Признанный лидер в области коммуникационных технологий Nokia презентовал первый в истории компании нетбук. Понять, как финский гигант подцепил “нетбуковую лихорадку” несложно – миниатюрные устройства можно использовать, чтобы "соединять людей" через интернет, а также для дальнейшего освоения технологии 3G. Портативные компьютеры нового поколения по функциональности соперничают с традиционными ноутбуками, а стоят в разы дешевле, и вот-вот вытеснят с рынка своих полноценных прототипов. Надолго ли?
Нетбук: Connecting People
Nokia, как специалист в области коммуникаций, оценила возможности мини-ноутбуков в первую очередь как средств связи, способных "соединить людей". Кроме того, рост нового сегмента в 127 процентов за прошлый год, по оценке IDC, выглядит солидно на фоне десятипроцентного роста продаж на рынке мобильных телефонов. Популярность нового поколения компьютеров увеличивается с каждым днем, а по прогнозу iSuppli рост продаж нетбуков продлится как минимум до 2012 года и составит приблизительно 140 процентов в год. Сам факт того, что лидирующий производитель сотовых телефонов Nokia включился в гонку и представил свой вариант устройства, доказывает, что потенциал этого сектора далеко не исчерпан.
Для финского гиганта важным фактором является мобильность нетбуков - легкий вес и небольшие размеры, которые делают их отличными кандидатами для дальнейшего освоения технологии 3G и рынка мобильного широкополосного доступа. Именно лидерство в этой области, по всей видимости, стало главной целью компании. В нетбуке от Nokia можно, например, обнаружить слот для SIM-карты, который позволит использовать интернет от сотовых провайдеров без использования USB-модема. Ходят слухи о том, что Nokia предложит пользователям пакеты состоящие из нетбука и телефона по низкой цене, с целью отбить аудиторию у конкурентов.
По мнению аналитиков, появление Nokia на рынке может оказаться весьма успешным. В активе компании - собственно сам бренд и прочный connect с ритейлерами мобильных телефонов, которые в настоящее время внедряют нетбуки в свои товарные линейки. С их помощью финские нетбуки имеют все шанcы стать и популярными, и конкурентоспособными.
Маленький, да удаленький
Под определение "нетбук" попадают миниатюрные ноутбуки с диагональю экрана в 7-10 дюймов, зачастую лишенные cd или dvd привода, весом до двух килограммов в ценовом диапазоне от 200 до 600 долларов. Устройства призваны решать ежедневные задачи обычного пользователя. Однако главной целью электронной машинки является использование интернета. Само слово netbook с английского можно перевести как "сетевая книжка". Кроме доступа ко всемирной паутине, малогабаритный компьютер позволяет редактировать текстовые документы, смотреть видео, слушать музыку и общаться посредством интернет-телефонии (многие модели оснащены веб-камерами). Словом, набор функций включает в себя то, для чего в настоящее время используется большинство компьютеров.
Первый нетбук в его современном понимании - это Eee PC от Asus, появившийся в 2007 году. Модель обладала процессором Intel Celeron M и экраном диагональю семь дюймов. В минимальной комплектации новинка от Asus стоила 250 долларов.
После появления Eee PC "Нетбуковой лихорадкой" заболели многие крупные производители. Новые модели от ведущих представителей индустрии посыпались на мировой рынок, словно из рога изобилия. Тут-то и произошло самое интересное. Малобюджетные миниатюрные машины стали пользоваться огромной популярностью среди покупателей. По всей видимости, плод технологического прогресса очень точно вписался в потребности современного общества. Миллионы людей по всему миру предпочли малопроизводительный, но милый карману мобильный нетбук его мощному, но громоздкому брату.
Важной вехой в развитии сегмента стал процессор Atom компании Intel, появившийся в июне 2008 года. Его разработали специально для использования в нетбуках и неттопах. Он совмещает в себе надежность и экономичность, и на сегодняшний день является самым распространенным среди мини-ноутбуков. Вряд ли это надолго, ибо в сегменте растет не только конкуренция, но и продажи.
В настоящее время в нише присутствуют два пока неоспоримых лидера: положивший начало тенденции пионер Asus и тайваньская корпорация Acer. По словам главы Acer Жанфранко Ланси (Gianfranco Lanci), в 2008 году было продано более пяти миллионов бюджетных устройств. Продажи Asus за тот же период составили 4,9 миллиона штук. Всего в прошлом году было реализовано 16,4 миллиона миниатюрных компьютеров. Аналитики исследовательской компании DisplaySearch, прогнозируют, что в 2009 году во всем мире своих владельцев обретут 32,7 миллиона нетбуков. Ранее прогнозировалось, что продажи достигнут 27,5 миллиона штук. Только в Asus в 2009 году планируют продать 10 миллионов Eee PC, удвоив прошлогодний показатель. Компания Acer оценила свои способности в 12 миллионов нетбуков за 2009 год.
На почве кризиса
Сейчас уже очевидно, что нетбук - это дитя мирового кризиса. Причины стремительного роста продаж объясняются просто: низкая цена при высокой функциональности. Пока рынок нетбуков переживает период бурного подъема, в сегменте полноценных ноутбуков царит затишье. В течение текущего года, как ожидается, продажи традиционных портативных компьютеров увеличатся всего на три процента.
