Высококлассные педагоги напрямую влияют на любую сферу жизни государства, поскольку именно они готовят будущих специалистов. И от их профессионализма зависит качество нашей будущей жизни. В Центре педагогического мастерства АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы» обучают отечественных учителей всем секретам профессиональных успехов. О самом процессе обучения преподавателей и о многом другом рассказала директор Центра Жанбота Кабдыкаримова, которая начинала свой путь простым учителем сельской школы.
Высококлассные педагоги напрямую влияют на любую сферу жизни государства, поскольку именно они готовят будущих специалистов. И от их профессионализма зависит качество нашей будущей жизни. В Центре педагогического мастерства АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы» обучают отечественных учителей всем секретам профессиональных успехов. О самом процессе обучения преподавателей и о многом другом рассказала директор Центра Жанбота Кабдыкаримова, которая начинала свой путь простым учителем сельской школы.
"НИШ – это не просто система школ и отбора талантов, а целостная образовательная экосистема", – отметила Жанбота Жетилбековна.
Фото: АОО "НИШ"
Она объединяет 22 школы и 4 ключевых Центра, которые занимаются разработкой и внедрением инновационных образовательных программ, инструментов оценивания, современных цифровых технологий, а также проведением независимого мониторинга качества знаний. Центр педагогического мастерства занимает в этой системе особое место, поскольку является флагманом в подготовке и профессиональном развитии учителей, что напрямую влияет на качество образования в стране.
ЦПМ - путь длиной в 13 лет
"Наш Центр был создан 2011 году, а уже в следующем году он начал активно реализовывать новые программы повышения квалификации, – рассказывает Кабдыкаримова. – На тот момент создание центра было необходимо для трансформации системы повышения квалификации. В конце 2011 года в системе профессионального развития существовал ряд значительных проблем: это и несоответствие содержания программ реальным потребностям учителей, и целый ряд принципиальных позиций – отсутствие системы подготовки тренеров для проведения курсов, а также системы независимого оценивания результатов обучения, самое главное – отсутствие посткурсового сопровождения педагога. И вот создание ЦПМ должно было послужить отправной точкой для изменения сложившейся системы", – отметила руководитель ЦПМ.
Сегодня Центр педагогического мастерства нацелен на решение нескольких ключевых задач: разработка оригинального практико-ориентированного контента на основе изучения профессиональных запросов самих педагогов, подготовка тренеров, в том числе и из общеобразовательных школ, и не просто подготовка, но и постоянное профессиональное развитие тренерских навыков для работы со взрослой аудиторией, обучение и последующее посткурсовое сопровождение педагогов. Также Центр проводит исследования как для улучшения контента, так и для управления качеством посткурсовой деятельности учителей.
Фото: АОО "НИШ"
"Тренер – это учитель учителей, и он должен быть на две головы выше тех, с кем он работает. Поэтому очень важно, чтобы в организации была развита культура постоянного обучения. Мы много вкладываем в профессиональное развитие тренеров. Два раза в год проводим для них методические интенсивы, приглашая лучших экспертов. Организовали обучение по принципу "равный – равному" по обмену опытом между тренерами. Разработали Стандарт тренера, где определена рамка их профессиональных компетенций. Независимый центр проводит процедуру ресертификации тренера. Поэтому наши тренеры отлично выполняют свою работу не только в Казахстане, но и на зарубежных курсах", – объяснила директор ЦПМ.
Говоря о профессиональных ориентирах учителей, Кабдыкаримова отметила, что нынешнее поколение детей сильно отличается от предыдущего, соответственно, меняются и требования к учителю.
"Безусловно, базовые человеческие и профессиональные ценности педагогов, знание своего предмета и методики его преподавания остаются неизменными. Но каждый учитель должен понимать, кто сидит перед ним на уроке. У нынешнего поколения Альфа-детей стерта грань между реальной жизнью и жизнью в интернете, грань между культурами. А поскольку для педагогов остается незыблемой аксиома "Ты не можешь учить тому, чего не знаешь сам", сейчас главным ориентиром должен стать постоянный профессиональный рост, – отметила Ж. Кабдыкаримова. – Учитель не должен довольствоваться только тем, что дают ему на курсах один раз в три года. Ему нужно много читать профессиональной литературы, постоянно обучаться, его цифровые навыки должны быть на высоте, чтобы уметь самому создавать цифровые ресурсы по предмету, ученика нужно увлечь интересным и содержательным преподаванием. Я всегда вспоминаю высказывание известного эксперта Майкла Барбера: "Ребенку должно повезти с учителем, иначе – пустая трата потенциала ребенка. Живут десятки тысяч людей, которые "могли бы, но не стали". Я думаю, что эти слова нужно говорить учителям, когда они только поступают на педагогическую специальность".
Фото: АОО "НИШ"
Опорные школы - залог развития сельского образования
НИШ является непосредственным участником особо важного проекта по развитию сельского образования – это создание и поддержка опорных школ.
Проект по созданию опорных школ в сельской местности реализуется НИШ совместно с Фондом "Қазақстан Халқына" и Фондом устойчивого развития образования. В определенной сельской местности конкретную школу хорошо "прокачивают" в профессиональном плане, помогают с различным оборудованием: лаборатории, мастерские, кабинеты робототехники, студии и т.д.
