"Марченко пришел", - заметил кто-то из депутатов, и эта новость тут же разлетелась по залу заседаний нижней палаты парламента.
"Марченко пришел", - заметил кто-то из депутатов, и эта новость тут же разлетелась по залу заседаний нижней палаты парламента.
Визит председателя Национального банка Григория Марченко в мажилис депутатами воспринимается, как событие. Для самого главы Нацбанка, кажется, это просто рабочие моменты. Вообще складывается такое впечатление, что этот человек всегда пребывает в каком-то невозмутимом, спокойном расположении и никогда ничему не удивляется. Одним словом, Марченко выступает на расслабоне.
На заседании представляют законопроект, предусматривающий создание Единого накопительного пенсионного фонда и некоторые предложения межведомственной рабочей группы, касающиеся, в частности, повышения пенсионного возраста женщин.
Депутаты особенно переживают за последний вопрос. Они говорят, что им скоро в регионы ехать встречаться с населением, а люди могут не понять таких государственных инициатив, как изменение пенсионного возраста.
Марченко не переживает. Сразу после заседания парламента на пресс-конференции для журналистов он пытается убедить всех, и в первую очередь самих женщин, что им - женщинам - на самом деле без разницы, когда выходить на пенсию - в 58 лет или когда им будет за 60.
"Я считаю, что нужно создавать нормальные условия для работы молодых женщин, женщин среднего возраста, и тогда вопрос о пенсионном возрасте сам собой отпадет. И всем хочу напомнить, что у нас, во-первых, женщины, так же, как и мужчины, могут выходить на пенсию досрочно - в 55 лет, при условии достаточности накоплений в пенсионном фонде. А те женщины, которые сумели родить более пяти детей, могут выходить на пенсию в 50 лет. Поэтому вопрос о том, в 58, в 61 или в 63 выходить, для тех, кто много рожает или много накапливает, - он не стоит", - говорит Марченко и приводит в пример счастливых женщин, работающих в Национальном банке.
По информации председателя Нацбанка, в его подчинении более 300 женщин старше 55 лет и более 200 женщин старше 58 лет. Мол, он создал для них такие выгодные условия, что те хотят трудиться как можно дольше.
Но вернемся на заседание парламента. "Хорошего ничего не будет", - произносит кто-то из депутатов-мужчин на задних рядах, комментируя предложения по пенсионной реформе.
"Ужас, - вздыхает рядом с ним сидящая депутат-женщина. - С чего накапливать-то".
У Марченко на все есть ответы. Такое впечатление, что он не понимает, а чего это все волнуются за пенсии? Копи деньги и будешь счастлив.
"Если человек со средней зарплатой будет делать обязательные 10 процентов - 5 процентов работодателя, 5 процентов добровольные, то сумму, необходимую для досрочного выхода на пенсию, накапливает за 32 года нахождения в накопительном пенсионном фонде. Теоретически он накапливает даже раньше, чем в 55 лет. Проблема в том, что нужно эти отчисления делать", - абсолютно невозмутимо говорит Марченко.
А в это время депутаты обсуждают только что услышанное.
"28 тысяч пенсия, как на нее можно прожить, 28 тысяч пенсия!" - почти шепотом задается риторическим вопросом женщина-депутат на задних рядах зала заседаний мажилиса.
Далее эти же депутаты делятся личным опытом о том, кто из них и сколько имеет пенсионных накоплений, в каком фонде хранит. В общем, как выразился один из депутатов, сегодня поднят очень больной вопрос.
Микрофон включают депутату от фракции "Народные коммунисты" Владиславу Косареву. Он произносит свою традиционную речь про кусок хлеба и воду, про народные деньги, про то, что государство палец о палец не ударило и ничего не сделало, и требует уважительного отношения членов правительства к самозанятым гражданам. Косарев почему-то решил, что заместитель премьер-министра Кайрат Келимбетов принимает наших людей за жителей Сомали.
"Сегодня Кайрат Нематович еще как-то снисходительно сказал о самозанятых гражданах. Это не сомалийцы, это наши люди", - сказал Косарев.
Не все сразу поняли, что лидер КНПК задает вопрос, но Келимбетову все же приходится что-то отвечать.
"То, что сказано, на мой взгляд, это мне напоминает немножко, помните фильм "Собачье сердце", где Шариков говорит о переписке Энгельса с Каутским? Я не понял, вы солидарной системой не довольны или накопительной?" - спросил Келимбетов Косарева, подразумевая слова профессора Преображенского, который интересовался у Шарикова, с кем тот не согласен, с Энгельсом или с Каутским.
На пресс-конференции Марченко, по своему обыкновению, смотрел с сожалением на журналистов. Он всегда так смотрит, всем своим видом давая понять, мол, ребята, вы же ничего в этой жизни не понимаете.
"Вы меня извините, вы задаете вопросы, которые я не хочу квалифицировать", - говорит он. Следующий вопрос журналисты адресуют уже другому спикеру, и глава Нацбанка достает смартфон и принимает отсутствующий вид. За пресс-конференцию главный банкир страны три раза всем сообщает, что очень торопится. Заявив журналистам, что он не держится за кресло главы Национального банка и уже давно мечтает передать бразды правления Нацбанком достойному специалисту, Марченко, сказав: "Все, я поехал", - молча встал и вышел.
Но вернемся на мгновение к заседанию мажилиса.
"Короче, они нас разочаровали сегодня. Они нас сегодня сильно разочаровали", - констатировал депутат-мужчина на заднем ряду зала заседаний.
О том же, наверное, думал и Григорий Марченко, покидая нижнюю палату парламента. Имея в виду не только депутатов и журналистов, а может быть, даже всех жителей планеты Земля.
Ренат Ташкинбаев