Европа стремится к интеграции, пусть не при помощи конституции, проект которой с треском провалился в 2005 году, так при помощи "облегченной" версии изменений в функционировании наднациональных институтов Европейского Союза. Но когда все страны ЕС уже было согласились жить по-новому, свое "Я" показала Чехия. Лидеры европейских стран встретились 29 октября на саммите в Брюсселе, покручинили, да и приняли условия чешского президента, только чтобы Лиссабонский договор не повторил судьбы евроконституции.
Французско-голландский провал
Принятие в ЕС практически всех желающих заставило Евросоюз задуматься о реформах. Прежде всего, изменений требовала внутренняя структура союза и разграничение компетенции надгосударственных органов со странами-участницами.
В конце 1990-х, когда стало очевидно, что Евросоюз ждет беспрецедентное по своему масштабу расширение (только в 2004 году список стран-участниц пополнился сразу на 10 государств), стало ясно, что с реформированием лучше поторопиться. Тогда европейские политики видели выход в создании общей Конституции.
На саммите в Ницце в 2000 году было принято решение о разработке ее проекта. Однако уже тогда скептики называли евроконституцию сомнительным шагом. Самые худшие ожидания подтвердились. Несмотря на то, что в июне 2004 на специальном саммите ЕС был одобрен окончательный текст документа, ратифицировать его во всех странах-участницах так и не удалось. И без того на ладан дышавший проект загубили референдумы в Нидерландах и Франции.
Процесс принятия документа пришелся на довольно сложный период в развитии ЕС - были проблемы в социально-экономической сфере как вступающих государств, так и уже вступивших. Кроме того, свою лепту внесла и война в Ираке. Провал Конституции и последовавший за ним разлад позиций стран ЕС не только по проблеме принятия документа, но и по важнейшим бюджетно-финансовым аспектам, стал причиной системного кризиса европейской интеграции. Европе понадобилось новое объединяющее ядро. Но на этот раз, важнейший европейский документ должен стать успешным, иначе Европу ожидает новое политическое потрясение.
Вариант - light
Договор о внесении изменений в Договор о Европейском союзе и Договор об учреждении Европейского сообщества, он же Договор о реформе ЕС или Лиссабонский договор был окончательно согласован 19 октября 2007 года. Предполагается, что документ станет правовой основой функционирования Евросоюза на ближайшие 15-20 лет.
Однако на этот раз создатели документа постарались избежать громких названий, видимо чтобы не сглазить. Более того, после ратификации договора всеми членами Евросоюза его текст, как таковой, перестанет существовать. Все зафиксированные в нем нововведения будут просто внесены в три ранее принятых основополагающих документа ЕС: Договор об учреждении Европейского Сообщества (Римский договор 1957 года), Маастрихтский договор 1992 года и Договор об учреждении Европейского сообщества по атомной энергии 1957 года.
Некоторые политологи уже назвали Лиссабонский договор дерзкой попыткой реализовать проект нового мироустройтсва в масштабах европейской "лаборатории". Однако специалисты до сих пор сомневаются в успешности нововведения. В этом вопросе эксперты разделились на пессимистов и оптимистов. Первые настаивают, что идея мирового правительства, так красочно описываемая фантастами и футурологами, на практике окажется несостоятельной и утопичной. Вторые, напротив, утверждают, что наднациональный институт ЕС в новом обрамлении Лиссабонского соглашения, в отличие от ООН, к которой в последнее время мало кто прислушивается, станет реальным инструментом управления.
Как бы то ни было, Лиссабонский договор вступит в силу только после ратификации всеми 27 членами Евросоюза. Сейчас единственным упрямцем, препятствующим старту нового витка европейской интеграции, является Чехия.
Дашь на дашь
В то время как большинство стран-участниц ратифицировали Лиссабонский договор еще в 2008 году, проблемы с признанием нововведений, помимо Чехии, возникли у Германии, Польши и Ирландии. В сентябре-октябре этого года последние худо-бедно подписали документ. В Ирландии к этому решению пришли только со второго раза - первый референдум, прошедший в июне 2009 года, показал, что ирландцы не хотят усиления наднациональных европейских институтов. Но чешская сторона до сих пор затягивает решение по этому вопросу.
