В Европе в начале июля с новой силой вспыхнул спор относительно возможности разрешить продажу мяса клонированных животных. Министры сельского хозяйства ЕС решили разработать свод правил для реализации этого мяса в качестве "нового продукта". В то же время на днях ряды таможенной службы Южной Кореи пополнились шестью клонированными собаками-ищейками. Интересно, что именно южнокорейским ученым впервые удалось добиться клонирования собаки. А это достижение среди коллег было названо не иначе как покорением Эвереста клонирования.
Средство пропитания
Невольно вспоминается карикатура, пару лет назад свободно блуждавшая по интернету, где северокорейский лидер Ким Чен Ир с особым выражением мечтательности смотрит мультфильм про Карлсона. Тот самый отрывок где Малыш говорит: "Эх... мне бы собаку". Пардон за сарказм, но на фоне того, как в Европе на встрече министров сельского хозяйства в Люксембурге фактически было принято решение, которое можно истолковать в пользу производителей клонированного мяса, никаких других ассоциацией и не возникает.
Говоря короче, в заявлении, принятом на встрече, говорится о том, что новые продукты могут быть разрешены к продаже только в том случае, если они "не представляют опасности, не вводят в заблуждение потребителей и имеют не худшую питательную ценность". Оценивать возможные риски от употребления мяса клонов животных будет Европейская комиссия по безопасности продуктов. На решение министров сельского хозяйства стран ЕС не в последнюю очередь повлияли выводы исследований Европейского управления по безопасности продуктов питания (EFSA), соответствии с которыми, мясо потомства клонированных животных безопасно для здоровья потребителей.
Впрочем, окончательное решение еще предстоит принять Европарламенту, а он пока выступает против. "Зеленые" также уже готовят акции протестов, а эксперты в качестве причины запрета указывают на повышенную смертность среди животных-клонов. По их мнению, клонирование может сузить так называемый генетический "пул" и привести в один прекрасный день к повальной смертности клонов от какого-нибудь легкого заболевания. Но факт остается фактом - европейские политики уже не против если не сами питаться, то кормить других мясом клонированных животных. А это уже первый шаг на пути к легализации торговли этим продуктом.
Зачем корейцам клонированный пес?
Но вернемся к собакам. Над созданием клона четвероногого друга долгое время бились ученые из разных стран. Сотворить его оказалось не простой задачей, в частности, потому что овуляция у собак происходит несколько раз в год и предсказать ее так же трудно, как и стимулировать с помощью гормонов. Невозможно было и извлечь яйцеклетки из яичника собаки и вырастить их в лаборатории. Корейским же ученым удалось обнаружить прогестерон, который предупредил их об овуляции. В итоге первый в мире клон собаки - щенка афганской борзой - появился в 2005 году. Тогда биологи говорили, что повторение подвига группы из Сеула будет стоить никак не меньше миллиона долларов.
В 2006 году та же группа ученых из Южной Кореи впервые осуществила коммерческий проект и фактически воскресила умершего от рака питбуля американки Бернанн Маккинли. Клонирование пяти щенков обошлось ей в 50 тысяч долларов. Как рассказала потом американка, собака однажды спасла ей жизнь, отогнав напавшего на нее мастифа. Последний успел, однако, травмировать женщине левую руку, нервы на ногах и живот. Долгое время после случившегося Маккинли передвигалась с помощью инвалидного кресла. Питбуль сам научился толкать кресло хозяйки, когда в нем садилась батарея, открывал зубами двери дома, помогал снимать обувь и носки. Маккинли забрала только троих клонированных щенков, двоих она подарила в организацию, которая занимается выращиванием и обучением собак для инвалидов и пожилых людей.
