КРУШЕНИЕ САМОЛЕТА БЛИЗ АКТАУ: ХРОНИКА АВИАКАТАСТРОФЫ
19 декабря 2022 | 13:09

Ненужный терминал: заброшенный аэропорт растаскивают на металлолом под Алматы

Айнаш Ондирис
Айнаш Ондирис Журналист
Алихан Сариев
Алихан Сариев Фотокорреспондент
viewings icon comments icon

ПОДЕЛИТЬСЯ

whatsapp button telegram button facebook button
Фото:Алихан Сариев Фото:Алихан Сариев

В 2007 году вблизи действующего аэропорта Алматы начали строить новый терминал. Здание воздушной гавани уже тогда казалось тесноватым, а новый просторный пассажирский терминал для международных рейсов мог бы значительно его разгрузить. Тем более, что через 4 года намечалась Азиада-2011.

whatsapp button telegram button facebook button copyLink button
Иконка комментария блок соц сети

В 2007 году вблизи действующего аэропорта Алматы начали строить новый терминал. Здание воздушной гавани уже тогда казалось тесноватым, а новый просторный пассажирский терминал для международных рейсов мог бы значительно его разгрузить. Тем более, что через 4 года намечалась Азиада-2011.

Однако этот терминал аэропорта не принял ни одного самолета ни через год, ни через 4 года. Ни даже через 15 лет.

Почему здание аэропорта вдруг оказалось никому не нужным? Корреспонденты Tengrinews.kz побывали в заброшенном пассажирском терминале около поселка Гульдала, которое уже много лет ждет своей дальнейшей участи.

Новый пассажирский терминал аэропорта Алматы начали строить в 2007 году. Он находится близ поселка Гульдала. Фото ©Алихан Сариев. Декабрь 2022 года.

Мы обратились за информацией о заброшенной стройке в акимат Алматы. Однако в Управлении планирования и урбанистики города Алматы сообщили, что никакими данным о строительстве этого терминала не располагают, потому что "на момент возведения здания территория входила в состав Алматинской области, следовательно, строительство курировалось соответствующим местным исполнительным органом". Однако и в акимате Алматинской области о недостроенном здании аэропорта тоже ничего не знают.

В городском управлении лишь констатировали, что теперь, согласно действующему проекту детальной планировки Турксибского района, объект расположен в рекреационной зоне P-1 (зелени общего пользования и зелени спецназначения) и санитарно-защитной зоне аэропорта.

Фото ©Алихан Сариев. Декабрь 2022 года.

Чтобы понять, что же пошло не так при строительстве нового терминала аэропорта углубимся в историю. 15 лет назад, в 2007 году Амстердамский торговый банк (АТБ) выдал аэропорту Алматы кредит на 33 миллиона долларов для строительства нового терминала. Его начали возводить с восточной стороны от взлетно-посадочной полосы. Проект обещал был грандиозным: за сравнительно короткое время строители успели поднять 3-этажный каркас здания, застелить кровлю и облицовать фасад панорамными витражами. Планировалось, что общая площадь новенького пассажирского терминала составит не менее 25 тысяч квадратных метров.

Фото ©Алихан Сариев. Декабрь 2022 года.

Недостроенный терминал хорошо виден с Кульджинского тракта. Три корпуса с круглыми крышами на спутниковых снимках выглядят как три юрты. Железный каркас здания на протяжении многих лет находился под специальной охраной, но некоторое время назад наряд с объекта сняли. Сейчас огромный скелет из железа и бетона представляет собой унылое зрелище.

Фото ©Алихан Сариев. Декабрь 2022 года.

Бесхозное здание сразу же привлекло внимание охотников за бесплатной наживой: мощные железные конструкции, конечно же, пока утащить не смогли, поэтому забирают все, что можно еще унести. Например, алюминиевые детали крепежа и профлисты.

А вот так здание терминала выглядело еще год назад.

Фото ©Вячеслав Фирсов, 2021 год

А вот таким оно было в 2019 году.

Фото с сайта iznanka.kz. Автор: Дозорный

Разбитые витражные окна сейчас валяются по периметру. Стекла здесь повсюду. Похоже, что со временем под воздействием осадков и солнца тяжелые витражи просто слетели с фасадов. Но в некоторых случаях здесь также поработали вандалы, чтобы поживиться легкими алюминиевыми деталями.

Фото ©Вячеслав Фирсов, 2021 год

У заброшенного терминала есть 4 телетрапа (рукава), здесь даже успели оборудовать перрон для заруливания самолетов. Отсюда хорошо видно действующее здание аэропорта Алматы и взлетно-посадочную полосу, где каждые 5 минут садятся и взлетают борты.

