02 октября 2015 | 16:08

Как сделать Алматы менее привлекательным для мигрантов?

Фото © Николай Колесников

Специалисты утверждают, что число мигрантов в Алматы в два раза превышает число коренных жителей. Из-за такого наплыва людей происходит постоянное ухудшение состояния воздушной среды и растут заторы на дорогах. Опрошенные корреспондентом Tengrinews.kz эксперты в качестве меры, которая поможет "размагнитить" город, предлагают создать привлекательные условия в пригородах. Тогда местные жители не будут вынуждены переезжать в южную столицу в поисках лучшей жизни. Одной из генеральных задач представленного на общественных слушаниях генплана развития Алматы как раз является сдерживание темпов роста численности населения.

ПОДЕЛИТЬСЯ
Иконка комментария блок соц сети

Специалисты утверждают, что число мигрантов в Алматы в два раза превышает число коренных жителей. Из-за такого наплыва людей происходит постоянное ухудшение состояния воздушной среды и растут заторы на дорогах. Опрошенные корреспондентом Tengrinews.kz эксперты в качестве меры, которая поможет "размагнитить" город, предлагают создать привлекательные условия в пригородах. Тогда местные жители не будут вынуждены переезжать в южную столицу в поисках лучшей жизни. Одной из генеральных задач представленного на общественных слушаниях генплана развития Алматы как раз является сдерживание темпов роста численности населения.

По словам начальника архитектурно-планировочного отдела института "Алматыгипрогор-1" Алтая Сатыбалдиева, согласно оценке, на территории Алматы может проживать не более трех миллионов человек. Сегодня же численность населения уже достигла 1,85 миллиона человек, а к 2030 году, при условии сдерживающих мероприятий, достигнет 2,4 миллиона. По информации директора центра исследований "Сандж" Жанар Джандосовой, в южной столице естественный прирост за первую половину 2015 года составляет примерно 12 тысяч человек, а миграционный - около 25 тысяч.

Реклама
Реклама

Джандосова поясняет, что "размагничивание" Алматы можно провести только с помощью более высоких налогов на землю, транспорт, покупку недвижимости, через более строгие требования к содержанию жилья, высокие тарифы на коммунальные услуги - воду, тепло, электричество, суровый контроль арендодателей, введение особых правил, таких, как пешеходные зоны, запрет или ограничения на въезд личного транспорта, парковок, покупку автомобилей и так далее. "Боюсь, такие меры могут не понравиться и коренным алматинцам, но такое регулирование неизбежно", - перечисляет возможные пути решения эксперт.

Чтобы стимулировать привлекательность других городов и областных центров, Джандосова предлагает кардинально снижать там налоги и тарифы, улучшать социальную инфраструктуру, благоустройство, переносить туда производство, создавать условия для развития малого и среднего бизнеса.

В свою очередь, Сатыбалдиев замечает, что для этих целей в генплане Алматы предлагается развивать прежде всего уже существующие населенные пункты - Капшагай, Жетыген, Байсерке. Ранее предлагалось построить вдоль трассы Алматы - Капшагай так называемые G-4 City - города-спутники. Они должны были оттягивать на себя миграционные потоки. Но в ходе общественных слушаний Сатыбалдиев сообщил, что из запланированных четырех будет построено два, потому что изначально в хорошо разрекламированном проекте была допущена ошибка.

Эти города были расчленены крупными магистралями, поэтому ни один из них нельзя было рассматривать как цельное поселение. "В первый город Gate City в районе Первомайки уже вложены огромные средства, там уже выполнен ряд работ: проложены электросети, пробиты улицы, поэтому примерно четверть от ранее запланированного строительства предлагается реализовать. Следующие два города - Golden City и Growing City - предлагается исключить полностью, а четвертый - Green City - будет реализован полностью, поскольку он практически является частью Капшагая. Основным контрмагнитом предлагается сделать систему населенных пунктов: Капшагай, Жетыген, Байсерке, новый город Жанаили общей численностью 350-400 тысяч человек", - сказал корреспонденту Tengrinews.kz Сатыбалдиев.

Напомним, в Алматы 8 сентября прошли общественные слушания по корректировке генерального плана развития города, который последний раз обновлялся в 2004 году. В рамках этого документа, в частности, планируется разгрузить мегаполис за счет развития существующих населенных пунктов рядом с Алматы.


Показать комментарии
Читайте также
Реклама
Реклама
Join Telegram
Лого TengriNews мобильная Лого TengriSport мобильная Лого TengriLife мобильная