ОЦЕНИТЕ ДЕПУТАТОВ МАЖИЛИСА
16 апреля 2010 | 17:24

Облако над Европой

viewings icon comments icon

ПОДЕЛИТЬСЯ

whatsapp button telegram button facebook button

Извержение вулкана Эйяфьятлайокудль, что в 200 километрах от столицы исландского государства Рейкъявика, началось в ночь на 15 апреля. Огромное облако вулканического пепла, образовавшееся из-за выбросов в атмосферу, движимое ветром, парализовало работу аэропортов ряда европейских стран. Из соображений безопасности было закрыто воздушное пространство Великобритании, Ирландии, Дании, Норвегии, Швеции, Финляндии, Латвии, Польши и Франции. В общей сложности было отменено или задержано 17 тысяч рейсов из Европы и в Европу.

Опасные облака

Первые признаки вулканической активности спавшего около 200 лет вулкана проявились 21 марта 2010 года. Извержение было настолько мощным, что правительство Исландии ввело режим чрезвычайного положения и эвакуировало людей из близлежащих населенных пунктов. Вновь он дал о себе знать в ночь с 14 на 15 апреля. Вулканическая активность усилилась, и власти вынуждены были эвакуировать около 800 человек, живших вокруг одноименного ледника, на котором находится вулкан. В результате извержения в атмосферу было выброшено огромное облако пепла, которое представляет опасность для самолетов. Тучи пепла поднимаются на высоту полета самолетов и частицы пепла попадают на разогретые лопатки турбин, плавятся, облепляют движущиеся части и останавливают турбины. Еще один эффект попадания самолета в облако пепла состоит в том, что пепел может осесть в двигателе и сгореть там, покрыв внутренние поверхности двигателя густой субстанцией. Первый серьезный случай, заставивший осознать всю опасность пеплового загрязнения, произошел в 1980 году. Через несколько часов после начала извержения вулкана Сент-Хеленс (США) самолет DC-9-30, летевший из Сан-Франциско в Калгари, попал в вулканическое облако на высоте 10,7 тысячи метров. Всего за четыре минуты разрушению подверглись не только лобовые стекла, но и лопасти компрессора в двигателях. Лайнер совершил вынужденную посадку в городе Спокан (штат Вашингтон). Самолет был отправлен в ремонт. В ноябре 1982 года пассажирский самолет с 39 пассажирами на борту совершил вынужденную посадку в городе Кагошима (Япония) через шесть минут после взлета. Частицы пемзы из пепловой тучи вулкана Сакурадзима пробили лобовое стекло. 15 декабря 1989 года Boeing -747, летевший из Амстердама с 231 пассажиром на борту, попал в пепловую тучу извержения вулкана Ридаут на Аляске. Частицы вулканического пепла расплавились в нагретых двигателях самолета, и спекшаяся масса пепла образовала налет на лопастях турбин. В результате, все четыре двигателя заглохли, и в течение восьми минут самолет падал. За две тысячи метров от земли пилотам удалось запустить два двигателя. После приземления в Анкоридже (США) из каждой турбины было извлечено 60 килограммов вулканического пепла. Убытки из-за вышедших из строя двигателей, а также навигационных и электрических систем самолета составили 80 миллионов долларов. В апреле 2000 года, в результате извержения вулкана Этна на Сицилии, облако раскаленного пепла оказалось на пути следования авиалайнера компании Air Europe. Пепел разбил стекло кабины и вынудил экипаж прервать полет. По счастливой случайности, никто из пассажиров и членов экипажа не пострадал. В целом воздействие на самолет может оказаться комплексным: загрязнение воздухоочистительных систем и кондиционеров, попадание пепла в турбины, абразия стекол, короткое замыкание электрических систем.

Авиационный хаос

Учитывая опасность сложившейся обстановки, власти Исландии пришли к решению приостановить полеты. К утру четверга о частичном закрытии аэропортов объявили Великобритания и страны Северной Европы. С наступлением пятницы (16 апреля) об отмене всех рейсов объявила уже и Финляндия. Не вылетают самолеты из десяти немецких аэропортов, включая Гамбург, Франкфурт-на-Майне и оба берлинских аэропорта. Главное управление гражданской авиации Франции распорядилось о закрытии 25 воздушных ворот страны. Десятки пассажиров были вынуждены провести ночь в аэропортах. Утром туда стали прибывать новые пассажиры, однако никто не может сказать, когда воздушное сообщение будет восстановлено. С перебоями работают терминалы Бельгии, Дании, Норвегии, Латвии и Швеции. Сотни рейсов отменены в аэропортах Лиссабона и Вены. Ограничение на полеты вводится в аэропортах Японии, Чехии, Литвы, Польши. О закрытии своего воздушного пространства во второй половине дня 16 апреля объявила Австрия. В общей сложности из-за стихии трафик европейских авиаперевозок сократился на 15 процентов. По данным европейской Организации по контролю за безопасностью воздушного движения, из-за извержения вулкана отменены 17 тысяч авиарейсов в Европе. Это первый подобный случай со времен Второй мировой войны. Опустошив небо над Европой, облако пыли добралось до территории Российской Федерации. Однако МЧС поспешило успокоить население, что для них оно не представляет опасности. По данным территориальных органов МЧС России, на территории Архангельской, Мурманской и Вологодской областей выпадений пепла не наблюдалось. Тем не менее, службы осуществляют постоянный мониторинг ситуации. В МЧС создана межведомственная рабочая группа, в состав которой входят представители минприроды, Росгидромета, Росприроднадзора, Росавиации и геофизической службы РАН, которые постоянно следят за развитием ситуации.