Глава американского лидера в области разработки беспроводных средств связи Qualcomm Inc. Пол Джейкобс (Paul Jacobs) заявил, что нетбучный рынок перерастет ноутбучный, поскольку низкая цена привлекает огромные аудитории. Популярности устройств также поспособствует тот факт, что общество стремительно компьютеризируется, а нетбуки значительно упрощают этот процесс. Существует и противоположная точка зрения. По мнению аналитика International Data Corporation Брайана Ма (Bryan Ma), нетбуки очень ограничены функционально. "После того как люди поработают с ними некоторое время и поймут все заложенные в них ограничения, они решат купить полноценный компьютер", - заявил Ма.
Кстати говоря, пока кризис стоит на дворе, фактором роста популярности нетбуков может стать дальнейшее удешевление устройств. Такое развитие событий возможно благодаря сотрудничеству между производителями техники и телекоммуникационными компаниями. Примером такого альянса является договор между американским гигантом телекоммуникаций AT&T и компанией Dell. Подписав соглашение с оператором на два года, жители США могут получить нетбук от компании Dell стоимостью 499 долларов всего за 99 долларов. Подобная система успешно используется при продаже сотовых телефонов, как в Америке, так и в Европе. Именно такой схемой, по мнению некоторых аналитиков, воспользуется Nokia при реализации своих нетбуков.
"Гонка ко дну"
Из общей картины популярности мини-ноутбуков выбивается американский производитель Apple. Глава и основатель компании Стив Джобс (Steve Jobs) еще прошлой осенью заявил, что эта категория устройств не вписывается в образ Apple. Да и само использование дешевых нетбуков, собранных из деталей не самого высокого качества, ничего приятного пользователям не принесет.
Тем не менее, ходят постоянные слухи о том, что Apple представит свою интерпретацию нетбука. По последней информации, им станет устройство с чувствительным экраном под названием MacBook Touch или, по другой информации, The Tablet. Гибрид iPod Touch и MacBook с экраном диагональю 9,7 дюйма будет стоить около 800 долларов. По мнению Apple, дешевый нетбук пользователям не нужен. Скорее всего, Appleчане предвидят конец финансового кризиса и, как следствие, изменение потребительских привычек и потребностей в сторону более дорогих и усовершенствованных устройств.
Создатель блога theappleblog.com Джош Пигфорд (Josh Pigford) совсем недавно заявил, что паровоз с нетбуками для Apple уже ушел, из-за упрямого нежелания понять и принять феномен нетбуков. Политика компании пока негативно сказывается на продажах. По данным PC World, в этом году ноутбуки Apple оказались на последнем месте по популярности среди американских студентов. Из тех, кто намеревается купить новый компьютер, 34 процента приобретут нетбуки и только 17 процентов планируют купить маки.
Интересно, что в 2008 году блоггер назвал конкуренцию на рынке нетбуков "гонкой ко дну", поскольку производители пытаются привлечь потребителей наименьшей ценой, и тем самым вскоре опустятся на самое дно рентабельности производства. Стоит отметить, что при покупке нетбука вместе с контрактом от сотового оператора, вполне возможно будет получить устройство бесплатно. Производители же обретут свою прибыль за счет количества проданных устройств.
Тонкая грань
С развитием рынка и появлением новых моделей, грань между ноутбуками и нетбуками становится все тоньше и незаметнее. На сегодняшний день, некоторые модели обладают экраном в 10 дюймов почти полноразмерной клавиатурой и совсем не нетбучной ценой в 700 долларов и выше. У новинки Nokia например, стоимость которой пока неизвестна, размер экрана составляет как раз 10 дюймов, что является компромиссом между мобильностью и комфортом. На рынке также существуют модели компаний Asus, Acer, Dell и Samsung с экраном 12 дюймов и стоимостью около 600 долларов, которые позиционируются как нетбуки. Но чем ближе характеристики нетбуков приближаются к ноутбукам по размерам и производительности, тем сложнее становится определить категорию продукта.
Кроме нетбуков и ноутбуков, существует еще и третий тип современного компьютера - так называемый субноутбук. Он объединяет в себе малые габариты с высокой производительностью. Устройство является верхом технологий с миниатюрными комплектующими и мощностью полноценного ноутбука. Однако пока субноут стоит дороже традиционного компьютера, не говоря уже о нетбуке.
Скорее всего, после выхода из экономической рецессии нетбуки утратят свою нынешнюю популярность. Потребители либо вернутся к более производительным ноутбукам, либо перейдут на более дорогой и утонченный вариант мобильных компьютеров - субноуты.
Признанный лидер в области коммуникационных технологий Nokia презентовал первый в истории компании нетбук. Понять, как финский гигант подцепил “нетбуковую лихорадку” несложно – миниатюрные устройства можно использовать, чтобы "соединять людей" через интернет, а также для дальнейшего освоения технологии 3G. Портативные компьютеры нового поколения по функциональности соперничают с традиционными ноутбуками, а стоят в разы дешевле, и вот-вот вытеснят с рынка своих полноценных прототипов. Надолго ли?