Экономика все теснее связывает Китай и США. Попытки Вашингтона выгадать на этом политические дивиденды не увенчались успехом. Первый визит президента США Барака Обамы в Пекин показал, что на переговорах Китай менее склонен к уступкам и добивается больших результатов, чем Белый дом. И это симптоматично, так как США все более зависят от Китая, превращающегося в производственный блок американской экономики.
Обаму поставили на место
Президент США Барак Обама посетил Китай в рамках турне по Восточной Азии. Он стал первым главой американского государства, прибывшим в Поднебесную в первый год своего президентства. Окрещенная журналистами "туром прислушивания" серия визитов американского лидера в Японию, Сингапур, Китай и Южную Корею показала, насколько нынешний экономический кризис поставил США в зависимость от азиатских стран. И хотя сегодня часто говорят о взаимозависимости, визит Обамы в Поднебесную продемонстрировал, что взаимозависимость эта не является равной, по крайней мере в отношениях США с Китаем.
Посещение Обамой Пекина и Шанхая не привело к каким-то прорывам в двусторонних отношениях. Китай не ответил на просьбу США девальвировать юань, чтобы сделать двустороннюю торговлю более сбалансированной (США покупают на 268 миллиардов долларов больше китайских товаров, чем продают американских в Поднебесную). Кроме того, в ответ на американское предложение "разделить бремя мирового лидерства" и создать "Большую двойку" по аналогии с G8, G14, G20 и прочими группами "ответственных за судьбы мира" стран, премьер
правительства Китая Вэнь Цзябао заявил, что у Поднебесной хватает внутренних проблем и вообще не двум странам решать вопросы, которыми должны заниматься все государства мира. При этом глава китайского кабинета министров отметил, что следует развивать двустороннюю торговлю и инвестиции. А для этого надо бороться с протекционизмом.
Вообще, политическая повестка дня оказалась слабее экономической. Китайские диссиденты остались недовольны слабым акцентом, сделанным Обамой на традиционно занимающих ключевое место в двусторонних политических отношениях вопросах нарушения прав человека. Более того, американский президент не встретился ни с одним из правозащитников Поднебесной, хотя такие контакты были в расписании его визита в Китай. Не прошло мимо взора наблюдателей и то, что Обама перед визитом в Китай отказался от аудиенции с лидером Тибета в изгнании Далай-ламой.
В целом, от экспертов не укрылась главная характеристика визита. В то время как США были нацелены на задействование Китая в решении мировых политических проблем, в самой Поднебесной больше интересовались решением двусторонних экономических задач. Так, в комментариях по поводу визита Обамы китайские лидеры говорили об экономике, не упоминая о предложениях управлять миром и другой затронутой Обамой политической риторике.
Кроме того, выступление американского лидера не транслировалось в масштабах всего Китая. Для аналитиков это стало сигналом того, что Пекин не заинтересован в том, чтобы жители страны выяснили в чем заключается американская позиция по ключевым вопросам двустороннего взаимодействия, что означает малую вероятность поиска решения этих вопросов китайской стороной.
Скудные плоды
Что касается конкретных результатов, то их немного и сводятся они, в основном, к уступкам США. Вашингтон пообещал увеличить долю сбережений к ВВП (и снизить таким образом государственный долг), а также сдерживать инфляцию. Для Китая, который вложил более триллиона долларов в государственные резервы, отсутствие инфляционного обесценения американской валюты является важным вопросом. И решить эту проблему не поможет даже замена долларов золотом, проводящаяся в последнее время Китаем. Как уже не раз отмечали китайские чиновники, альтернативы американским ценным бумагам, как основному средству хранения резервов, пока нет.
Договорились стороны и решить проблему торговых войн. В сентябре Вашингтон объявил об увеличении таможенных пошлин на китайские шины и китайскую продукцию для нефтяной индустрии. Китай заявил, что это - "злоупотребление протекционизмом" и начал антидемпинговое расследование в отношении импорта американской курятины и запчастей для автомобилей.
Кроме того, Пекин И Вашингтон пришли к согласию по необходимости укрепления партнерства в нераспространении ядерных материалов, экологии и энергосбережении, а также в борьбе с кризисом в рамках G20. США подтвердили приверженность политике "одного Китая" в вопросе Тайваня, а также признали что права человека и религии являются внутренними делами стран.
Одно из заявлений, сделанное Обамой по итогам переговоров со своим китайским коллегой Ху Цзиньтао, раскрыло реальную подоплеку интереса США к Поднебесной. "Партнерство с Китаем оказалось ключевым фактором, позволившим нам выйти из рецессии", - сказал Обама, подтвердив зависимость США от экономики Китая, которая уже заставляет аналитиков использовать термин "Чимерика" в качестве конечной точки развития отношений двух стран.
"Чимерика"
Сам термин возник в результате замены начала слова "Америка" первым слогом английского наименования Китая (China). В процессе "чимериканизации" развитие двусторонних экономических связей ведет к тому, что Китай производит все больше продукции для рынка США, которые потребляют все больше китайских товаров. Поднебесная уже стала главным экспортером на американский рынок и обеспечивает пятую часть импорта США. То же касается доли рынка США в китайском экспорте. При этом китайские резервы, вложенные в долларовые облигации казначейства США (Поднебесная уже является главным иностранным покупателем этих ценных бумаг, причем речь идет опять же о 20-процентной доле), по сути, являются кредитной поддержкой американского спроса на китайские же товары.
Правительству Китая нужны новые рабочие места, которые обеспечивает рост экспортного сектора (Поднебесная потребляет только 35 процентов того, что производит). Замедление этого процесса ведет к повышению риска социальной нестабильности из-за роста числа не имеющей постоянного дохода китайской молодежи.
Проблема США в этом отношении заключается в том, что экономика страны опирается на потребление. Основные производственные мощности уже давно "перекочевали" за рубеж (в том числе на китайскую территорию). "Станок", печатающий доллары, помогает Вашингтону привлекать иностранные (в том числе китайские) деньги, полученные зарубежными производителями от американских потребителей за счет экспорта в США. Ведь зарабатывают эти деньги иностранные поставщики в виде тех же долларов и хранить их большинство правительств пока еще предпочитают в американских активах. Такая экономическая "лента Мебиуса" создает неравную взаимозависимость экономик США и Китая и заставляет Вашингтон предлагать Пекину прожекты, подобные двуглавой мировой гегемонии.
Однако монопольный производитель всегда диктует свои условия потребителю. Поэтому в процессе развития двусторонних экономических связей, сопровождающегося ростом роли китайских производителей на рынке США, Вашингтон будет все больше идти на уступки Пекину, которому будут все более безразличны политические интересы своего экономического партнера. И Белый дом еще не раз почувствует в двусторонних отношениях "дежа вю" первого визита Обамы в Китай.
Экономика все теснее связывает Китай и США. Попытки Вашингтона выгадать на этом политические дивиденды не увенчались успехом. Первый визит президента США Барака Обамы в Пекин показал, что на переговорах Китай менее склонен к уступкам и добивается больших результатов, чем Белый дом. И это симптоматично, так как США все более зависят от Китая, превращающегося в производственный блок американской экономики.