В этом году астанчане стали массово жаловаться на большое количество пробок в городе. Разница с прошлогодней ситуацией стала особенно ощутимой в сентябре, с окончанием сезона отпусков и каникул. Что происходит на столичных дорогах, выясняла корреспондент Tengrinews.kz.
В этом году астанчане стали массово жаловаться на большое количество пробок в городе. Разница с прошлогодней ситуацией стала особенно ощутимой в сентябре, с окончанием сезона отпусков и каникул. Что происходит на столичных дорогах, выясняла корреспондент Tengrinews.kz.
Где вы точно попадете в пробку в Астане
Пять самых загруженных улиц в столице корреспонденту Tengrinews.kz назвали в компании Sergek Group. Среди них: проспекты Манглик Ел, Кабанбай батыра, улица Туркестан, проспект Туран и проспект Республики. Как видно, основные пробки происходят на левом берегу, ближе к деловому центру.
По данным Sergek Group, в августе 2022 года в часы пик на Мангилик Ел средняя скорость авто составляла 36,5 километра в час. Самые большие пробки длились всего десять минут - с 9:20 до 9:30. В сентябре прошлого года, с началом нового учебного года, пробки усилились: средняя скорость авто составляла 32 километра в час, основная загруженность приходилась на 7:50-9:10 и 19:20-20:00.
Фото: МВД РК
На Кабанбай батыра в прошлом году средняя скорость авто во время пробок составляла 43 километра в час, основная загруженность приходилась на 19:20-19:30. В сентябре ситуация немного изменилась - средняя скорость авто составила 32,7 километра в час, основные пробки приходились на 8:10-9:10 и 18:50-19:00, как раз то время, когда школьники едут на занятия и взрослое население выезжает с работы.
На Туркестане ощутимые пробки были уже в прошлом году. Средняя скорость автомобилей в часы пик составляла всего 24 километра в час, основные пробки регистрировались в обеденное время - с 13:10 до 13:20. В сентябре средняя скорость авто в загруженные часы снизилась до 20,7 километра в час, крупные пробки фиксировались уже дважды в день: с 12:50 до 14:40 и с 18:40 до 19:30.
На Туране пробок было даже больше, чем на Мангилик Ел. Средняя скорость авто уже в августе составляла 13,7 километра в час, самые большие пробки регистрировались в 8:30-8:40 и 12:20-20:30. А в сентябре пробки начинались с раннего утра: с 7:00 до 17:10. Средняя скорость авто в период пробок снижалась до 7 километров час.
На проспекте Республики ситуация была немного лучше. В августе в часы пик средняя скорость транспорта составляла 30,1 километра в час, информации о больших пробках не было вовсе. В сентябре скорость авто снизилась до 26,3 километра в час, пробки стали регистрироваться в утреннее и вечернее время: с 8:10 до 9:50 и с 18:00 до 19:50.
Фото: МВД РК
Как изменилась ситуация на указанных улицах в этом году, можно посмотреть в нашей инфографике.
Иллюстрация: Тengrinews.kz/Акмарал Карашон
Здесь наглядно видно, что средняя скорость авто снизилась еще больше, а время нахождения в пробках на ряде улиц увеличилось.
К примеру, если в прошлом году в сентябре в пробке водители ехали по Мангилик Ел со средней скоростью 32 километра в час, то сейчас по той же улице в это же время астанчане едут со скоростью всего 23 километра в час.
Иллюстрация: Тengrinews.kz/Акмарал Карашон
Машин стало меньше, а пробок больше
В среднем по дорогам Астаны, по данным Sergek Group, ежедневно передвигаются более 300 тысяч транспортных средств. В августе 2022 года на дорогах столицы регистрировалось 350 тысяч авто, год спустя их количество сократилось на 8,8 процента, до 319 357 тысяч авто. В сентябре 2022 года машин стало меньше - 327 587 единиц, в сентябре этого года их число уменьшилось на 3,5 процента, до 316 267 единиц.