Неутешительный прогноз

Исландские специалисты, ведущие наблюдение за вулканом, отмечают, что за последние двое суток активность Эйяфьятлайокудля возросла. И они не исключают, что стихия может нарушить нормальную работу авиатранспорта на продолжительное время. Дело в том, что на дне кратера происходят непрекращающиеся взрывы. Густое темно-серое облако поднялось в небо на шесть километров. По мнению экспертов, если сила извержения не уменьшится, за несколько дней облако накроет большую часть северного полушария. Профессор геофизики университета Исландии Магнус Туми Гудмундсон рассказал, что ученые не могут предугадать как поведет себя вулкан. "Извержение может прекратиться завтра, но может продолжаться и еще несколько недель или даже месяцев", - пояснил он. Как отмечает британское издание The Daily Mail, ссылаясь на экспертов, загрязнение атмосферы над Северной Европой может привести к нарушениям в работе авиакомпаний вплоть до шести месяцев. Впрочем, есть надежда, что пессимистичные прогнозы экспертов не оправдаются и вулкан уснет еще лет на 200. На Земле насчитывается около 700 активных вулканов, из которых в среднем 55-60 извергаются каждый год. Ключевская сопка на Камчатке, Этна на Сицилии, Мануа Лоа на Гавайских островах - по крайней мере в восьми-десяти случаях извержений история может повторится.
whatsapp button telegram button facebook button copyLink button
Иконка комментария блок соц сети
Извержение вулкана Эйяфьятлайокудль, что в 200 километрах от столицы исландского государства Рейкъявика, началось в ночь на 15 апреля. Огромное облако вулканического пепла, образовавшееся из-за выбросов в атмосферу, движимое ветром, парализовало работу аэропортов ряда европейских стран. Из соображений безопасности было закрыто воздушное пространство Великобритании, Ирландии, Дании, Норвегии, Швеции, Финляндии, Латвии, Польши и Франции. В общей сложности было отменено или задержано 17 тысяч рейсов из Европы и в Европу.

Опасные облака

Первые признаки вулканической активности спавшего около 200 лет вулкана проявились 21 марта 2010 года. Извержение было настолько мощным, что правительство Исландии ввело режим чрезвычайного положения и эвакуировало людей из близлежащих населенных пунктов. Вновь он дал о себе знать в ночь с 14 на 15 апреля. Вулканическая активность усилилась, и власти вынуждены были эвакуировать около 800 человек, живших вокруг одноименного ледника, на котором находится вулкан. В результате извержения в атмосферу было выброшено огромное облако пепла, которое представляет опасность для самолетов. Тучи пепла поднимаются на высоту полета самолетов и частицы пепла попадают на разогретые лопатки турбин, плавятся, облепляют движущиеся части и останавливают турбины. Еще один эффект попадания самолета в облако пепла состоит в том, что пепел может осесть в двигателе и сгореть там, покрыв внутренние поверхности двигателя густой субстанцией. Первый серьезный случай, заставивший осознать всю опасность пеплового загрязнения, произошел в 1980 году. Через несколько часов после начала извержения вулкана Сент-Хеленс (США) самолет DC-9-30, летевший из Сан-Франциско в Калгари, попал в вулканическое облако на высоте 10,7 тысячи метров. Всего за четыре минуты разрушению подверглись не только лобовые стекла, но и лопасти компрессора в двигателях. Лайнер совершил вынужденную посадку в городе Спокан (штат Вашингтон). Самолет был отправлен в ремонт. В ноябре 1982 года пассажирский самолет с 39 пассажирами на борту совершил вынужденную посадку в городе Кагошима (Япония) через шесть минут после взлета. Частицы пемзы из пепловой тучи вулкана Сакурадзима пробили лобовое стекло. 15 декабря 1989 года Boeing -747, летевший из Амстердама с 231 пассажиром на борту, попал в пепловую тучу извержения вулкана Ридаут на Аляске. Частицы вулканического пепла расплавились в нагретых двигателях самолета, и спекшаяся масса пепла образовала налет на лопастях турбин. В результате, все четыре двигателя заглохли, и в течение восьми минут самолет падал. За две тысячи метров от земли пилотам удалось запустить два двигателя. После приземления в Анкоридже (США) из каждой турбины было извлечено 60 килограммов вулканического пепла. Убытки из-за вышедших из строя двигателей, а также навигационных и электрических систем самолета составили 80 миллионов долларов. В апреле 2000 года, в результате извержения вулкана Этна на Сицилии, облако раскаленного пепла оказалось на пути следования авиалайнера компании Air Europe. Пепел разбил стекло кабины и вынудил экипаж прервать полет. По счастливой случайности, никто из пассажиров и членов экипажа не пострадал. В целом воздействие на самолет может оказаться комплексным: загрязнение воздухоочистительных систем и кондиционеров, попадание пепла в турбины, абразия стекол, короткое замыкание электрических систем.

