ОЦЕНИТЕ РАБОТУ АКИМА
29 ноября 2019 | 15:26

Кто виноват в гибели мальчика из Нур-Султана, упавшего в открытый люк

Асель Сатаева Корреспондент

ПОДЕЛИТЬСЯ

"Не мог он утонуть и захлебнуться водой. Это существенный момент, на который мы хотели бы обратить внимание. Почему, потому что придумана версия, что мальчик якобы утонул в колодце..."


Иконка комментария блок соц сети

"Не мог он утонуть и захлебнуться водой. Это существенный момент, на который мы хотели бы обратить внимание. Почему, потому что придумана версия, что мальчик якобы утонул в колодце..."

На эту деталь обращает внимание адвокат Василий Садыков. Он представляет интересы семьи 13-летнего Бакдаулета Омирхана, дело о смерти которого сейчас рассматривается в столичном суде. На днях прошло очередное слушание. И не в зале суда, как обычно, а на месте трагедии, у колодца, куда упал мальчик.

Снегоуборочная машина расчищает дорогу к злополучному колодцу, чтобы все участники процесса вместе с судьей смогли подойти ближе. За происходящим наблюдала и корреспондент Tengrinews.kz.

Рабочие "Астана су арнасы" приступают к расчистке снега с бетонной плиты, которой накрыли колодец после трагедии. Присутствующие ждут.

"Мы много раз заявляли ходатайство, чтобы выехать сюда и посмотреть состояние колодца на сегодня. Потому что ранее заявлялось, что якобы он был заполнен водой. Волонтеры рассказали ранее, что во время поисков мальчика они осматривали здесь колодцы, ни в одном не было воды", - комментирует адвокат Садыков.

Бетонную "крышку" убирают. Заявление адвоката о том, что колодец не был заполнен водой, подтверждается. Юрист считает, что этот и другие люки, расположенные неподалеку, были бесхозными. Несмотря на то что по документам числятся на балансе "Астана су арнасы".

"Родные мальчика достали снимки этой местности, сделанные со спутника. Они показывают, что в период с 2014-го по март 2019 года колодцы были открытыми. А сантехники ходили вдоль школы, проверяли колодцы. Им никто не сказал, что и тут тоже надо проверять", - недоумевает адвокат Василий Садыков.

После того как рабочие определили, нет ли в колодце опасных паров, внутрь спускается Бақытбек Бидахметов. Он волонтер. Участвовал в поисках Бакдаулета в феврале этого года. Мужчина был в составе той группы, которая и нашла тело ребенка на дне этого колодца.

Мужчина спускается на глубину четырех метров. Из открытого колодца идет тепло и специфический запах... Происходящее Бақытбек снимает на видеокамеру, для протокола. Поднявшись на поверхность, он отметил: упавший в колодец ребенок пытался выбраться самостоятельно.

"Видно на стене, как будто мальчик что-то царапал... Я думал, что он что-то написал там, но не нашел", - сказал волонтер, глядя на судью.

"Мальчик упал в пустой колодец и мучился там. Он пытался сам вылезти... В деле есть фотография, что куртка аккуратно была сложена на земле. Видимо, он снял ее и положил под себя, максимально хотел, чтобы не сидеть на холодном", - продолжает комментировать адвокат Василий Садыков.

На выездное заседание суда прибыл заместитель гендиректора по эксплуатации систем водоснабжения и канализации "Астана су арнасы". Сергей Вилков молча наблюдал за происходящим. В беседе с нами он как будто с сожалением подтвердил, что этот и другие неподалеку колодцы находятся на балансе предприятия.

"Мы их запустили в апреле 2019 года. До этого они были в нерабочем состоянии. Когда их передавали на баланс, все было - и лестницы, и крышки. Принимал эти колодцы не только горводоканал: и комиссия, и авторский, технический надзор. Ребята должны были их обходить. Мастера, бригадиры и начальник участка - они же сами составляют график обхода. Раз в два месяца должны обход делать. Может, и упущение здесь есть. (...) Где-то бесхозяйственность какая-то... Я думаю, из-за того, что здесь канализация не работала, поэтому и внимания особого не уделялось", - признается Сергей Вилков.

Мужчина отметил, за 35 лет работы это первый трагический случай. "Я не могу сам за 35 тысячами колодцев проследить, я не обхожу их. Обходят мастера, бригадиры. Обход в ноябре (2018 года) был. Кто знает, может, после обхода приехала машина, все крышки собрали, увезли и сдали на металл. Это большая проблема..." - резюмирует Сергей Вилков.

Рабочие закрывают колодец бетонной плитой. Все участники выездного заседания отправились в город.

В феврале, после обнаружения мальчика, над этим колодцем установили цилиндр, накрыв его плитой. Вокруг засыпали землей так, что сюда уже точно никто не провалится.

