В Астане зарегистрировано 924 малообеспеченные семьи. Из них 434 семьи, а это почти три тысячи человек, являются многодетными. Многие проживают во времянках и летних дачах, не имея возможности не то чтобы накопить на свое жилье, но даже снять квартиру. Корреспонденты Tengrinews.kz встретились с несколькими из них.
В Астане зарегистрировано 924 малообеспеченные семьи. Из них 434 семьи, а это почти три тысячи человек, являются многодетными. Многие проживают во времянках и летних дачах, не имея возможности не то чтобы накопить на свое жилье, но даже снять квартиру. Корреспонденты Tengrinews.kz встретились с несколькими из них.
39-летняя Асем Мырзахметова воспитывает шестерых детей. Они живут в арендованном летнем домике в дачном поселке Союзцелингаз на правом берегу Астаны.
"Это летняя дача, она для зимы не приспособлена совсем. За зиму 20-22 тонны угля уходит на печку, потому что стены тонкие, тепло не держат. Кирпичи отваливаются на улице, мы латаем, как можем. Из трещин в окне видна улица. Полы мы застелили матрасами, а под ними лед, сидеть на полу невозможно", - рассказала Асем.
Она получает адресную социальную помощь и льготные. Всего менее 70 тысяч тенге в месяц на шестерых детей. На День Первого Президента и 8 Марта ей выдают помощь - около 10 тысяч тенге. А потом эти деньги высчитывают из общего пособия как доход.
"Конечно, денег не хватает. Нужно есть, одевать детей, уголь покупать. Но мне не деньги нужны, а в первую очередь квартира. Если нам дадут квартиру, я уже как-то выживу, я уже не побоюсь детей дома оставить. Дочка после колледжа будет смотреть. Хотя бы по полдня буду работать. А в этом доме я их боюсь оставлять, у нас печка, она дымит, мне страшно", - делится женщина.
В доме очень холодно, на стенах видны трещины шириной в несколько сантиметров. В сильные морозы семья закрывает все комнаты и живет на кухне, чтобы экономить уголь.
Где возможно, Асем закрыла щели обоями и стекловатой, но разрушение дома продолжается. Она боится, что в один день стены не выдержат и крыша обвалится прямо на них. А еще боится, что в мае дом уйдет под снос и крыши над головой не будет вообще.
В 2011 году Мырзахметовы встали в очередь на социальное жилье. Тогда у них было пять детей и 10 287-е место в очереди. Спустя девять лет у них шесть детей и 5 544-е место. То есть получения жилья придется ждать еще девять лет.
"В комментариях пишут, мол, у нее шестеро детей, где у нее муж. У людей в жизни всякое бывает. Нельзя, людей не зная, вот так осуждать. Я не от хорошей жизни так хожу. Почему люди разводятся сейчас? Потому что нищета! Мне обидно за моих детей, мне для себя ничего не надо, пусть моих детей обеспечат. Это же будущее народа. Как сказал Президент, рожайте детей, поднимайтесь. А толку, что мы рожаем, когда люди с другой стороны подходят и всякое говорят, всякими словами обливают", - пожаловалась Асем.
Анар Ошакбаева переехала в Астану 18 лет назад. Здесь она познакомилась и вышла замуж за гражданина Таджикистана. Первый ребенок родился в 2000 году. Сейчас у супругов семь детей, в своей времянке в районе нового вокзала они живут уже 15 лет.
"Всегда жили, ни у кого ничего не просили. Он работал, кормил нас. У нас брак зарегистрированный. Он каждый раз делал временную прописку, и каждый раз мы платили деньги. А тут получилось, что ему миграционная полиция не сделала вид на жительство. В марте 2018 года мы пошли снова, и оказалось, что он уже второй раз просрочил. Суд постановил его депортировать", - поделилась Анар.
Где сейчас глава семьи, Анар не знает, звонит он редко, с заработком, после того как он оказался вне закона, становится все сложнее - работодатели часто "кидают" нелегального эмигранта.
"Так как муж есть и его заработок не определен, потому что он в бегах, пособия нам не выплачивают. Я получаю только 16 тысяч тенге как многодетная. В марте эту дачу сносят. Я писала обращение в "Нур Отан", чтобы помогли, хотя бы временное жилье дали, потому что мы останемся на улице. Мужа депортировали, АСП не дают, работать я не могу - дети маленькие. Живу только на 16 тысяч, и за младшего до года мне платят 22 тысячи", - рассказала женщина.
В 2016 году она встала в очередь на жилье, но ей сообщили, что ждать придется до 2025 года. В отделе соцпомощи, чтобы получать АСП, ей посоветовали развестись с мужем и воспитывать детей как мать-одиночка.
"Он же не бросил нас. Он у меня очень хороший, никогда руку не поднимал, не пьет, делает любую работу", - встала на защиту супруга Анар.
Женщина понимает, что таких, как она, в стране много, поэтому и не надеется получить квартиру. Просит хотя бы помочь ей с оформлением пособий. Тогда она могла бы снять для семьи однокомнатную квартиру и не опасаться угольной печки.
Асия Куатбекова с супругом переехала в Астану 15 лет назад. Искать работу в родном городе становилось все труднее.
"С двумя детьми я ходила девять лет, не рожала больше. А потом у меня диагностировали доброкачественную опухоль. Мне тогда посоветовали рожать детей, сказали, что тогда опухоль не будет разрастаться. Я родила еще шестерых. Правда, последние два - незапланированные. Но бог дал, что теперь делать", - рассказала женщина.
Сейчас семья Куатбековых живет в старом частном доме в районе старого вокзала. Асия получает 15 тысяч тенге в месяц как многодетная мать, еще 80 тысяч тенге зарабатывает супруг. Половина денег, по ее словам, уходит на кредиты.
"Кредиты брали небольшие - 200-300 тысяч тенге, чтобы детей одеть зимой. Покупаем по минимуму, но в школе нам не давали ни форму, ничего. Один раз мы несколько недель не посещали школу, потому что куртки не было у сына. Пришлось снова в долг взять", - поделилась Асия.
Она призналась, что многодетным семьям благоустроенное жилье не сдают. Об этой проблеме говорят все мамы с пятью и более детьми.
"Нам приходится снимать такое, неблагоустроенное. Здесь никакой сантехники, воды нет, умываемся в тазике. Сами поклеили обои, сырость, угольная печь дымит. Один раз мы всей семьей попали в больницу, потому что отравились угарным газом. Хорошо, скорая успела нас увезти. Теперь я очень боюсь за детей, даже не могу выйти из дома. Дали бы арендную квартиру, я бы смогла пойти на работу", - просит женщина.
Старший сын супругов сейчас учится в университете, летом подрабатывает и, как может, помогает семье. Младшему нет и двух лет.
В акимате Астаны признали, что знают не обо всех многодетных, нуждающихся в помощи, но обещают помогать всем, кто к ним обратится. Для этого многодетным матерям нужно заполнить анкету в чат-боте @qoldaubot в мессенджере Telegram.
В отдельной графе многодетная мать может перечислить список проблем, которые испытывает ее семья, в том числе трудности при трудоустройстве, нехватка продуктов, одежды или угля, проблемы с поступлением ребенка в школу или детский сад и другие.
"По мере поступления анкетных данных мы выработаем каждой семье индивидуальный план помощи, которую можем оказать с учетом ресурсов", - пообещали в акимате.
Фото © Иван Сухоруков