По мнению эксперта по Центральной Азии Аркадия Дубнова, решение казахстанских властей направить черные ящики самолета азербайджанской авиакомпании AZAL в Центр расследования и предотвращения авиационных происшествий Бразилии (CENIPA) свидетельствует о серьезности, ответственности и объективности подхода Астаны к расследованию трагического крушения Embraer 190, случившегося 25 декабря в Актау, передает Tengrinews.kz.
По мнению эксперта по Центральной Азии Аркадия Дубнова, решение казахстанских властей направить черные ящики самолета азербайджанской авиакомпании AZAL в Центр расследования и предотвращения авиационных происшествий Бразилии (CENIPA) свидетельствует о серьезности, ответственности и объективности подхода Астаны к расследованию трагического крушения Embraer 190, случившегося 25 декабря в Актау, передает Tengrinews.kz.
Как отметил Аркадий Дубнов, решение Казахстана соответствует мировой практике в области расследования авиакатастроф.
"Черные ящики воздушных судов, потерпевших аварию, как правило, исследуются в странах-производителях этих самолетов. Самолеты Embraer производятся в Бразилии и пользуются высокой репутацией за свою надежность и удобство в управлении. Недаром среди авиационных специалистов эти среднемагистральные самолеты называются "самолетами для пенсионеров". Дело в том, что они полностью управляются автоматикой и вмешательство пилотов требуется лишь в случае форс-мажорных ситуаций, что и было предпринято в случае азербайджанского самолета", – рассказал политолог.
Но в результате внешнего физического воздействия была выведена из строя гидравлика, ручное управление оказалось невозможным, подчеркнул Дубнов.
"Разумеется, определение причин столь беспрецедентного отказа гидравлики и систем автоматики должно быть профессиональным, без угождения какой-либо версии, навязанной по политическим соображениям.
Но именно подобная опасность возникла бы, если бы руководство Азербайджана пошло навстречу российской стороне, предлагавшей передать черные ящики Межгосударственному авиационному комитету (МАК), структуре, созданной в рамках СНГ", - добавил он.
Как отмечает Аркадий Дубнов, поскольку МАК располагается в Москве, в Баку обоснованно опасались, что давление Кремля при расследовании окажется решающим для сокрытия ответственности российских гражданских и военных чиновников за работу ПВО над Грозным.
"О недоверии Баку к россиянам ясно говорит более чем откровенное интервью президента Азербайджана Ильхама Алиева, где он заявляет прямо: "Самолет был сбит Россией". Более того, он утверждает, что в России стремятся "замять" эту историю. С его упреками и подозрениями трудно спорить, ведь Москва три дня молчала, не желая признавать очевидные свидетельства физического воздействия на Embraer и продолжая настаивать на "птичьей" версии и версии взрыва кислородного баллона в салоне. При этом представитель Кремля Дмитрий Песков предлагал не спешить с выводами и дождаться результатов расследования, очевидно полагая, что им будет заниматься МАК. Именно поэтому трудно переоценить выверенное решение руководства Казахстана, не поддавшегося на предложение Кремля передать черные ящики в Россию", - считает эксперт.
По мнению Аркадия Дубнова, предложение о передаче ящиков в МАК казалось тем, от которого раньше было невозможно отказаться.
"Но мы видим, что времена изменились, определенно наблюдая слом эпох в отношениях самого ближнего окружения России с Кремлем. Доверие к метрополии на постсоветском пространстве катастрофически падает, история вассальных отношений "старшего брата" с "младшими" на наших глазах уходит в прошлое".
Еще один пример этому - заявления депутатов парламента Узбекистана с жесткими требованиями извинений от главы Чечни Кадырова, подчеркнул Аркадий Дубнов.
