ОЦЕНИТЕ РАБОТУ АКИМА
21 апреля 2010 | 18:56

Традиция передела

ПОДЕЛИТЬСЯ

Глава временного правительства Киргизии Роза Отунбаева разрешила силовикам страны стрелять по мародерам. Ситуация с захватом имущества и земель едва ли остается под контролем властей. Положение усугубляет нарастающая волна недовольства пришедшими к власти политиками и постоянные протесты милиции, недовольной руководством. Сценарий новой киргизской революции повторяет события "тюльпановой", ставшей символом мародерства. Самое опасное - если "перетягивание" собственности перерастет в гражданскую войну на национальной почве.

Земельный вопрос

Политолог Александр Князев назвал символом мартовской революции пятилетней давности "мародера с холодильником на спине". Нынешний переворот не стал событием оригинальным - большинство тех, кто вышел на улицы городов Киргизии решать политическую судьбу своей родины, ограничились меркантильными интересами - разграбили буквально все, что представляло хоть какую-то ценность. Похоже, в Киргизии складывается своеобразная традиция - отмечать смену власти переделом материальных ценностей, начиная с банальных грабежей ларьков и магазинов, заканчивая "пересмотром" прав на недвижимость и земли. С начала апреля эксперты насчитали только в Бишкеке семь миллионов долларов ущерба от мародерства. Лозунг ленинского периода "Земля - крестьянам" киргизские манифестанты восприняли слишком буквально. В апреле 2005 года после свержения президента Аскара Акаева невиданных масштабов приобрел самозахват земли. Люди захватывали парковые зоны и участки в престижных районах не только столицы Киргизии, но и крестьянские хозяйства, расположенные в окрестностях Бишкека. Коренные бишкекцы на митинге требовали от властей вмешаться и прекратить беспорядочный перекрой территории города. Однако временные власти с захватчиками, которые во всю начали строительство на бывших когда-то территориях парков и сельхозугодий, бороться были уже не в состоянии - ограничились лишь призывами и невнятными угрозами. Между тем, в самозахватах стали обвинять приезжих южан, которые наводнили киргизскую столицу в попытке вырваться из нищеты, найти работу и обзавестись жильем. Однако согласно другим слухам, захваты были хорошо организованы, а обвинения в адрес приезжих с юга - лишь попытка расколоть страну. По рассказам очевидцев, опубликованных в СМИ, людей вместе с вещами организованно привозили в парковые зоны на автобусах и грузовых машинах. При них было все необходимое для дележки земельных участков - разноцветные ленты и проволока для ограждений, колышки, юрты для временного проживания. Тогда временное правительство признало, что среди захватчиков были как годами стоящие в очереди на получение участков под строительство отчаявшиеся граждане, так и те, кто был обеспечен жильем и осваивать новые территории прибыл на дорогих, по местным меркам, автомобилях. Впрочем, захват и передел земель Бишкека и его окрестностей уже практически стал народной киргизской традицией, о которой вспоминают каждый раз, когда власть страны спотыкается о собственное бессилие. Особенности киргизской урбанизации начали проявляться еще в начале 1990-х. После развала Советского союза, когда к власти пришел Акаев, на Бишкек обрушилась первая волна самовольных переселенцев. Уже опробованный сценарий повторился как в 2005, так и в 2010 году.

Дежавю

19 апреля в селах Маевка и Ленинское под Бишкеком около двух тысяч человек попытались захватить 730 гектаров засеянных земельных наделов и стали делить их под частное строительство. По первой информации с места событий, акция протеста была направлена против русской части населения и столкновения носят межэтнических характер, однако эти сведения позже были опровергнуты. В результате боев за землю погибли пять жителей Маевки, несколько десятков получили ранения. Более 130 человек оказались за решеткой. Несколько домов были разрушены или сожжены. Глава России Дмитрий Медведев на следующий же день приказал министру обороны страны Анатолию Сердюкову усилить безопасность российских граждан и защиту российских объектов от мародеров. Кроме того Общественная палата РФ потребовала от властей Киргизии оградить проживающих в республике россиян от "произвола толпы" и урегулировать ситуацию. Таким образом, проблема неконтролируемого захвата и передела собственности перестала быть сугубо личным делом Киргизии - сохранить сор в избе не удалось. Между тем киргизские власти отреагировали на происходящее спокойно и довольно оригинально - самозахватчикам предложили участвовать в долевом строительстве многоквартирного жилья в Бишкеке. При этом будущим обладателям новеньких квартир в столице пообещали беспроцентную ссуду от мэрии города. Свалив все проблемы на советские пережитки, представители временного киргизского правительства практически признались в своем бессилии. "Эти проблемы - это социальный взрыв и проблемы, накопившиеся даже не с 2005 года, а со времен Советского Союза. Но мы временное правительство, у нас срок работы шесть месяцев, и за это время нам не решить всех проблем", - пожаловался митингующим исполняющий обязанности мэра Бишкека Иса Омуркулов. Похоже, что те позитивные отличия - отказ от назначения временного президента, дающий преимущество коллегиального управления, и заявление о реформировании республики в парламентскую, благодаря которым политологи предрекали новым властям долгую и, возможно, счастливую жизнь, не устояли перед тяжелыми социальными проблемами, толкающими людей на самые непредсказуемые и отчаянные действия. Так, население страны после митингов против Курманбека Бакиева через некоторое время принялось протестовать против временного правительства.

