Подписывайтесь на канал Tengrinews.kz в WhatsApp
04 февраля 2023 09:50

Ежедневный стресс: как автобусы испытывают астанчан на прочность

Иван Сухоруков Корреспондент-редактор
Турар Казангапов Фотокорреспондент

ПОДЕЛИТЬСЯ

Фото: tengrinews.kz \ ⒸТурар Казангапов Фото: tengrinews.kz \ ⒸТурар Казангапов

На днях Касым-Жомарт Токаев возмутился тем, что в столице маршрутные автобусы едва справляются с пассажиропотоком. Люди подолгу ждут и мерзнут на остановках и даже не всегда помещаются в общественный транспорт, когда тот подъезжает. Корреспонденты Tengrinews.kz в утренние и вечерние часы пик решили навестить несколько городских остановок, прокатились в забитом людьми автобусе и узнали у горожан, как вся эта ситуация сказывается на качестве их жизни. 


На днях Касым-Жомарт Токаев возмутился тем, что в столице маршрутные автобусы едва справляются с пассажиропотоком. Люди подолгу ждут и мерзнут на остановках и даже не всегда помещаются в общественный транспорт, когда тот подъезжает. Корреспонденты Tengrinews.kz в утренние и вечерние часы пик решили навестить несколько городских остановок, прокатились в забитом людьми автобусе и узнали у горожан, как вся эта ситуация сказывается на качестве их жизни. 

Остановка на улице Кошкарбаева. Температура воздуха держится на отметке в 20 градусов ниже нуля.

На часах - 7:45 утра. В это время горожане постепенно выбираются из теплых квартир и отправляются на работу. Кто-то на машине, остальные - на общественном транспорте. В это время еще есть шанс добраться до пункта Б в автобусе, где есть место (если повезет еще больше, то даже будет где сесть).

Перед тем как сесть в один из маршрутных автобусов, мы познакомились с горожанкой по имени Райхан.

"Я работаю в месте, где жесткий дресс-код. Зимой приходится носить с собой пакет со сменной одеждой для офиса. Сейчас на мне болоневые штаны и вязаная кофта. Приезжаю, переодеваюсь и приступаю к работе. Горький опыт научил, что иногда автобус приходится ждать очень долго, даже за 15-20 минут успеваешь замерзнуть. Ладно, сменную обувь еще можно носить с собой. А я, считайте, целый костюм каждую зиму таскаю. 

Если бы интервалы были меньше и мы бы знали точное время, когда автобус подъедет, то можно было бы рассчитывать время. А сейчас, насколько я знаю, приложение для отслеживания не работает, да и когда оно работало, не всегда было точным. И кстати, переполненные автобусы меня не нервируют. Знаете почему? Я еду в наушниках, играет музыка, и я представляю, что я на концерте какой-нибудь звезды. Собралось немало людей, и мы все отрываемся, так даже с хорошим настроением на работу приезжаешь", - смеется Райхан. В этот момент на остановку подъехал заполненный людьми автобус № 29. Райхан уехала на нем. Ну а мы решили дождаться следующего, заодно замерить интервал.

Следующий автобус прибыл через 12 минут. Людей в нем было еще больше, чем в предыдущем. Автоматические двери закрывались с трудом и даже не с первого раза. 

За поручень можно было не держаться. Плотность толпы позволяла просто облокачиваться на соседей поблизости, словно ты плывешь по волнам. Одна из девушек держалась за мою руку, так как до поручня она не дотягивалась. 

Тем, кто в центре, приходится с силой проталкивать окружающих, чтобы добраться до выхода. Кто-то даже выходит не на своей остановке, чтобы выпустить людей, а после заходит обратно. 

По словам Президента, на сегодня в столице не хватает более 400 автобусов, а в течение пяти лет их дефицит может вырасти в два раза.

