В Петропавловске живет мастер, который около 20 лет строит причудливые средневековые замки на крутом склоне, в местах, где раньше была обычная мусорная свалка.
В Петропавловске живет мастер, который около 20 лет строит причудливые средневековые замки на крутом склоне, в местах, где раньше была обычная мусорная свалка.
Корреспондент Tengrinews.kz Елена Бережная встретилась с Анваром Файзулиным и узнала, что его творения хотели внести в список достопримечательностей Петропавловска. Но так и не внесли...
Знакомьтесь, это Анвар Файзулин. Он родился в Подгоре - историческом центре Петропавловска. Пенсионер вспоминает, что когда-то бегал по этим горам еще мальчишкой.
"Это мой дом, мое родное место. Как сейчас принято говорить, место силы. На некоторое время уезжал отсюда, была у меня и благоустроенная квартира, но мы с женой не смогли и не захотели в ней жить. Привыкли к земле. Поэтому вернулся сюда – в родную Подгору", - рассказывает Анвар Галимович.
В этом году Подгору затопил катастрофический паводок. До дома Файзулиных вода не дошла. Коренной подгорец вспоминает, что их улица раньше называлась Малоканавная. Судя по названию, канав здесь было мало, но зато был крутой косогор. Когда город рос, застраивали даже такие неудобные места, как косогоры, засыпанные овраги.
"Когда мы заехали в наш дом, этот склон был просто свалкой, там складировались ненужные в хозяйстве вещи, выбрасывался мусор, даже помои туда выливали. Конечно же, жить в такой грязи не хотелось. Мечтал, чтобы вокруг стало красиво. А значит, надо благоустраивать участок", - решил наш собеседник.
Первым делом Анвар Галимович убрал ржавый забор и очистил обрыв от мусора. Следующим шагом было укрепление горы, чтобы она не рушилась и не сползала.
Мужчина начал обкладывать склад камнем, но потом захотелось чего-то более интересного. Однажды привез из командировки отросток можжевельника, посадил на склоне, и оказалось, что хвойник замечательно сочетается с камнями. Затем рядом появились сосны и большие валуны.
Этот каменно-скалистый пейзаж навеял мужчине мысли о крепостях и фортах.
И хотя работа Анвара Файзулина с творчеством не была связана - он много лет трудился мастером практического вождения на автоучкомбинате, руками работать он умел всегда.
Так на обрыве появились первые замки с башенками и заборами. Анвар Галимович показывает изящные, будто бы парящие в воздухе строения в средневековом стиле с зубчатыми крепостными стенами и высокими башнями, с миниатюрными окнами, витыми колоннами и рыцарскими фамильными гербами над входом.
Смотришь на них и невольно вспоминаешь романы Вальтера Скотта, в голове звучат звуки труб, которые оповещали о рыцарском турнире, слышится звон доспехов, представляются прекрасные дамы, наблюдающие из окон крепости за битвой смелых и благородных мужчин…
И понимаешь, что эти замки - маленькое воплощение детской мечты каждого мальчишки.
Главный помощник Анвара Галимовича - сын Руслан - вспоминает, что первыми оценили сказочные крепости как раз дети. Глядя на первые замки, их маленький родственник спросил: "А как рыцари будут попадать в эту крепость через ров, ворот-то нет…" Так появился настоящий средневековый откидной мост на цепях.
Шли годы, крепости и замки строились, увлечение отца в полной мере поддержал и Руслан. К тому же, женившись, он купил соседний дом, присоединив к отцовскому, уже облагороженному склону соседний обрыв, на котором тоже была свалка.
"Тогда мы вывезли несколько машин мусора, золы, обвалившегося грунта. Таскать все это с 10-метрового склона было, конечно, очень непросто, тем более все это приходилось делать вручную – машину туда не подгонишь… Ну а потом уже замки стали строить и на этом обрыве", - вспоминает Руслан.
Мастера строят свои маленькие шедевры не на постоянной основе. Делается это по вдохновению, ну и зависит от занятости, настроения и даже погоды.
"Есть свободное время – занимаемся. К тому же для этого нужна идея, творческая искра. Зимой проекты рисуем, обсуждаем, где и что добавить. Материалы готовим, делаем в гараже детали стен и башен. А весной и летом уже монтаж начинается. Сваркой укрепляем уголки и проволоку, заливаем цемент, бетон, потом идет установка замков на месте. Этот процесс уже невозможно остановить… Постоянно что-то доделываешь, к одному замку просится другой, потом видим, что не хватает башни или крепостных ворот", - отмечает Анвар Галимович.
