Лейбл "made in German Democratic Republic" демонстрировал соцлагерю и всему миру надежность и процветание. На деле же за Берлинской стеной скрывалась неуверенность германского народа в своем будущем, боль, страх, репрессии и людские трагедии... Историческая логика взяла свое, немцы воссоединились и преподнесли миру сюрпризы: появилась первая женщина-канцлер, умерли некогда процветающие города, немецкие спортсмены стали реже подниматься на пьедесталы, а неказистый Трабант встал в один ряд с Мерседесом.
Жертвы второй "китайской" стены
Объявление о падении Берлинской стены стало праздником не только для немцев. Мы с моей семьей в 1989 году получили, наконец-то, надежду узнать подробности о наших друзьях, связь с которыми прервалась после долгих лет общения.
Подруга моей мамы Герхильд жила с семьей в когда-то процветающем городе Лейпциге. Подруги познакомились в Ленинграде, будучи студентками института. Они постоянно переписывались, а по праздникам обменивались посылками. Всегда было приятно получать яркие вещи с логотипом made in German Democratic Republic, олицетворяющим символ лучшего качества в странах социологического лагеря. Посылки и письма приходили чуть с запозданием и тщательно просматривались на границе и в почтовых отделениях. Но немецкий шик был выше обид на спецслужбы.
Только уже после распада СССР мы получили возможность созвониться с немецкими друзьями, и были шокированы, какой искаженной поступала к нам информация из Восточной Германии. Эти яркие игрушки, красивая одежда, причудливые школьные принадлежности выпускались в стране с насильственно подавляемой свободой. Как много трагедий произошло по обе стороны Берлинской стены.
Оказалось, что родная сестра Герхильд при попытке бежать через КПП в западную Германию была арестована. В один только 1961 год страну покинуло 207000 граждан. В период же с 13 августа 1961 года по 9 ноября 1989 года 75000 восточногерманских немцев было приговорено к тюремному заключению за попытку побега из соцлагеря. Многим повезло меньше, среди мирных граждан есть погибшие - их 645 человек. Незавидная участь ждала людей, которые помогали беглецам - пожизненное заключение.
После этого инцидента власти не сводили глаз с наших немецких друзей. Они не могли писать письма за границу, звонить, жаловаться на судьбу посторонним. Мужа Герхильд не отпустили в Западный Берлин на похороны матери. Мало того, чтобы порвать связь с ФРГ навсегда, мужчину убедительно попросили письменно отречься от своего родного брата. А на отказ сделать это его депортировали. На сбор семье с маленьким ребенком дали три дня. Весь багаж прошел контроль чиновников Минкультуры, чтобы не вывезли из страны ценные для ГДР вещи. Уничтожили посланную беженцами телеграмму в ФРГ с просьбой их встретить. Поэтому их приезд в Западную Германию стал полной неожиданностью.
Так, спустя долгие годы одна немецкая семья, которая была разлучена не по своей воле, опять воссоединилась. Нашим друзьям удалось сбежать от тоталитарного режима Хонеккера, обрести свободу, перестать говорить полушепотом, бояться тайной полиции и вздрагивать при телефонных звонках. Это спустя годы жертвы Берлинской стены, которых считали врагами народа, восстановят свое честное имя. Среди них 24-летний Гюнтер Литфин, расстрелянный 24 августа 1961 года. Петер Фехтер, по которому на границе 17 августа 1962 года открыли огонь и он умер от потери крови. Среди погибших при попытке перейти границу были и дети. В 1966 году пограничники ГДР расстреляли двоих ребятишек десяти и 13 лет. Последней жертвой режима, действовавшего на приграничных территориях, стал Крис Геффрой. Его расстреляли 6 февраля 1989 года.
