В Вашингтоне завершился саммит по вопросам ядерной безопасности, который уже успел получить звание самой "беспроблемной" конференции. Участники мероприятия продемонстрировали удивительную схожесть позиций - не был отмечен "слет антиядерщиков" ни острыми разногласиями, ни конфликтными узлами. Если бы делегации от Ирана и Северной Кореи побаловали мировых лидеров своим присутствием, вашингтонский саммит, скорее всего, приобрел бы свою перчинку.
Принимает Вашингтон
Лейтмотивом двухдневной встречи, ради которой в столице США собрались представители 47 государств, 38 из которых были представлены на высшем уровне, стал вопрос обеспечения безопасности ядерных материалов. Участники встречи договорились обеспечивать физическую безопасность не только материалов, использующихся в ядерных установках, но и предназначенных для оружейной ядерной промышленности.
Под охраной должны также оказаться вся информация и технологии. Повышенное внимание к вопросу защиты ядерных разработок и технологий от посягательства третьей стороны было акцентировано еще до саммита в Вашингтоне. В начале апреля этого года Барак Обама выступил с заявлением, где подчеркнул, что власти США видят наибольшую угрозу безопасности в возможности завладения ядерным оружием террористами. И дело не только, и не столько в готовых ядерных технологиях. Особое значение приобретает проблема утилизации ядерных отходов, особенно плутония.
Многие аналитики отмечают изменение в восприятии ядерных угроз лидерами обладающих такими технологиями государств. Так, во время "холодной войны" во второй половине 20 века все усилия были направлены на то, чтобы не допустить ядерной войны. "Угроза ядерной войны, ядерной атаки, с которой мы росли в период холодной войны, снизилась. Угроза ядерного терроризма - увеличилась. И мы хотим сосредоточить внимание всего мира в первую очередь на продолжающихся попытках "Аль-Каиды" и других террористов получить достаточное количество ядерных материалов для того, чтобы вызвать хаос, разрушения и гибель людей", - заявила госсекретарь США Хиллари Клинтон.
Смещение вектора противостояния на "общего врага" дает ряд преимуществ. Объединение вокруг такой общей проблемы поможет упростить диалог и принятие решений в области контроля над ядерными технологиями. Кроме того, развертывание борьбы с ядерным терроризмом в будущем, возможно, позволит ужесточать контроль и давление на так называемые страны-изгои ядерного клуба, которых не только забыли пригласить на саммит в Вашингтоне, но и, вопреки ожиданиям, не уделили им в ходе обсуждений должного внимания.
По секрету всему свету
Несмотря на то, что принявшие участие в ядерном форуме лидеры в один голос заявляют об его успешном завершении, политологи не разделяют этих радужных впечатлений. "Нынешний саммит в Вашингтоне не решил ни одного из важнейших вопросов. И вообще мероприятия подобного рода являются демагогией, что и продемонстрировала нынешняя встреча. Представители иных стран, нарушающих режим нераспространения ядерного оружия, на которые, казалось бы, необходимо оказать давление, на эту встречу просто не приехали. Так о какой ядерной безопасности после этого можно вообще вести речь?", - прокомментировал прошедшее мероприятие заместитель директора российского Института политического и военного анализа Александр Храмчихин.
Так, обсуждение иранской ядерной проблемы даже не попало в повестку дня. Косточки иранским властям, никак не желающим прекратить свои ядерные безобразия, все же перемыли в отсутствие делегации из Ирана. Правда, обсуждать столь деликатную проблему пришлось за кулисами основного действа.
Самым спорным моментом в сдерживании иранских ядерных разработок является вопрос применения санкций против Исламской Республики. Из постоянных членов Совета безопасности ООН, обладающих правом вето, только Китай до сих пор не согласился на введение против Ирана новых "воспитательных мер".
Еще до официального открытия саммита, СМИ со ссылкой на представителей администрации американского президента распространили информацию о том, что в ходе кулуарных переговоров Ху Цзиньтао и Обамы глава КНР все же согласился поддержать введение новых санкций. Однако позже представитель министерства иностранных дел страны Цзян Юй заявила, что Китай поддерживает только дипломатические способы разрешения иранской проблемы: "Китай неизменно считает, что диалог и переговоры являются наилучшим выходом. Давление и санкции принципиально не помогут решить эту проблему".
Решить проблему боевых ядерных разработок Ирана санкции, возможно, и помогут. Но очевидно, что китайско-иранские отношения в торгово-экономической области от этого лучше не станут, и власти Поднебесной не намерены поступаться своими интересами ради интересов США.
Как отмечают аналитики, роль жесткого противника санкций против Ирана постепенно переходит к Китаю. Раньше такой позиции придерживалась Россия. Однако сейчас Москва уже фактически дала понять, что готова поддержать санкции против Исламской Республики. При условии, что они не будут слишком жесткими, и не приведут к применению оружия в попытке разрешить ситуацию.
Упорство по-китайски
Между тем, как отмечают политологи, Китай в ближайшем будущем принимать сторону большинства членов Совбеза не намерен - слишком высока цена вопроса. Цифры говорят сами за себя: объем прямого торгового оборота между Ираном и КНР за несколько лет вырос практически в десять раз - с трех миллиардов долларов в 2001 году до почти 30 миллиардов в 2008 году.
Китай является крупнейшим торговым партнером Ирана, даже несмотря на влияние кризиса и падение цен на нефть в 2009 году. Исламская Республика входит в тройку передовых поставщиков нефти в КНР, уступая по объемам экспорта "черного золота" лишь Саудовской Аравии и Анголе. Кроме того, ряд китайских нефтяных компаний, таких как CNPC и Sinopec, заключили контракты на на разработку крупных иранских месторождений. Что немаловажно, Китай является одним из ключевых поставщиков оружия и военных технологий в Исламскую Республику.
Ссориться с тем, с кем торгуешь, как минимум, неосмотрительно. А решение Китая поддержать антииранские санкции вряд ли поспособствует дальнейшему развитию добрососедских взаимоотношений между двумя странами.
Учитывая натянутые отношения Пекина и Вашингтона после встречи Обамы с Далай-ламой, поставки американского вооружения на Тайвань и торговых стычек, Китай не станет потакать США в вопросе иранской ядерной программы хотя бы из вредности. Северную Корею, которая не ограничилась обогащением урана, а с завидной частотой проводит ядерные испытания, также по непонятным причинам на крупнейшем за последние 60 лет саммите в США обсуждать не стали. По всей видимости, бороться с мифическими "ядерными террористами" гораздо интересней, чем решать проблемы с ядерными программами вполне реальных государств.
Как бы ни размахивали довольные участники вашингтонского ядерного саммита победными флагами, за завесой громких политических заявлений оказывается, что воз и ныне там.
В Вашингтоне завершился саммит по вопросам ядерной безопасности, который уже успел получить звание самой "беспроблемной" конференции. Участники мероприятия продемонстрировали удивительную схожесть позиций - не был отмечен "слет антиядерщиков" ни острыми разногласиями, ни конфликтными узлами. Если бы делегации от Ирана и Северной Кореи побаловали мировых лидеров своим присутствием, вашингтонский саммит, скорее всего, приобрел бы свою перчинку.