла быть парикмахером, посудомойщицей, чтобы она не потеряла себя после 18 лет. Но, к счастью, нам повезло, они мне доверяют", - добавила она.
Посмотреть эту публикацию в Instagram
Сейчас в большой семье Жанары 13 человек. Как и в 2012 году она по-прежнему активно помогает всем желающим усыновить ребенка. Жанара ведет обучающие тренинги для приемных родителей и, возможно, по старой астанинской привычке, тегает в Facebook главу Администрации Президента Асета Исекешева, с просьбой дать приемным семьям налоговые льготы и списание коммунальных платежей.