Страна, которой нет на карте
Казалось, что ГДР была стабильной и сильной страной. Отчасти это мощный пиар, ведь в течение 30 лет ГДР была надежным союзником СССР. Это благодаря жесткой позиции Никиты Сергеевича Хрущева западные державы нехотя признали ГДР. А до 1970-х годов они настаивали на том, что Германия должна быть объединена в соответствии с послевоенными договоренностями. Хрущев занял жесткую позицию в отношении Берлина и грозился закрыть западным странам доступ в Западный Берлин. К слову, ГДР обладала полным набором составных частей суверенного государства, в отличии от ФРГ. Если западные державы лишили ФРГ права иметь генштаб вооруженных сил, то ГДР таковой имела.
В 1952 году Социалистическая Единая Партия Германии (СЕПГ) объявила, что в ГДР будет построен социализм. Судя по реакции людей, жить при таком социализме были согласны не все немцы. Из страны огромным потоком уезжали недовольные люди, всего из Восточной Германии бежало три миллиона человека. И в августе 1961 года было решено воздвигнуть бетонную стену и заграждение из колючей проволоки, чтобы блокировать поток беженцев.
Однако даже под насильственным контролем восточногерманское население не смогло адаптироваться к режиму СЕПГ. Об этом свидетельствуют количество поданных заявлений о выдаче постоянной выездной визы в 1985 году от граждан ГДР, всего 400 000. Режим критиковали все, и простые рабочие, и представители интеллигенции, и даже церковные деятели. С ними правительство было вынуждено бороться радикально - усилением цензуры и изгнанием ярых диссидентов из страны.
Кульминацией негативного отношения к правительству, которое выбрало курс, идущему в разрез с общественным мнением, стали массовые демонстрации 1989 года. СЕПГ хотело поступить с демонстрантами так же, как и в Китае. В июне 1989 года на площади Тяньаньмэнь китайское правительство расстреляло студентов, пытавшихся выразить свое недовольство властям. Хонеккер выступил за применение таких же силовых методов в отношении протестующих, но большинство членов Политбюро его мнение не разделило, посчитав, что в Восточной Германии наступило время перемен. Не поддержал Хонеккера и лидер СССР Михаил Горбачев. Во время празднования 40-летия ГДР Михаил Сергеевич дал понять, что СССР отстраняется от дел союзной республики и не будет предпринимать попытки спасти правящий режим.
Вопреки всем прогнозам, глава ГДР Хонеккер в 1989 году подчеркнул, что Берлинская стена простоит еще 100 лет. Но его прогнозам не суждено было сбыться. Через полгода символ железного занавеса был разрушен. 9 ноября 1989 года в 19.34 представитель правительства ГДР Гюнтер Шабовски огласил по центральному телевидению новые правила выезда и въезда из страны. Отныне граждане ГДР могли получить визы для немедленного посещения Западного Берлина и ФРГ.
Новость из ГДР не стала неожиданностью для общественности, люди словно подсознательно ждали, что германский народ добьется своей свободы. Джордж Буш-старший подчеркнул, что историческое событие вызвало эйфорию не только в Бонне, Москве и Вашингтоне, но и в умах всех людей, которые в тот момент были лишены своих прав, данных Богом. Последний коммунист лидер Польши Войцех Ярузельский отметил, что воспринял информацию как сам собой разумеющийся факт. Накануне он был с визитом в Берлине, вместе с Горбачевым выходил к демонстрантам на улицу и слышал, как скандирует толпа "Горби! Горби!", игнорируя своего лидера Хоннекера. Тогда он сказал Михаилу Сергеевичу: "Все, безусловно, это конец!"
Режиссер Эмир Кустурица в момент падения стены был в США, но это событие дало ему возможность испытать чувства людей, открыть для себя свободу вместе с теми, кто жил по социалистическую сторону. А для режиссера Кристиана Мунджиу падение стены олицетворяло крах коммунистического режима. Все ждали этого момента, но не знали, как будет происходить это крушение. А когда один немецкий поэт выступил по телевидению и сказал: "Мы будем свободны!", все вышли ликовать на улицы. Кристиана в тот момент переполняло чувство, что мир станет прекраснее.