Отсюда хорошо просматривается взлетно-посадочная полоса аэропорта Алматы. Фото ©Алихан Сариев. Декабрь 2022 года.

Однако месторасположение строящегося терминала в итоге и стало едва ли не главным фейлом проекта. Вот как объяснил эту проблему один из бывших топ-менеджеров аэропорта Алматы:

"Во-первых, это здание строили до нас как международный терминал. В то время 70-90 процентов полетов выполнялись "Эйр Астаной", их самолеты летают как по международным, так и по внутренним направлениям. Для них этот терминал оказался неудобным, так как самолетам приходилось бы перемещаться от одного здания к другому, то есть пересекать взлетно-посадочную полосу. Изначально проектировщиками не были продуманы коммуникации, как самолетам добраться от одного терминала к другому терминалу, до тех трапов. Это надо было буксировать борты, тащить их, а это, в общем-то, никого не устраивало. Его просто поставили не там, где надо", - рассказал он.

Более того, по словам источника, в то время возникли проблемы с выкупом земли вокруг. Из-за этого аэропорту пришлось бы очень сильно раскошелиться. Ведь там нужно было еще построить дорогу и развязку для транспорта.

Фото ©Алихан Сариев. Декабрь 2022 года.

А к этому времени денег уже не осталось. В 2009 году в Международном аэропорту Алматы сменился топ-менеджмент. Оказалось, что воздушная гавань погрязла в больших долгах перед голландским банком, у которого брала кредит на строительство терминала - 33 миллиона долларов. Выплатить долг вовремя не смогли. Стратегический объект Алматы чуть было не забрали за долги. 

В 2010 году бывший руководитель Международного аэропорта Алматы Таир Идрисов был объявлен в розыск. Его и еще несколько человек обвинили в крупных махинациях. Как следует из материалов уголовного дела, в 2016 году Идрисов в своих показаниях полностью признал вину по статье "Причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием" (в старой редакции статья 182 УК РК ч.2 п. "Б"). Однако в 2018 году дело в отношении бывшего топ-менеджера было прекращено в связи с его смертью.

Недостроенный терминал изнутри. Фото: ©Алихан Сариев, декабрь, 2022 год.

Сам проект по строительству нового здания терминала пришлось приостановить - его признали неперспективным. В 2010 году здание законсервировали. Позже зарубежные эксперты пришли к выводу: лучше снести недостроенное здание и на его месте построить другой терминал, где можно было бы принимать как международные, так и внутренние рейсы, что было бы удобно для всех перевозчиков.

С тех пор прошло более 10 лет. Предложение немецких экспертов так и осталось только на бумаге. И похоже, уже никогда не станет реальностью.

Уже новый владелец аэропорта Алматы - турецкая компания TAV - весной 2022 года приступил к строительству нового терминала. Но он возводится совсем в другом месте - с западной стороны аэропорта Алматы. Для этого даже пришлось пожертвовать историческим зданием VIP-терминала. Турецкий менеджмент клятвенно заверил горожан, что его просто "перенесут" в другое место.

Недостроенный терминал был законсервирован в 2010 году. Фото: ©Алихан Сариев. Декабрь 2022 года.

Новые владельцы аэропорта Алматы от заброшенного скелета некогда грандиозного проекта официально открестились. Как выяснилось, в 2020 году постановлением правительства стратегические объекты МАА, а это недостроенное здание пассажирского терминала с частью бетонированной площадки (перрона и места для стоянки) и 8 земельных участков площадью более 14 гектаров, были официально отчуждены.

То есть теперь к действующему аэропорту Алматы заброшенный терминал уже никакого отношения не имеет. Теперь здесь хозяйничает только ветер.

Автор: Айнаш Ондирис

Читайте также
Join Telegram Последние новости
Лого TengriNews мобильная Лого TengriSport мобильная Лого TengriLife мобильная Лого TengriAuto мобильная Иконка меню мобильная
Иконка закрытия мобильного меню
Открыть TengriNews Открыть TengriLife Открыть TengriSport Открыть TengriTravel Открыть TengriGuide Открыть TengriEdu Открыть TengriAuto

Курс валют

 515.11  course up  535.94  course up  5.16  course up

 

Погода

 

Редакция Реклама
Социальные сети
Иконка Instagram footer Иконка Telegram footer Иконка Vkontakte footer Иконка Facebook footer Иконка Twitter footer Иконка Youtube footer Иконка TikTok footer Иконка WhatsApp footer