Война бедных

Столкновения и стычки населения с полицией и между собой из-за борьбы за собственность больше стали походить на межэтнические конфликты. Эксперты, как и пять лет тому назад, высказывают опасения возникновения гражданской войны. По словам Александра Князева, большую роль в дестабилизации обстановки в Киргизии играет сам Бакиев, поскольку "он не понимает ни страны, которой пытался управлять, ни своего народа". "Все его действия направлены на разжигание военного конфликта, быть может, даже гражданской войны... Президент может владеть рычагами для дестабилизации обстановки, организации терактов, убийств, провоцирования беспорядков на межэтнической почве, различных провокаций. Известно, что ему были подконтрольны криминальные элементы общества. Не исключено, что эти связи еще остались, и он может ими воспользоваться в любую минуту", - отмечает политолог. На фоне растущей безработицы на повышение градуса социальной напряженности влияние также оказывает масштабная и прогрессирующая бедность. По итогам 2009 года ВВП на душу населения в Киргизии составил всего 630 долларов, средняя заработная плата едва достигала 150 долларов. При этом безработица, по неофициальным данным, уже перевалила за 20 процентов. И даже те, кто имеет работу, заняты в малоприбыльном и трудоемком сельском хозяйстве и животноводстве - таких около 50 процентов. Почти половина страны живет за чертой бедности. К 2010 году Киргизия заработала статус самой бедной страны СНГ. Почти за 20 лет существования независимой Киргизии изменить это положение так и не удалось. И без того незавидная экономическая ситуация в стране после апрельских событий только усугубилась. Похоже, люди больше не верят властям - ни свергнутым, ни вновь пришедшим. Любая возможность получить шанс жить чуть лучше, пусть даже незаконно, воспринимается как прямое руководство к действию. А если у соседа окажется больше, почему бы не заставить его поделиться.

Иконка комментария блок соц сети
Глава временного правительства Киргизии Роза Отунбаева разрешила силовикам страны стрелять по мародерам. Ситуация с захватом имущества и земель едва ли остается под контролем властей. Положение усугубляет нарастающая волна недовольства пришедшими к власти политиками и постоянные протесты милиции, недовольной руководством. Сценарий новой киргизской революции повторяет события "тюльпановой", ставшей символом мародерства. Самое опасное - если "перетягивание" собственности перерастет в гражданскую войну на национальной почве.

Земельный вопрос

Политолог Александр Князев назвал символом мартовской революции пятилетней давности "мародера с холодильником на спине". Нынешний переворот не стал событием оригинальным - большинство тех, кто вышел на улицы городов Киргизии решать политическую судьбу своей родины, ограничились меркантильными интересами - разграбили буквально все, что представляло хоть какую-то ценность. Похоже, в Киргизии складывается своеобразная традиция - отмечать смену власти переделом материальных ценностей, начиная с банальных грабежей ларьков и магазинов, заканчивая "пересмотром" прав на недвижимость и земли. С начала апреля эксперты насчитали только в Бишкеке семь миллионов долларов ущерба от мародерства. Лозунг ленинского периода "Земля - крестьянам" киргизские манифестанты восприняли слишком буквально. В апреле 2005 года после свержения президента Аскара Акаева невиданных масштабов приобрел самозахват земли. Люди захватывали парковые зоны и участки в престижных районах не только столицы Киргизии, но и крестьянские хозяйства, расположенные в окрестностях Бишкека. Коренные бишкекцы на митинге требовали от властей вмешаться и прекратить беспорядочный перекрой территории города. Однако временные власти с захватчиками, которые во всю начали строительство на бывших когда-то территориях парков и сельхозугодий, бороться были уже не в состоянии - ограничились лишь призывами и невнятными угрозами. Между тем, в самозахватах стали обвинять приезжих южан, которые наводнили киргизскую столицу в попытке вырваться из нищеты, найти работу и обзавестись жильем. Однако согласно другим слухам, захваты были хорошо организованы, а обвинения в адрес приезжих с юга - лишь попытка расколоть страну. По рассказам очевидцев, опубликованных в СМИ, людей вместе с вещами организованно привозили в парковые зоны на автобусах и грузовых машинах. При них было все необходимое для дележки земельных участков - разноцветные ленты и проволока для ограждений, колышки, юрты для временного проживания. Тогда временное правительство признало, что среди захватчиков были как годами стоящие в очереди на получение участков под строительство отчаявшиеся граждане, так и те, кто был обеспечен жильем и осваивать новые территории прибыл на дорогих, по местным меркам, автомобилях. Впрочем, захват и передел земель Бишкека и его окрестностей уже практически стал народной киргизской традицией, о которой вспоминают каждый раз, когда власть страны спотыкается о собственное бессилие. Особенности киргизской урбанизации начали проявляться еще в начале 1990-х. После развала Советского союза, когда к власти пришел Акаев, на Бишкек обрушилась первая волна самовольных переселенцев. Уже опробованный сценарий повторился как в 2005, так и в 2010 году.