Авиационный хаос

Учитывая опасность сложившейся обстановки, власти Исландии пришли к решению приостановить полеты. К утру четверга о частичном закрытии аэропортов объявили Великобритания и страны Северной Европы. С наступлением пятницы (16 апреля) об отмене всех рейсов объявила уже и Финляндия. Не вылетают самолеты из десяти немецких аэропортов, включая Гамбург, Франкфурт-на-Майне и оба берлинских аэропорта. Главное управление гражданской авиации Франции распорядилось о закрытии 25 воздушных ворот страны. Десятки пассажиров были вынуждены провести ночь в аэропортах. Утром туда стали прибывать новые пассажиры, однако никто не может сказать, когда воздушное сообщение будет восстановлено. С перебоями работают терминалы Бельгии, Дании, Норвегии, Латвии и Швеции. Сотни рейсов отменены в аэропортах Лиссабона и Вены. Ограничение на полеты вводится в аэропортах Японии, Чехии, Литвы, Польши. О закрытии своего воздушного пространства во второй половине дня 16 апреля объявила Австрия. В общей сложности из-за стихии трафик европейских авиаперевозок сократился на 15 процентов. По данным европейской Организации по контролю за безопасностью воздушного движения, из-за извержения вулкана отменены 17 тысяч авиарейсов в Европе. Это первый подобный случай со времен Второй мировой войны. Опустошив небо над Европой, облако пыли добралось до территории Российской Федерации. Однако МЧС поспешило успокоить население, что для них оно не представляет опасности. По данным территориальных органов МЧС России, на территории Архангельской, Мурманской и Вологодской областей выпадений пепла не наблюдалось. Тем не менее, службы осуществляют постоянный мониторинг ситуации. В МЧС создана межведомственная рабочая группа, в состав которой входят представители минприроды, Росгидромета, Росприроднадзора, Росавиации и геофизической службы РАН, которые постоянно следят за развитием ситуации.

Неутешительный прогноз

Исландские специалисты, ведущие наблюдение за вулканом, отмечают, что за последние двое суток активность Эйяфьятлайокудля возросла. И они не исключают, что стихия может нарушить нормальную работу авиатранспорта на продолжительное время. Дело в том, что на дне кратера происходят непрекращающиеся взрывы. Густое темно-серое облако поднялось в небо на шесть километров. По мнению экспертов, если сила извержения не уменьшится, за несколько дней облако накроет большую часть северного полушария. Профессор геофизики университета Исландии Магнус Туми Гудмундсон рассказал, что ученые не могут предугадать как поведет себя вулкан. "Извержение может прекратиться завтра, но может продолжаться и еще несколько недель или даже месяцев", - пояснил он. Как отмечает британское издание The Daily Mail, ссылаясь на экспертов, загрязнение атмосферы над Северной Европой может привести к нарушениям в работе авиакомпаний вплоть до шести месяцев. Впрочем, есть надежда, что пессимистичные прогнозы экспертов не оправдаются и вулкан уснет еще лет на 200. На Земле насчитывается около 700 активных вулканов, из которых в среднем 55-60 извергаются каждый год. Ключевская сопка на Камчатке, Этна на Сицилии, Мануа Лоа на Гавайских островах - по крайней мере в восьми-десяти случаях извержений история может повторится.
Читайте также
Join Telegram Последние новости
Лого TengriNews мобильная Лого TengriSport мобильная Лого TengriLife мобильная Лого TengriAuto мобильная Иконка меню мобильная
Иконка закрытия мобильного меню
Открыть TengriNews Открыть TengriLife Открыть TengriSport Открыть TengriTravel Открыть TengriGuide Открыть TengriEdu Открыть TengriAuto

Курс валют

 523.95  course up  543.16  course up  5.1  course up

 

Погода

 

Редакция Реклама
Социальные сети
Иконка Instagram footer Иконка Telegram footer Иконка Vkontakte footer Иконка Facebook footer Иконка Twitter footer Иконка Youtube footer Иконка TikTok footer Иконка WhatsApp footer