"Свыше 400 остановок не оборудованы заездными карманами для автобусов. 300 остановок не обустроены закрытыми павильонами ожидания, что становится особенно актуальным в зимний период", - сказал Касым-Жомарт Токаев 31 января в ходе совещания по вопросам развития столицы.

За одну поездку длительностью 20-30 минут на автобусе до работы можно испытать гнев, злость, отчаяние... В такой тесноте ощущаешь на себе дыхание (не всегда свежее) стоящих рядом людей. Все это вперемешку с запахами духов, никотина и сырости от растаявшего на полу снега с грязью.

Внутри настолько жарко, что одетые в пуховики горожане кричат водителю отключить печку. Шофер молча слушается. 

Выходим на остановке "Дом министерств" на Кунаева. Отсюда можно уехать по многим направлениям. Делаем глоток морозного воздуха - не будем называть его свежим, так как в эту и предыдущую ночи над городом стоял смог из-за штиля.

Продолжаем следить за обстановкой. Следом останавливаются другие автобусы (из тех, что мы сняли: № 50, 32, 29А, 21), в которых также немало людей. 

Если обратить внимание на взгляды горожан, то те, кто выходят, выглядят уставшими и расстроенными, опустив глаза. Те, кому только предстоить проехаться в этой давке, начинают морально к этому готовиться. 

И ведь это начало трудового дня. Впереди - восемь часов работы. А человек уже словно потратил всю свою энергию.

Один из мужчин, ожидавших свой автобус, поделился с нами своей историей. Имени он своего не назвал, так же, как и попросил не фотографировать его.

"Я переехал в Астану в 2018 году зимой. Какое-то время передвигался на такси, а как освоился, начал изучать маршруты автобусов. И вот стою я первый раз на остановке на улице Бараева, не помню, какой автобус я ждал. Обувь на мне та, в которой не холодно зимой в Алматы, но никак не в Астане. Жду 5 минут. 10 минут. 20 минут. Автобус подъехал где-то через 25 минут. К этому моменту я жутко отморозил себе ноги. После того утра я ушел на больничный на полторы недели, так как сильно переохладился.

Представьте, я только-только на новой работе осваиваюсь и уже заболел. Начальник отнесся с пониманием, так как я первый раз вообще в столице был. С тех пор всегда одеваюсь даже теплее, чем нужно. А вот автобусов как ждали долго, так ничего не изменилось. Да, в Алматы ситуация, может, и не лучше. Но, извините, есть разница - ждать на улице зимой 25 минут в Астане и ждать 25 минут в Алматы", - жалуется горожанин.

Решаем перейти дорогу и проверить обстановку на другой остановке.

Ситуация ровным счетом такая же: много людей, переполненные автобусы. К примеру, № 32, 35, 46.

Правило - заходим в переднюю дверь и выпускаем через среднюю и заднюю - в это время дня не работает. Так как если одних сначала не выпустить, то остальные просто не влезут. 

Увидев, что мы проводим фотосъемку, одна из горожанок сама начала с нами разговор.

"Снимайте, правильно, я иногда автобус № 50 по 40 минут жду. Это куда годится? Один раз, помню, четыре 50-х подряд подъехало, первый был переполнен, последний вообще пустой. Тоже непонятно... У нас в Аркалыке и то лучше автобусы ходят. А это столица. Казалось бы, да, должна быть комфортная жизнь, ведь тут и обычные люди, и много госслужащих. Но нет. Стыдно даже как-то", - жалуется женщина. 

Один из мужчин, представившийся Сериком, поделился, как он считает, забавной историей.

"Я с работы ухожу на час позже того, во сколько заканчивается рабочий день, потому что иначе мне придется ехать до дома в переполненном душном автобусе. Еще и стоя в пробках. И вот как-то я заметил, что несколько коллег также остаются после работы. Некоторые сидят даже тогда, когда я ухожу. И мы как-то один раз решили друг у друга спросить: а что, собственно, происходит? - с задором рассказывает горожанин. - И что вы думаете, все делают точно так же, как и я. Только кто-то с запасом досиживает - полтора часа лишних, к примеру. Мы еще тогда посмеялись, что это наше начальство способствует тому, чтобы в городе было мало автобусов, так мы перевыполняем план на работе".