Что касается лабрадоров, которые заступили на службу к южнокорейским таможенникам, то их специально
клонировали по заказу таможенной службы страны. Чтобы осуществить этот проект, государство потратило 300 тысяч долларов бюджетных средств. Как утверждают ученые, клонированные щенки благодаря своим генам легко проходят служебную подготовку и обладают хорошими способностями. В 2008 году уже американская компания представила пять клонов поисково-спасательной собаки, которая помогла отыскать множество людей, оказавшихся под обломками башен-близнецов в Нью-Йорке 11 сентября 2001 года.
Между тем, сами южнокорейские ученые уверяют, что главной целью клонирования собак является поиск путей лечения рака и диабета - заболеваний, которыми страдают как люди, так и собаки. Но надо быть аутистом, чтобы не заметить удивительное совпадение того, что именно в той стране, где собачатина является едва ли не национальным блюдом, была успешна клонирована первая собака. Для справки, собака в Корее может быть домашним животным, которое специально выкармливается на убой. Поговаривают, будто в ресторанах, перед тем как отправить животное на тарелку, его сначала подвешивают за лапы и дают дозу электрошока. Это нужно для того, чтобы произошел выброс адреналина, что якобы делает мясо особенно нежным. Кстати, Запад всегда выступал против того, что корейцы используют в пищу собак, мол, это не гуманно и все такое. Замечания эти естественно всегда пропускались мимо ушей, и что же помешает корейцам клонировать собак для собственного питания? Ну если не массового, то например для нужд армии в военное время?
Прибыль - основа клонирования
Вообще самые первые успешные опыты клонирования были проведены еще в 1977 английским профессором, тогда он клонировал более полусотни лягушек. Позже были и другие опыты, однако первым в мире клонированным животным стала самка овцы, названная Долли. Ее представили ученые из Великобритании в 1996 году, животное прожило шесть лет и погибло от прогрессирующего заболевания легких, вызванного ретровирусом. После нее биологи из разных стран успешно клонировали быка, мышь, корову, кролика, кошку, козла, хорька, верблюда , пиренийского козерога и даже бантенгов (диких быков, обитавших в Юго-Восточной Азии). Их, кстати, клонировали из клеток животных, умерших более 20 лет назад. Теперь ученые бьются над тем, чтобы возродить вымерших несколько веков назад доисторических животных. Зачем, правда, им нужно осуществлять последнее не совсем понятно.
Вообще, когда начинаешь задумываться о целях клонирования впадаешь в некое состояние внутреннего противоречия. С одной стороны, есть масса доводов о том, что клонирование - благо. Потому что оно может решить проблему с питанием. Это раз. Помочь в лечении различных заболеваний, которыми страдают как животные так и люди. Это два. Ну и даже утешить потерявших любимое животное путем его клонирования, как это было сделано с кошкой в 2001 году и с собакой вышеупомянутой американки. Это три.
Но в то же время нельзя забывать об опыте с овечкой Долли, которая слишком быстро постарела. Даже ее «создатель» британский ученый Иэн Уилмут вынужден был отказаться от исследований в области клонирования, признав, что ученые знают далеко не все риски таких опытов. Как говорят исследователи, клонированное животное отличается от настоящего скорее даже не по химическому составу, а по энергетическому. Овечка Долли развивалась совершенно по другим законам, которые ученым еще не известны. Говоря о минусах производства животных-клонов для обеспечения питанием, надо помнить, что существуют большие риски массового производства трансгенной продукции. А как показал опыт, который уже был с внедрением растительной генномодифицированной продукции, можно практически с уверенностью говорить, что продукция клонированных животных будет направляться прежде всего в страны третьего мира, в особенности в те из них, где очень высокая плотность населения.
В Европе в начале июля с новой силой вспыхнул спор относительно возможности разрешить продажу мяса клонированных животных. Министры сельского хозяйства ЕС решили разработать свод правил для реализации этого мяса в качестве "нового продукта". В то же время на днях ряды таможенной службы Южной Кореи пополнились шестью клонированными собаками-ищейками. Интересно, что именно южнокорейским ученым впервые удалось добиться клонирования собаки. А это достижение среди коллег было названо не иначе как покорением Эвереста клонирования.