Перед восточными немцами действительно открылись прекрасные перспективы. Особо приятно, наверное, в дни праздника канцлеру ФРГ Ангеле Меркель. После падения Берлинской стены Ангела впервые попала в Западный Берлин. Ее семья перевезла новорожденную малышку из Гамбурга в ГДР. В школьные годы Ангела состояла в пионерской организации, а позже в Союзе свободной немецкой молодежи. К слову, в биографии будущего канцлера нет пунктов о том, что она состояла в СЕПГ и иных партиях демократического блока ГДР.
Автомобиль-герой
Восточная Германия до падения стены ассоциируется со ставшей уже диковиной достопримечательностью - автомобилем Трабант. Трудно поверить, что на этих автомобилях совершались героические подвиги, из ГДР в ФРГ вывозились люди, которые прятались в крохотном багажном отделении. Постовые на КПП даже предположить не могли, что в таком крохотном авто можно спрятать беглеца.
Чтобы стать обладателем такого "чуда", восточногерманскому немцу приходилось стоять в очереди три года. Двухцилиндровый автомобиль Трабант с объемом двигателя всего 0,6 литров поднял на колеса целые нации. Наряду с такими народными марками как Запорожец и ВАЗ-2101 Трабант стал доступным транспортным средством для широких масс. Трабант экспортировался в страны соцлагеря, где стал героем анекдотов. Машинку мощностью всего в 26 лошадиных сил в народе называли четырехместным мотоциклом с одним общим шлемом.
Разработка этой семейной мини-машинки началась в начале пятидесятых. В 1954 году был выпущен прототип автомобиля. А с 8 ноября 1957 года на заводе Цвикау начался массовый выпуск авто новой марки Трабант. Трабант в переводе с немецкого "спутник". Название его происходит от запущенного в том же году в СССР космического спутника. Эмблема была составлена из буквы S - Sachsenring.
Несмотря на недостатки этого чудотворения восточногерманского автопрома, современники называют Трабант первой ласточкой переднеприводных автомобилей. На западе первой серийной моделью с таким размещением силового агрегата был английский MINI. Особого внимания достоин корпус и внутреннее оформление автомобиля. Каркас кузова Трабант был из стальных штамповок, а внутренняя часть салона машины для экономии стального листа, который был дефицитом для тех времен, декорирован так называемым дуропластом (что-то вроде современного стеклопластика) с наполнителем из отходов хлопкового производства.
Такой автомобильчик весил всего 620 килограммов. И если хозяин хорошо ухаживал за ним, ездил не по бездорожью, то даже не ржавел. Стоимость Трабанта зависела от его комплектации. Наряду с базовым двухдверным седаном выпускались универсал, военная модификация "кюбель" и ее гражданская версия. А уже начиная с модели "601" немцам предлагали комплектации S-класса и de Luxe. Счастливый обладатель такого авто ездил с комфортом, противотуманными фарами, задними фонарями, огнями заднего ходя и имел счетчик километража. Трудно поверить, но малютка Трабант показывал неплохие результаты во время автогонок. Главные преимущества такой спортивной машинки были дешевизна и простота в эксплуатации.
Когда-то двухдверный Трабант был неотъемлемой частью жизни среднестатистического жителя ГДР. Но сегодня его на улицах Германии уже не увидишь. Владельцы двухдверки после падения Берлинской стены воспользовались возможностью поменять этот автомобиль на более комфортный. Так что предмет гордости восточногерманского автопрома нынче музейное достояние. Правда, организаторы уличных праздников подготовились к юбилею и дают возможность прокатиться в крохотном Трабанте любителям экзотики. Как-никак этот неказистый внешне автомобиль по праву является частью сложной истории Германии.
Лейбл "made in German Democratic Republic" демонстрировал соцлагерю и всему миру надежность и процветание. На деле же за Берлинской стеной скрывалась неуверенность германского народа в своем будущем, боль, страх, репрессии и людские трагедии... Историческая логика взяла свое, немцы воссоединились и преподнесли миру сюрпризы: появилась первая женщина-канцлер, умерли некогда процветающие города, немецкие спортсмены стали реже подниматься на пьедесталы, а неказистый Трабант встал в один ряд с Мерседесом.