Для строительства используется самый разный материал, в том числе и строительный мусор - обломки шифера, асбестовые трубы, бетонные блоки, старые кирпичи. Главное требование – чтобы материал был крепкий.
"Вот, например, старые изоляторы, - показывает Анвар Файзулин. – Берем их в руки, и посмотрите - вырисовываются минареты".
Строители замков признаются, что единого стиля у их строений нет - здесь смешаны несколько направлений и эпох.
Европейские средневековые замки - неприступные и немного тяжеловесные - сочетаются с восточными сказочно красивыми и изящными минаретами, римскими и греческими дворцами. Выделяются и византийские замки. Их главные черты - роскошь и утонченность, богатство красок и блеск золота, изобилие украшений и одновременно простые конструктивные формы.
Но все эти разные по стилю замки смотрятся необыкновенно гармонично, прекрасно сочетаясь с камнем и десятками хвойников. Чего тут только нет: сосны, пихты, можжевельник, лиственницы, туи, декоративные ели…
У Анвара Галимовича давняя любовь к хвойным экзотическим растениям. Он их может вырастить из веточек, давших корни, и даже из семян.
Ботаникой он увлекался еще в школе, был юным натуралистом, пригодился этот талант и во взрослой жизни.
Шутка ли – мужчина вырастил капризные голубые ели и кедры из семян, добытых из шишек.
Но, как подчеркивает сам Анвар Файзулин, были бы желание и фантазия, а сделать красивый ландшафт можно не только из экзотических растений.
Деревья у Файзулиных приживаются даже на той почве, где ничего раньше не росло.
"Здесь глина, все трескалось, высыхало, нагревалось, - показывает очередной зеленый оазис Руслан. - Мы начали камни выкладывать, а там уже и сосны прижились, потому что симбиоз камня и хвойников очень удачен, деревья как-то могут из камней сами воду добывать – на солнце камень нагревается, а ночью выпотевает вода…"
Среди замков на склоне оборудован и парник для овощей – огурцы и помидоры Файзулины выращивают прямо на горе. Камнем обложены и несколько грядок. А летом склон превращается в яркий диковинный цветник – каждый клочок земли засаживается цветами, чтобы глаз радовался. Это просто образец, как можно рационально и с умом использовать каждый клочок земли.
"Ну, если места нет, куда деваться", - смеется Анвар Галимович.
На вершину склона ведет кованая лестница, которую Файзулины тоже сделали сами.
Сами гнули железо, сами варили, сами устанавливали перила и фонари, провели электричество.
Мастера признаются, что работы хватит еще и детям Руслана, а их у него трое - места под замки еще много. Дамир и Диляра уже помогают в меру своих сил, они всегда рядом с дедушкой.
"Мне нравится камень, это мое "тяжелое заболевание"… И ведь внуки уже понимают. Идем куда-то с внуками, Дамир говорит: "Бабай, смотри, какой камень красивый". Тоже уже видит, что можно достроить и добавить. Будет семейное дело продолжать", - рассказывает с гордостью дедушка.
Анвару Галимовичу сейчас 71 год. Но по склонам он передвигается с юношеской ловкостью - стареть ему некогда.
Много времени отнимает обслуживание замков - что-то подделать, подремонтировать, поменять, а еще прополка такой огромной территории, обработка хвойников.
"Конечно, физически все это непросто. Даже камни пока поднимешь наверх, уже устал. Один я бы все это сделать не смог – всегда помогала и помогает семья. Когда есть основа и фундамент – хоть для крепостей, хоть в семье - тогда работа идет", - говорит Анвар Файзулин.
О знаменитых замках Файзулиных знают многие горожане. Кто-то любуется на сказочный средневековый город через забор, чтобы не беспокоить хозяев, те, кто посмелее, просятся посмотреть на диковинные строения поближе.
Как-то Файзулиным даже позвонили из управления туризма, хотели включить их двор в список достопримечательностей Петропавловска и в туристический маршрут, чтобы привозить сюда на экскурсии гостей города, непременно приходили бы сюда и сами горожане. Но по каким-то причинам этого не произошло.
Фото и текст Елены Бережной