Сначала президент страны - ярый европессимист Вацлав Клаус - неоднократно высказывался против документа, жалуясь, что Лиссабонское соглашение является посягательством на суверенитет Чехии. Позже, поразмыслив, он все-таки согласился поставить под соглашением свою подпись. Но не без выгоды для Чехии.
Понимая, что в случае, если Лиссабонский договор, как и его предшественница - евроконституция, будет заблокирован, Европа окончательно погрузится в институциональный кризис, Клаус стал выторговывать для своей страны преференции. Именно позиция "дашь на дашь" является основной причиной того, что вся Европа и остальной мир вместе с ней, с замиранием сердца ждут окончательного решения Праги по сей день.
Рыльце в пуху
Основным требованием Клауса является поправка к Лиссабонскому договору, гарантирующая, что, так называемые "декреты Бенеша" останутся без изменений и не будут поставлены под сомнение. Еще в 1946 году глава Чехословакии Эдуард Бенеш подписал ряд законов, в соответствии с которыми из страны массово высылались немцы и венгры. Этот процесс сопровождался убийствами и конфискацией имущества.
Предполагалось, что подобные меры смогут устранить проблему 1938 года, когда Адольф Гитлер предъявил Чехословакии территориальные претензии, объясняя это необходимостью защиты прав немецкого меньшинства в Судетской области.
Сейчас власти Чехии опасаются, что с введением в действие Лиссабонского договора потомки беженцев вернутся на свои исконные земли и станут требовать возврата имущества и компенсаций. Клаус без тени кокетства объявил Брюсселю, что как только Евросоюз даст гарантии, что чешские суды не будут завалены исками изгнанных немцев и венгров, он сразу же оставит свой автограф на Лиссабонском договоре, несмотря на негативное отношение к нему.
Странным выглядит тот факт, что ЕС так долго упрямился и согласился на это условие только 30 октября. Ведь евродепутаты уже успели сделать подобные исключения для Великобритании и Польши. Лондону пообещали, что юрисдикция британских судов будет выше европейских. В свою очередь, Варшаве дали честное слово, что католическую Польшу не будут заставлять признавать однополые браки.
Вот вроде бы острая для Евросоюза ситуация миновала - Прага выторговала-таки то, что хотела, Клаус дал слово, что подпишет договор. Но не тут то было. Сейчас Конституционный суд Чехии рассматривает жалобу 19 сенаторов относительно того, что Лиссабонский договор противоречит конституции страны. Однако вынесение решения было отложено до 3 ноября. До вынесения вердикта, Клаус не имеет права подписывать соглашение.
Уже сейчас политическая элита ЕС живо обсуждает пожалуй самое занимательное нововведение, предусматриваемое Лиссабонским договором - пост президента Евросоюза. "Главе Европы" предрекают зарплату в 270 тысяч евро (398 тысяч долларов), 20 человек обслуживающего персонала, бесплатную резиденцию для проживания и целых 2,5 года правления.
За право стать первым президентом ЕС готовы побороться бывший премьер-министр Великобритании Тони Блэр, действующий датский премьер Андерс Фог Расмуссен, а также премьер-министры Люксембурга и Ирландии Жан-Клод Юнкер и Берти Ахерн, экс-президент Польши Александр Квасьневский, бывший канцлер Австрии Вольфганг Шюссель и бывший премьер-министр Бельгии Ги Верхофстадт. Своеобразный вотум недоверия уже успели объявить Блэру - мол, американские ставленники свободному европейскому народу не нужны.
А пока политические деятели стоящей на пороге "больших перемен" Европы делят шкуру неубитого медведя, Конституционный суд Чехии может взять, да и признать лиссабонский договор противоречащим основному закону страны. Или Клаус завредничает и передумает автографы раздавать. И тогда, как предрекают аналитики, Европа погрузится во мрак острейшего кризиса интеграции, откуда до развала уникального в истории человечества союза рукой подать.
Европа стремится к интеграции, пусть не при помощи конституции, проект которой с треском провалился в 2005 году, так при помощи "облегченной" версии изменений в функционировании наднациональных институтов Европейского Союза. Но когда все страны ЕС уже было согласились жить по-новому, свое "Я" показала Чехия. Лидеры европейских стран встретились 29 октября на саммите в Брюсселе, покручинили, да и приняли условия чешского президента, только чтобы Лиссабонский договор не повторил судьбы евроконституции.