Транспортные аналитики отмечают, что средняя скорость движения на пяти главных дорогах Астаны снизилась на 5,3 километра в час, или на 14 процентов, по сравнению с предыдущим годом. То есть в этом году столичные водители и пассажиры стали тратить в дороге на 14 процентов больше времени, чем в прошлом году, при том что количество транспорта на дорогах столицы уменьшилось.
"По сравнению с августом текущего и прошлого годов средняя скорость стабильно снижается в сентябре. Связано это с началом учебного года и с ростом количества поездок. Например, если летом жители столицы с детьми совершали две поездки от дома до работы и обратно, то в сентябре в их маршрут добавился пункт "школа", увеличивая количество поездок в два раза, что способствует перегрузке дорог и приводит к снижению средней скорости", - сообщили в пресс-службе Sergek Group.
Как отметил специалист по транспорту Sergek Group Булат Танирберген, в Астане пробки определяются не количеством машин, а количеством поездок. Одна машина может сделать как две поездки, например, утром до работы, вечером домой, так и 10 поездок за день. Статистика показывает снижение уникальных авто, которые передвигаются в городе. На это может указывать несколько факторов.
"Например, после начала пандемии коронавируса в Астане увеличилось количество уникальных авто: потеря рабочих мест в регионах повлияла на переток рабочих рук в Астану. Снижение (их числа. - Прим.) в 2023 году может говорить о частичном оттоке этих граждан", - сказал эксперт.
Фото ©️ Tengrinews.kz / Турар Казангапов
Другой фактор – это возросшая интенсивность движения сервисов такси и доставки: их популярность растет, одна такая машина делает десятки поездок за день, что сравнимо с движением вместо десяти машин в обычном режиме. Здесь мы писали, какая доля столичных легковых авто приходится на службы такси и доставки.
"Уникальных машин в любом случае уже достаточно, чтобы застопорить город, если они все поедут одновременно. Вопрос в том, сколько поездок совершат эти машины. Количество поездок выросло, это можно увидеть по тенденциям скоростей на ключевых участках", - добавил Булат Танирберген.
Как решат проблему с пробками
Данные акимата Астаны и Sergek Group немного разнятся. По данным акимата, в городе ежедневно регистрируют около 400 тысяч автомобилей. При этом из области в столицу каждый день въезжают дополнительно около 90 тысяч авто. Одними из самых загруженных улиц в часы пик в акимате называют Мангилик Ел, Кабанбай батыра, Туран, Сарайшык, Кунаева.
Чтобы решить проблему с пробками, в городе строят новые мосты, транспортные развязки и улицы. Нынешнюю ситуацию с пробками, по данным акимата, частично разрешит открытие нового моста по проспекту Тауелсиздик, которое состоится в конце октября.
"Данный мост позволит значительно разгрузить движение на дорогах: обеспечить дополнительную связь проспекта Тауелсиздик, района нового железнодорожного вокзала, проспекта Кошкарбаева, улицы Нажимеденова, района мечети Хазрет Султан, улиц Байтурсынова, Кордай, Айнаколь, проспекта Момышулы с левобережьем", - сообщили в пресс-службе столичного акимата.
Фото ©️ Tengrinews.kz / Турар Казангапов
В следующем году в Астане продолжат пробивать проспект Тауелсиздик - до выхода на проспект Кабанбай батыра. По данным акимата, это значительно снизит нагрузку на проспекты Мангилик Ел, Кабанбай батыра, улицу Туркестан, Керей, Жанибек хандар и Айтматова в новой части города.
Также в следующем году планируется приступить к строительству еще одного моста через реку Есиль по улице Кенесары, в районе университета КазГЮУ.
"Все вышеописанные меры, в том числе строительство и ремонт улиц, установка умных светофоров, автобусных линий, позволяют значительно улучшить транспортную сеть города", - заверили в акимате.
Расширение дорог не поможет? Что спасет от пробок Астану
Напомним, в сентябре с возвращением школьников и студентов в учебные заведения магистральные улицы столицы сковали огромные пробки. На жалобы астанчан отреагировал аким столицы Женис Касымбек.