Как волонтеры искали Бакдаулета Омирхана

Эти кадры были сделаны в феврале. Тогда столичные волонтеры узнали, что в жилом массиве Железнодорожный (40-я станция) пропал Бакдаулет Омирхан, и сразу же отправились на его поиски. 13-летнего мальчика искали по всему району. Добровольцы обходили все дворы, закоулки, компьютерные клубы. Прочесали территорию возле трассы, по которой проезжали КамАЗы, вывозившие в этот район снег из города.

"Мы ведь сразу не знали, что он в колодец упал. Мы думали, может, машина сбила. Может, маньяк какой похитил", - вспоминает волонтер Элеонора Бекетова, которая с первых дней участвовала в поисках пропавшего мальчика.

Обходя жилой массив, волонтеры обратили внимание на то, что в этом районе было очень много колодцев. Тогда казалось, что весь жилой массив окружен этими люками.

Они встречались повсюду: вдоль трассы...

между дворами жилых домов, неподалеку от кладбища...

Это сейчас они накрыты плитами, отмечает Элеонора, а тогда, по ее словам, была совсем другая картина.

"Вот смотрите, люк. Там второй, третий. Видите, сколько их… Когда были поиски, они все были открыты. Мы в каждый люк заглядывали. Мы тут каждый метр обошли", - вспоминает волонтер.

Элеонора рассказывает, в поисках Бакдаулета участвовали около 300 человек: волонтеры, спасатели, местные жители. Поиски велись днем и ночью на протяжении трех суток. Люди делились по группам, сменяя друг друга. До последнего искали мальчика его родители вместе с родственниками.

Волонтеры не раз прочесывали степь недалеко от общежития, где жил мальчик. Никто и не подозревал, что в этом месте под метровым слоем снега находились колодцы.

"Мы там много раз проходили. Если бы нам сразу сказали, что там есть люки, то ребенка можно было найти и спасти. Когда уже волонтеры во время поисков начали сами падать в эти люки, тогда мы поняли, что в этом месте тоже есть колодцы. Мы-то знали только о тех колодцах, которые есть вдоль дорог, которые видно. Мы на третьи сутки сами, через свои каналы, достали карту и поняли, где примерно есть колодцы, и начали искать", - вспоминает Элеонора Бекетова, показывая фото обнаруженных во время поисков колодцев.

"Мы взяли пластиковые трубы длиной в 2,5 метра и начали осматривать эту степь. Шли как по минному полю, по пояс в снегу и натыкались на эти открытые колодцы", - вспоминает волонтер Бақытбек Бидахметов.

Чтобы никто не упал в открытые люки, волонтеры забивали вокруг них колышки и наматывали сигнальную ленту. Возле колодца, в котором нашли тело Бакдаулета, до сих пор торчит пластиковая труба, оставленная волонтерами.

"Мы, когда искали, поняли, что между каждым колодцем расстояние по 30-50 метров. Один нашли, потом второй. А возле того колодца (в который упал мальчик) как раз первая группа стояла, но она дальше пошла. Невозможно было его увидеть, снега по пояс было", - вспоминает Элеонора.

"Мы методом тыка по снегу шли. Нащупали, что палка глубоко проваливается, начали там копать. Еще один колодец увидели. Посветили внутрь фонариком и сразу увидели мальчика", - рассказывает Адильбек Махмудхан. Мужчина в качестве добровольца вызвался помогать волонтерам искать Бакдаулета.

"Я подключился к поискам на третий день. Тогда в WhatsApp без конца писали: "Пропал мальчик, его ищут, подключайтесь". Меня добавили в группу к волонтерам. Тогда мороз был, надо было людей менять. Мы в тот вечер заступили на смену. Примерно через полтора часа нашли его..." - вспоминает Адильбек.

Это родной дядя погибшего мальчика - Нуржан. Во время поисков племянника он провалился в открытый люк. Хорошо, что рядом были волонтеры, которые помогли выбраться.

Элеонора Бекетова признается, все волонтеры тяжело перенесли известие о смерти мальчика. "Это были самые трудные поиски... Мы ведь могли его спасти. Он ведь умер не от удара, не утонул в колодце. Промучился там, пока мы его искали. Если бы кто-то сказал, что в этом районе есть колодцы, нас же никто поначалу всерьез не воспринимал…" - отмечает она.

Утром 20 февраля к месту гибели мальчика волонтеры и просто неравнодушные люди принесли цветы и игрушки. На фото ниже видны два дома, за которыми стоит небольшое общежитие, в котором жил мальчик со своей семьей. От него до колодца было всего 100 метров...

Он ушел на каток и больше не вернулся домой

Мама погибшего мальчика в мельчайших деталях помнит ту субботу, 16 февраля. Раннее утро - сын провожает ее на работу, крепко целует, прощаясь до вечера.

