У алматинца с диабетом забрали инвалидность: эксперт объяснил причины

Анжела Ким Корреспондент
Фото:depositphotos.com

19-летний житель Алматы с диабетом первого типа лишился инвалидности третьей группы после осмотра медкомиссии. По словам парня, ему не объяснили причины решения, а вместе со статусом исчезли социальные выплаты и государственная поддержка. С чем это связано — читайте в материале TengriHealth.

19-летний житель Алматы с диабетом первого типа лишился инвалидности третьей группы после осмотра медкомиссии. По словам парня, ему не объяснили причины решения, а вместе со статусом исчезли социальные выплаты и государственная поддержка. С чем это связано — читайте в материале TengriHealth.

Распишитесь — вы больше не инвалид

Алматинец Дамиани Мурзагалиев живёт с сахарным диабетом первого типа с 2015 года. Однако в январе 2026-го комиссия медико-социальной экспертизы (МСЭ), по словам парня, лишила его инвалидности третьей группы. На каких основаниях приняли это решение, молодому человеку так и не объяснили.

Реклама
Реклама

Как рассказывает Дамиани, он собрал все необходимые анализы и пришёл на комиссию в городскую больницу.

"В кабинете сидели четыре человека. Всё происходило безэмоционально, с безразличием. Никто не спрашивал про заболевание, не задавал вопросов. Меня раздели до нижнего белья, попросили поднять ноги, подышать — и на этом всё", — поделился он.

Позже ему выдали справку о лишении инвалидности третьей группы. По словам Дамиани, он более двух часов пытался добиться объяснений такого решения.

"Мне просто сказали: "Это уведомление о том, что вы больше не инвалид третьей группы, распишитесь здесь и здесь". Когда я спросил причину, их ответ просто убил: "Если не согласны, подавайте на обжалование", — вспоминает алматинец.

Так парень и поступил: он подал заявку на обжалование решения комиссии и жалобу через портал eOtinish.

Решение принимают формально? По каким критериям МСЭ сохраняет инвалидность

Специалист по защите прав пациентов с сахарным диабетом Руслан Закиев считает, что случай Дамиани далеко не единичный.

"После 2020 года людям с диабетом первого типа старше 18 лет медико-социальная экспертиза нередко отказывает в установлении инвалидности. Это системная несправедливость", — высказывает мнение Закиев.

Он объясняет, что по сути решение об инвалидности, которое принимают по правилам МСЭ, основано на том, что комиссия оценивает общее состояние здоровья человека и то, насколько болезнь ограничивает его повседневную жизнь.

Для этого используют международную классификацию нарушений функций организма и жизнедеятельности (МКФ).

"Однако часто решение принимается формально", — считает Закиев.

Он говорит, что для экспертов МСЭ главным фактором при установлении инвалидности казахстанцам, живущим с сахарным диабетом первого типа старше 18 лет, является факт наличия осложнений, указанных в отдельном приложении к правилам проведения МСЭ. Но человеку могут отказать в инвалидности даже из-за разности формулировок во врачебной выписке и этом приказе.

Об эксперте: Руслан Закиев — основатель и директор общественного фонда "Диабетический родительский комитет", эксперт в сфере защиты прав пациентов с сахарным диабетом. Более десяти лет занимается адвокацией интересов семей, воспитывающих детей с диабетом, развитием пациентских сообществ и продвижением современных технологий в диабетологии. Работал президентом Диабетической ассоциации Республики Казахстан.

Что говорят в Министерстве труда и социальной защиты населения

Мы обратились за комментарием в Минтруда относительно ситуации с Дамиани. Там нам сообщили, что рассмотрение обжалования в отделе методологии и контроля медико-социальной экспертизы департамента запланировано на 6 февраля 2026 года.

"Для объективности и всестороннего рассмотрения к заседанию привлекут профильных независимых специалистов системы здравоохранения — врача-невролога и врача-эндокринолога", — уточнили в министерстве.

Окончательное экспертное заключение вынесут по итогам заседания.

В пресс-службе добавили, что наличие заболевания само по себе не означает автоматического признания человека инвалидом.

"По действующим правилам медико-социальной экспертизы основанием для установления инвалидности становятся не диагнозы, а стойкие нарушения функций организма, к которым эти заболевания привели. Важно различать диагноз и статус "инвалидность"", — говорится в сообщении.

Во время экспертизы специалисты оценивают:

  • степень нарушения функций организма (есть ли тяжелые осложнения: нефропатия, ретинопатия, полинейропатия и другое),
  • ограничение жизнедеятельности (может ли человек сам себя обслуживать, передвигаться, работать).

В пресс-службе отмечают, что у детей до 18 лет инвалидность часто устанавливают из-за необходимости постоянной инсулинотерапии. Но после перехода во взрослую категорию подход меняется.

Если диабет протекает без тяжёлых осложнений, состояние остаётся компенсированным, а человек может учиться, работать и вести самостоятельную жизнь, группу инвалидности могут не назначить, пояснили в Минтруда.

Но как говорит сам Дамиани, согласно заключению эндокринолога, он является инсулинозависимым пациентом с множественными осложнениями: диабетической ретинопатией, полинейропатией, обмороками и резкими скачками сахара в крови. Но это не помешало экспертам лишить его инвалидности.

Парень подчёркивает, что вместе со статусом "инвалид" он потерял социальные выплаты, льготы и страховку в системе ОСМС, хотя болезнь никуда не исчезла.

Ранее в колонке для TengriHealth алматинка Ольга Чуманова рассказала, как подала в суд, чтобы доказать, что с неё незаконно сняли группу инвалидности. После операции женщина не может полноценно работать и даже передвигаться по городу. Подробнее о том, почему она вынуждена бороться за лишние 35 тысяч к пособию, читайте здесь.

Читайте также:

Таблетки — не панацея: что на самом деле значит жить с хроническим диагнозом

Новый скрининг и возрастной порог: какие заболевания казахстанцы смогут проверить бесплатно

Tengrinews

Реклама
Реклама
Лого TengriNews мобильная Лого TengriLife мобильная Лого TengriSport мобильная