ПОДЕЛИТЬСЯ
15 января 2024 | 06:21
Убегающий заяц, заполненный салон. Как изменилась ситуация с автобусами в Астане
Год назад, после критики Касым-Жомарта Токаева, корреспонденты Tengrinews.kz в часы пик проверяли автобусы. Спустя год мы решили повторить эксперимент и понять, что изменилось. Что из этого вышло - узнаете из нашего фоторепортажа.
Восемь утра. Остановка на проспекте Кошкарбаева. В карман заезжает маршрутный автобус № 29А. Внутри можно заметить немало людей.
ПОДЕЛИТЬСЯ
Год назад, после критики Касым-Жомарта Токаева, корреспонденты Tengrinews.kz в часы пик проверяли автобусы. Спустя год мы решили повторить эксперимент и понять, что изменилось. Что из этого вышло - узнаете из нашего фоторепортажа.
Восемь утра. Остановка на проспекте Кошкарбаева. В карман заезжает маршрутный автобус № 29А. Внутри можно заметить немало людей.
Пассажиры заходят, но места хватает не всем. Тогда люди начинают буквально проталкивать друг друга внутрь.
Через несколько минут подъезжает автобус того же маршрута, но почти пустой. Наверное, если бы они ехали друг за другом, то нагрузка равномерно распределилась бы на обе машины.
Мы же решаем дождаться следующего 29-го, чтобы на нем доехать до Дома министерств. В это время к остановке подъезжает переполненный людьми 43-й.
Желающих войти явно больше, чем физически может вместить в себя автобус. Но ожидавшие его пассажиры не теряют надежду попасть внутрь. Кто-то опаздывает на работу, кто-то - на учебу.
Зайти удастся не всем.
Когда к остановке подъехал 29-й, мы поняли, что нам также придется потесниться с другими пассажирами.
На некоторых остановках двери автобуса с трудом открывались и закрывались.
Через несколько минут после того, как мы вышли на остановке "Дом министерств" на улице Конаева, подъехал еще один 29-й. Но он уже был почти пустой.
Возможно, пассажиры не знают, что между этими маршрутами в часы пик небольшой интервал. Все стремятся зайти в тот автобус, который подъехал первым. В результате один переполнен, а следующий - почти пустой.
Простояв на этой остановке некоторое время, мы почти не увидели переполненных автобусов. Справедливости ради отметим, что в день, когда мы проводили фотосъемку, все еще были школьные каникулы. "Мигрирующие" между районами - от дома до храма знаний и обратно - ученики составляют немалую долю трафика.
К примеру, вот какой ситуацию запечатлели астанчане в ноябре 2023 года.
@saryy_gl #жалобы #астананурсултан ♬ Shootout - Izzamuzzic & Julien Marchal
Видео ниже прислано на редакционный номер 10 января. Помимо жалобы наших читателей на переполненность маршрута № 70, пассажиры также просят обратить внимание на состояние автобуса, чьи двери не всегда закрываются, а внутренняя обшивка салона местами держится "на честном слове".
В автопарках говорят, что с проблемами знакомы и постепенно работают над их решением. Например, в прошлом году они пополнились дополнительными единицами общественного транспорта.
"В 2023 году акиматом города, а также частными парками был осуществлен закуп новых 400 автобусов. Из них в настоящий момент поставлено 290 единиц, все автобусы курсируют на линии. Закуп автобусов позволил увеличить охват населения. В рамках приобретения новых автобусов проводятся мероприятия по снижению нагрузки на действующие маршруты, производится обновление подвижного состава, запуск новых маршрутов", - заявили нам в компании CTS.
Немного подробнее об обновлении общественного транспорта и запуске новых маршрутов. Данные предоставлены компанией CTS:
- осуществлен запуск 8 новых маршрутов (6 – городских, 2 - пригородных);
- осуществлено обновление подвижного состава на маршруте № 10 (20 единиц 18-метровых электробусов);
- высвободившийся подвижной состав направлен (18-метровые дизельные автобусы) на наиболее загруженные маршруты. Такие как №№ 7, 9, 24, 29;
- произведено частичное обновление подвижного состава на 7 маршрутах (№№ 14, 31, 37, 50, 53, 64, 70);
- произведено обновление подвижного состава на маршрутах №№ 1, 3, 5, 5А, 15, 15а, 29, 29А, 32, 35, 36, 45, 54, 60, 61;
- увеличено количество на маршрутах на 106 единиц.
Переходим дорогу и направляемся к одной из самых загруженных остановок города. Она также находится у Дома министерств, но уже по проспекту Мангилик ел. И сразу обращаем внимание на интервалы некоторых маршрутов, указанные на информационном табло.
Некоторые автобусы были переполнены, а в какие-то можно было свободно войти и даже сесть. Но еще раз напомним, что из-за каникул в эти дни в автобусах не было школьников.
В это время года в автобусах становится теснее еще и потому, что пассажиры в верхней одежде, которая делает каждого из нас чуть шире обычного.
Для чистоты эксперимента нам осталось посмотреть на загруженность в вечерний час пик. Но перед этим мы решили проверить кое-что еще. В CTS журналистам не раз заявляли, что не все астанчане стремятся оплачивать проезд.