Дежавю

19 апреля в селах Маевка и Ленинское под Бишкеком около двух тысяч человек попытались захватить 730 гектаров засеянных земельных наделов и стали делить их под частное строительство. По первой информации с места событий, акция протеста была направлена против русской части населения и столкновения носят межэтнических характер, однако эти сведения позже были опровергнуты. В результате боев за землю погибли пять жителей Маевки, несколько десятков получили ранения. Более 130 человек оказались за решеткой. Несколько домов были разрушены или сожжены. Глава России Дмитрий Медведев на следующий же день приказал министру обороны страны Анатолию Сердюкову усилить безопасность российских граждан и защиту российских объектов от мародеров. Кроме того Общественная палата РФ потребовала от властей Киргизии оградить проживающих в республике россиян от "произвола толпы" и урегулировать ситуацию. Таким образом, проблема неконтролируемого захвата и передела собственности перестала быть сугубо личным делом Киргизии - сохранить сор в избе не удалось. Между тем киргизские власти отреагировали на происходящее спокойно и довольно оригинально - самозахватчикам предложили участвовать в долевом строительстве многоквартирного жилья в Бишкеке. При этом будущим обладателям новеньких квартир в столице пообещали беспроцентную ссуду от мэрии города. Свалив все проблемы на советские пережитки, представители временного киргизского правительства практически признались в своем бессилии. "Эти проблемы - это социальный взрыв и проблемы, накопившиеся даже не с 2005 года, а со времен Советского Союза. Но мы временное правительство, у нас срок работы шесть месяцев, и за это время нам не решить всех проблем", - пожаловался митингующим исполняющий обязанности мэра Бишкека Иса Омуркулов. Похоже, что те позитивные отличия - отказ от назначения временного президента, дающий преимущество коллегиального управления, и заявление о реформировании республики в парламентскую, благодаря которым политологи предрекали новым властям долгую и, возможно, счастливую жизнь, не устояли перед тяжелыми социальными проблемами, толкающими людей на самые непредсказуемые и отчаянные действия. Так, население страны после митингов против Курманбека Бакиева через некоторое время принялось протестовать против временного правительства.

Война бедных

Столкновения и стычки населения с полицией и между собой из-за борьбы за собственность больше стали походить на межэтнические конфликты. Эксперты, как и пять лет тому назад, высказывают опасения возникновения гражданской войны. По словам Александра Князева, большую роль в дестабилизации обстановки в Киргизии играет сам Бакиев, поскольку "он не понимает ни страны, которой пытался управлять, ни своего народа". "Все его действия направлены на разжигание военного конфликта, быть может, даже гражданской войны... Президент может владеть рычагами для дестабилизации обстановки, организации терактов, убийств, провоцирования беспорядков на межэтнической почве, различных провокаций. Известно, что ему были подконтрольны криминальные элементы общества. Не исключено, что эти связи еще остались, и он может ими воспользоваться в любую минуту", - отмечает политолог. На фоне растущей безработицы на повышение градуса социальной напряженности влияние также оказывает масштабная и прогрессирующая бедность. По итогам 2009 года ВВП на душу населения в Киргизии составил всего 630 долларов, средняя заработная плата едва достигала 150 долларов. При этом безработица, по неофициальным данным, уже перевалила за 20 процентов. И даже те, кто имеет работу, заняты в малоприбыльном и трудоемком сельском хозяйстве и животноводстве - таких около 50 процентов. Почти половина страны живет за чертой бедности. К 2010 году Киргизия заработала статус самой бедной страны СНГ. Почти за 20 лет существования независимой Киргизии изменить это положение так и не удалось. И без того незавидная экономическая ситуация в стране после апрельских событий только усугубилась. Похоже, люди больше не верят властям - ни свергнутым, ни вновь пришедшим. Любая возможность получить шанс жить чуть лучше, пусть даже незаконно, воспринимается как прямое руководство к действию. А если у соседа окажется больше, почему бы не заставить его поделиться.
Читайте также
Join Telegram
Лого TengriSport мобильная Лого TengriLife мобильная Иконка меню мобильная
Иконка закрытия мобильного меню

Курс валют

 498.68   522.66   4.79 

 

Погода

 

Редакция Реклама
Социальные сети