На этом мы решаем сделать паузу и вернуться к вопросу с автобусами и остановками уже в вечерний час пик.

Пробки по городу начинают нарастать примерно с 17:30. С 18:00 горожане тянутся к остановкам после рабочего дня.

Вот как вечером выглядит остановка возле ТРЦ Asia Park. Отсюда же домой отправляются те, кто живет в пригородах, например, в Косши.

Однако, как рассказывают горожане, все-таки наибольшее количество людей собирается рядом с Домом министерств. Туда мы и отправились на автобусе № 10. До нужной нам остановки в общественном транспорте было не так много людей (кстати, такие автобусы называют "гармошкой", они длиннее и вмещают больше людей).

На "Доме министерств" в ожидании автобуса наготове стояла толпа. Уже при выходе из "десятки", люди едва не затолкали нас обратно. Каждый хочет успеть занять для себя наиболее комфортное место, чтобы не оказаться у той же двери или не держаться за поручень пяткой левой ноги. 

Вот тот самый автобус, из которого мы только что вышли. Минуту назад, напомним, в нем практически не было людей.

И снова одна из горожанок, заметив камеру, сначала спросила, зачем мы ведем съемку, а после поделилась своим мнением. Женщина работает на госслужбе и попросила не фотографировать ее. 

"Я человек терпеливый, могу и подождать автобус, для этого я всегда одеваюсь тепло. Тут, конечно, больше жалко ребятишек. Если морозы, но занятия не отменили, я своим детям заказываю такси и слежу, чтобы они доехали, у меня их трое, они уже старшеклассники, и все учатся в одной школе. Это дешевле, чем потом платить за то, чтобы каждого вылечить от гриппа или простуды.

А вот ехать в забитом людьми автобусе очень неприятно. Неудивительно, что коронавирус так быстро у нас тогда распространился. Если сейчас новый вирус появится, ему не составит труда в таких условиях от человека к человеку перепрыгнуть. Ну что это такое - едешь и тебя со всех сторон зажимают. Как кильки в банке. Столько лет уже эту проблему решить не могут. А город-то растет, численность увеличивается", - жалуется астанчанка.

В этот момент к остановке подъезжают два 51-х автобуса-гармошки. Оба заполнены людьми.

Кто-то не унывает и с улыбкой на лице машет в камеру.

№ 54, 29, 15... везде одна и та же картина.

Нарушается не только личное, но и интимное пространство. Ежедневный стресс. Неудивительно, что многие приходят на работу и возвращаются домой в плохом настроении. Не каждому понравится, когда к тебе прислоняются незнакомые люди.

В таких условиях неудивительно и то, что происходят кражи - для карманников идеальная среда.

Так как же все-таки планируется решить данную проблему? С этим вопросом мы обратились в городской акимат

Небольшая справка: ежедневно в городе работает порядка 900 автобусов. Общественный транспорт столицы обеспечивается 97 маршрутами, среди них 72 городских, 25 пригородных маршрутов.

"Для комплексного решения проблем с общественным транспортом в 2023 году планируется поставить до 500 автобусов, в том числе за счет привлечения частных средств. Это позволит решить ряд вопросов: значительно увеличить количество автобусов на линии; заменить устаревшие автобусы; запустить новые маршруты и другие", - сообщили в акимате.

Ну а мы, в свою очередь, проверим к следующей зиме, насколько это обещание будет выполнено.

Текст: Иван Сухоруков. Фото: Турар Казангапов.

Читайте также
Join Telegram

Курс валют

 448.12   483   4.85 

 

Погода

 

Редакция Реклама
Социальные сети