"С начала 2023 года было выявлено 202 899 пассажиров общественного транспорта, уклонившихся от оплаты проезда. Из них в отношении 10 256 пассажиров сотрудниками местной полицейской службы за нарушения требований части 2 статьи 622 КоАП РК ("Нарушение правил пользования общественным городским и пригородным транспортом") были наложены административные взыскания на общую сумму 70 766 400 тенге", - привели статистику в компании.
Напомним, цена проезда в Астане - 90 тенге. А вот штраф за неуплату - 2 МРП, или 7 384 тенге.
Днем мы проехались по нескольким направлениям с менеджерами компании CTS, которые проверяют оплату проезда у пассажиров. Они также в целом следят за порядком на маршрутах, то есть приглядывают за тем, чтобы нарушений не было и со стороны водителей общественного транспорта.
Знакомьтесь, это менеджер CTS Руслан Динабеков. В компании он работает больше четырех лет. За это время он множество раз ловил зайцев, некоторые из которых в ответ начинали вести себя агрессивно. На некоторых контролеров даже были нападения с ножом.
На фото ниже коллега Руслана - Аида Байдаулетова. Она работает менеджером уже четыре года.
Руслан и Аида рассказали, что за годы работы при входе в автобус сразу видят тех, кто не оплатил проезд.
"Люди сами себя выдают, начинают паниковать, пытаются быстро провести оплату", - рассказывают менеджеры.
Заходим вместе с ними в один из автобусов. В этот момент через специальные устройства менеджеры отключают в автобусе возможность оплаты проезда.
На случай спорных моментов у них есть нагрудные камеры.
Долго искать зайцев не пришлось. Один из пассажиров признался, что не оплатил проезд. Ему предложили выйти из автобуса и вызвали полицию.
Мужчина вел себя агрессивно. Пока Руслан зашел проверить следующий автобус, с нарушителем осталась Аида. Заяц воспользовался моментом и убежал.
У менеджеров нет полномочий удерживать нарушителей силой.
Руслан к этому моменту успел проверить еще один автобус и вывел из него группу пассажиров, которые также не оплатили проезд.
Подъехавшие сотрудники полиции начали выписывать штрафы.
"Люди стараются уклониться от оплаты проезда. Как мы с этим боремся? С 2023 года у нас активно ведется модернизация системы оплаты проезда. Сейчас она на стадии завершения.
Появляются дополнительные функции оплаты. Самое основное, как мы надеемся, какой-то процент с QR-оплаты перейдет на банковские карты. То есть можно будет прикладывать банковскую карту для оплаты. Часть людей, оплачивающих через QR, старались разные причины назвать, мол, оплата была сделана, но телефон разрядился, или человек разговаривает по телефону и чек об оплате не показывает. Есть и случаи подделки чека QR-оплаты либо пересылка одного чека тем, с кем едет пассажир", - объясняет директор департамента транспортного контроля CTS Рашид Рахматулин.
Контролю оплаты проезда уделяется такое внимание в том числе потому, что перевозчики из-за зайцев терпят убытки. Как отмечают в CTS, речь идет о нескольких миллиардах. А ведь на эту сумму можно приобрести не один новый автобус.
Оставив менеджеров дальше проверять маршрутные автобусы, ближе к вечернему часу пик мы, как и в прошлом году, приехали на остановку у ТРЦ Asia Park.
Это не только остановка для общественного транспорта, но и стихийное место для пересадки пассажиров в такси и микроавтобусы, чтобы отправиться в пригороды Астаны.
Сотни людей ежедневно ждут здесь нужные им автобусы.
Отправляемся дальше - на не менее популярную остановку, с которой десятки госслужащих разъезжаются по домам, - "Дом министерств".
Ожидающих здесь горожан в часы пик всегда много. Некоторые автобусы были загружены до предела.
Спустя год все еще есть над чем поработать.
"Действительно, в настоящий момент в городе стоит вопрос загруженности автобусов. Особенно остро это ощущается в часы пик. В утренний час пик (в период с 7:30 до 9:00), а также в вечерний час пик (с 17:30 до 20:00), когда взрослое население направляется на работу, школьники и студенты направляются в школы, университеты. Но, как уже говорили, работа ведется активно – закупаются автобусы, появляются новые маршруты. Прибывают не только новые автобусы, также строится LRT. Также у нас появляются новые улицы. Например, мост на Тауелсіздік помог разгрузить несколько улиц"
"Основной причиной сложившейся ситуации является имеющийся в столице дефицит водительского и подвижного состава. Также необходимо отметить, что отклонение от графика по разным причинам - пробки (утренние и вечерние часы пик), дорожно-транспортные происшествия, снижение скорости автобуса в зависимости от погоды (дождь, снег) - приводит к нарушению расписания, увеличению интервала ожидания и высокой загруженности"
"Кроме того, в городе, согласно проведенному анализу, в среднем в день не оплачивает проезд более 90 000 пассажиров. Что приводит к потерям парками средств, необходимых для обслуживания подвижного состава, его закупа и оплаты работы персонала", - резюмировали в CTS.
Добавим, что в компании CTS и автопарках обещали изучить комментарии к данной публикации.
Делитесь своими замечаниями, предложениями в комментариях или расскажите, на каких столичных маршрутах и в какое время наблюдаются проблемы.
Вопрос от автора
Что вы об этом думаете?
Комментарии проходят модерацию редакцией
Показать комментарии
Читайте также