"В выходные девчонки (две старшие дочки) любят поспать, а он рано вставал. Я ему сказала: "Если пойдешь на каток, обязательно позвони мне, как придешь домой". Он меня поцеловал и закрыл дверь. В обед еще созвонились с ним, сказал, что одноклассники не пойдут на каток и он решил не идти. К вечеру к нам пришли подруги младшей дочки Гаухар. Они собирались на каток, звали дочь, но та не пошла. Но вышла проводить их на улицу. Бакдаулет подумал, что они ушли все вместе на каток, и тоже отправился туда", - рассказывает мама мальчика Перизат Чиникбаева.

Проводив подруг до остановки, сестра Бакдаулета зашла в магазин за хлебом. В это время младший брат успел выйти из дома и отправиться на каток коротким путем, через степь. Придя домой, сестра долго стучала в закрытую дверь, думая, что Бакдаулет уснул.

"Он ушел в шесть вечера, я пришла с работы в девять часов. Дверь закрыта, подобрали ключи, открыли. Дома его не было, звоним ему, телефон отключен. Начали сами искать, поехали на каток. Там никого из детей не было. Я примерно в 30 метрах мимо того колодца проходила, кричала: "Бакдаулет, Бакдаулет". Но в степи такой ветер был, гул, ничего не слышно…

Потом уже в полицию сообщили. Они пришли, начали отпечатки пальцев мои и дочки зачем-то брать, зубную щетку сына попросили - время на это тратили. Если бы сразу с собаками пришли, мой сын сейчас бы жив был. На третий день они с собакой пришли. На улице мороз тогда был, там уже и следов не осталось", - вспоминает Перизат Чиникбаева.

Женщина все никак не смирится с гибелью сына, который так сильно ее любил. "Он такой домашний, ласковый был. Зимой захожу домой с холода, а он мои щеки своими ладонями согревал. Летом на остановке встречал, если я с пакетами иду домой. Всегда выбежит навстречу", - вспоминает мама мальчика.

После трагедии родители Бакдаулета переехали из того района. В семье наступил очень сложный период. Сейчас Перизат очень переживает за младшую дочь, которая после гибели брата замкнулась в себе.

"У нее сейчас переходный возраст, 15 лет ей. Они с Бакдаулетом в одной школе учились. После его смерти дочка возвращалась из школы с опухшими от слез глазами. Потому что там встречала его одноклассников, учителей. Ей казалось, что и его увидит... Она очень переживает. После смерти Бакдаулета мы с мужем приняли решение развестись", - признается Перизат Чиникбаева.

У мамы погибшего мальчика много вопросов и к следствию, и к представителям коммунальной службы.

Генеральный директор компании "Астана су арнасы" уже дал показания в суде, сообщив, что на балансе предприятия 36 тысяч колодцев, с которых, по его словам, неизвестные постоянно крадут крышки.

"Город большой, районы большие, я не могу конкретно сказать, смотрите именно в этом районе или в том. Здесь уже непосредственно знают (ситуацию) руководители участков, бригадиры, мастера. Открытых люков много, крышки воруют. Ну что нам теперь, обращаться по каждому люку в полицию? Нет смысла, лучше поехать и закрыть их самим", - заявил ранее в суде гендиректор "Астана су арнасы" Табигат Зейнулкабден.

По официальным данным, с января по ноябрь этого года в столичный центр поступило почти пять тысяч обращений об открытых колодцах. В среднем в сутки поступает 15 сообщений о краже люков.

В столичном акимате сообщили, что ответственность за состояние и содержание колодцев несут службы, на балансе которых они значатся. Но есть в Нур-Султане и бесхозные люки.

"Во избежание несчастных случаев коммунальными службами проводится работа по установке защитных решеток под крышками колодцев. В связи с новыми поступающими заявками по открытым колодцам установка крышек на все колодцы невозможна. Причиной большого количества открытых колодцев остается хищение люков", - сообщили в столичном акимате.

Сейчас коммунальщики закрывают их металлическими крышками. Частично они заменяются на люки, состоящие из полимерно-композитных и полимерно-песчаных материалов. Такие крышки уже не примут в пункте приема металла.

"С учетом климатических условий города полимерные, пластиковые люки можно применять только на газонной, парковой, тротуарной части города", - отметили в акимате.

Смерть сына подкосила здоровье женщины. В очередной раз она легла в больницу из-за плохого самочувствия и пока не может присутствовать на судебном процессе. Перизат часто плачет и ждет, что сын придет к ней, хотя бы во сне.

"Мне он почему-то не снится... Сестренке моей приснился. Она во сне ему говорит: "Бакдаулет, где ты ходишь, тебя же мама ищет. Не уходи, я сейчас маме твоей позвоню". А он ей как будто говорит: "Нет, не звоните пока маме. Мне с ней пока рано встречаться. Передайте маме, чтобы не плакала..."

Подготовила Асель Сатаева.

Читайте также
Join Telegram
Лого TengriSport мобильная Лого TengriLife мобильная Иконка меню мобильная
Иконка закрытия мобильного меню

Курс валют

 494.98   521.17   4.92 

 

Погода

 

Редакция Реклама
Социальные сети