Фото: furo.kz
"В этом проекте НИШ выполняет ключевую роль, обеспечивая методическую и академическую поддержку. Организация направляет свои усилия на развитие профессиональных компетенций педагогов через специализированные курсы и программы. Кроме того, НИШ осуществляет независимое внешнее оценивание учебных достижений учащихся, внедряет программы, ориентированные на благополучие детей, и организует стажировки для руководителей и учителей сельских школ на базе НИШ. Созданная опорная школа становится центром притяжения для других школ, помогая им развиваться в рамках каскадной модели. Таким образом, с каждым годом проект охватывает всё больше сельских школ", – объяснила Кабдыкаримова.
Стоит подчеркнуть, что проект по развитию сельских школ был инициирован НИШ в 2019 году совместно с компанией "AITAS KZ". В 2022 году при поддержке фондов и государства проект вышел на новый уровень масштабирования, что позволило открыть опорные школы во всех 17 регионах страны. На сегодняшний день их количество достигло 135, а к 2025 году планируется увеличить это число до 200. Каждая опорная школа работает в связке с тремя "магнитными" школами, охватывая дополнительно 600 образовательных учреждений и создавая масштабную сеть поддержки и развития сельского образования.
Фото: furo.kz
Согласно исследованиям НИШ, динамика роста качества образования в опорных школах составила 13,8 процента среди учащихся 4 классов и 5,8 процента среди учащихся 8 классов.
Фото: furo.kz
Сейчас также реализуются подобные проекты в Мангистауской области, в Целиноградском районе Акмолинской области, в предыдущие годы – это были школы Атырауского региона и области Улытау.
Кадровый резерв успешных директоров
Также очень интересен проект "1000 лидеров изменений в образовании", оператором которого является Центр педагогического мастерства.
"В марте 2023 года Глава государства поручил создать программу подготовки республиканского кадрового резерва руководителей организаций образования. Министерство просвещения РК определило оператором проекта наш Центр. Уникальность разработанной нами программы заключается в ее многоэтапности и содержательности. За дверью каждой эффективной школы работает эффективный директор. И задача проекта заключается в подготовке таких руководителей. А для этого необходимо всего три вещи: правильный отбор, качественное обучение до назначения и поддержка после назначения на должность. Смысл проекта "1000 лидеров изменений в образовании" как раз в этой системности",– подчеркнула спикер.
Фото: АОО "НИШ"
В этом году на участие подали заявки 13,8 тысячи человек, однако к обучению было допущено более 900. В результате в кадровый резерв вошли только 376 кандидатов.
После прохождения обучения избранные кандидаты проходят стажировку в любой школе – в сети НИШ, РФМШ или БИЛ - по выбору самого кандидата. Финальное интервью проводит комиссия, состоящая из наиболее опытных и известных в педагогических кругах директоров школ.
Эффективная переподготовка учителей
Часто бывает так, что в молодости человек по разным причинам выбирает не ту специальность. Многие стремятся в педагогику, поэтому в ЦПМ начал работать проект педагогической переподготовки. По сути, это получение профессии теми, кто уже имеет высшее, но не педагогическое образования. Центр реализует его совместно с Павлодарским педагогическим университетом имени Әлкей Марғұлан.
Проект призван решать проблему дефицита учителей в школах. Согласно среднесрочному прогнозу казахстанского Центра развития трудовых ресурсов, до 2030 года нехватка учителей во всех регионах страны будет только увеличиваться: учителя практически всех предметов входят в топ-25 групп занятий с высокой кадровой потребностью в будущем.
"В нашей стране педагогическая переподготовка реализуется уже на протяжении нескольких лет, но наш проект существенно отличается от того, что предлагают сегодня вузы. Его отличие – в двух важных вещах: это отбор (сначала по классификатору специальностей, затем через письменные экзамены и интервью) и практико ориентированность программ и формат 3+2 (когда три дня в неделю слушатели обучаются у тренеров центра и преподавателей университета, два дня – в школе у учителей-менторов)", – объяснила руководитель Центра.
Проект, заинтересовавший иностранцев
В НИШ не только обучают талантливых учеников, готовят преподавателей и директоров школ. Здесь изучают саму суть урока в рамках педагогического подхода Lesson Study. Данный подход вызвал интерес и у зарубежных коллег, которые обучаются в ЦПМ.
Фото: АОО "НИШ"
"Следует отметить, что сегодня в мире Казахстан стоит на втором месте после Японии по масштабам внедрения подхода Lesson Study в практику учителей. Чем хорош данный подход и почему из года в год всё больше и больше учителей вовлекаются в этот процесс? Это абсолютно финансово не затратный для школы и учителя, развивающий его профессионально подход: команда коллег, вместе планируя, наблюдая и рефлексируя урок, учит друг друга и этим улучшает свою практику. В этом году на конференцию WALS 86% представленных абстрактов были от казахстанских педагогов. Мы можем объяснить это тем, что учителя понимают, насколько сильно позитивное влияние Lesson Study на их преподавание. Эффект от многолетней работы с учителями носил мультипликативный характер, так как позволил за последние 12 лет сформировать сетевое профессиональное сообщество учителей-лидеров, умеющих критически осмысливать собственную практику и практику своих коллег. Казахстанский опыт внедрения Lesson Study вызвал большой интерес и в других странах. Такие курсы в ЦПМ уже прошли педагоги Азербайджана, Кыргызстана, Таджикистана, России, Малави", – констатировала Кабдыкаримова.