"В день катастрофы Embraer он неожиданно обрушился в адрес узбекских политиков с неприкрытыми угрозами. Эскапады Кадырова выглядели очевидным стремлением резко сменить тему в публичной сфере, которая была полностью занята обсуждением версий безответственности действий ПВО над Грозным. Напомню, кстати, что Ильхам Алиев в своем интервью, говоря о запрете полетов азербайджанских самолетов в ряд российских городов, отметил, что если со временем эти полеты возобновятся, то в Грозный летать они больше не будут", - подытожил политолог.
Напомним, 29 декабря Министерство транспорта сообщило, что Казахстан направит черные ящики разбившегося самолета Azerbaijan Airlines в Центр расследования и предотвращения авиационных происшествий Бразилии (CENIPA). Решение принято "с учетом рекомендации ИКАО и проведенных консультаций с авиационными властями Азербайджана и России".
Крушение самолета в Актау: что произошло?
25 декабря 2024 года в трех километрах от аэропорта Актау произошла трагическая авиакатастрофа с участием самолета Embraer азербайджанской авиакомпании Azerbaijan Airlines (AZAL). Самолет, выполнявший рейс Баку – Грозный, потерпел крушение при попытке экстренной посадки. На борту находились 62 пассажира и 5 членов экипажа.
Расследование и версии
Расследование катастрофы возглавляет Казахстан в соответствии с Конвенцией ИКАО. В работе участвуют специалисты из Азербайджана, России, международные эксперты и представители Embraer. Черные ящики изъяты и расшифровываются с участием международных экспертов.
Азербайджанские СМИ, а также Euronews и Reuters, опубликовали материалы, в которых обсуждается версия о работе российских средств ПВО как одной из причин катастрофы.
28 декабря Владимир Путин принес свои извинения в связи с тем, что трагический инцидент произошел в воздушном пространстве России, и еще раз выразил глубокие и искренние соболезнования семьям погибших, пожелал скорейшего выздоровления пострадавшим.
29 декабря Ильхам Алиев сообщил, что азербайджанский гражданский самолет получил повреждения извне на территории России, близ города Грозный, и практически потерял управление. По его словам, судно привели в неуправляемое состояние средствами радиоэлектронной борьбы.
Кроме того, президент Азербайджана заявил о требованиях к России.
"Во-первых, российская сторона должна извиниться перед Азербайджаном. Во-вторых, она должна признать свою вину. В-третьих, виновные должны быть наказаны и привлечены к уголовной ответственности, а Азербайджанскому государству, пострадавшим пассажирам и членам экипажа должна быть выплачена компенсация. Это наши условия. Первое из них было выполнено уже вчера. Я надеюсь, что остальные наши условия также будут приняты", - сказал Алиев.
Сколько пассажиров было на борту
По информации МЧС Казахстана, на борту находились 62 пассажира и 5 членов экипажа:
- 42 гражданина Азербайджана;
- 16 граждан России;
- 6 граждан Казахстана;
- 3 гражданина Кыргызстана.
Среди выживших граждане Азербайджана, России и Кыргызстана. По нашей информации, к этому часу в катастрофе выжили 29 человек, но состояние некоторых тяжелое. Среди казахстанцев выживших нет.
Список погибших казахстанцев:
- Тулесинов Сандибек Екибаевич, 16.11.1988 года рождения, уроженец Мангистауской области, проживал в Жанаозене.
- Джумагулов Бауыржан Джумабаевич, 30.09.1985 года рождения, уроженец Мангистауской области, проживал в Жанаозене.
- Махсудова Галина Растамбековна, 12.01.1978 года рождения, уроженка Мангистауской области, проживала в Актау.
- Шаймерденова Гаухар Жумагатовна, 17.07.1975 года рождения, уроженка Алматы, проживала в Астане.
- Жумагат Эльдар (сын Гаухар Шаймерденовой), 23.08.2013 года рождения, проживал в Астане.
- Джутаева Салима Аманжоловна, 21.02.1995 года рождения, уроженка Костанайской области.
Нажмите сюда, чтобы получать самые важные новости в вашем WhatsApp