Между тем именно здесь, в Ауэзовском районе, акимат за последние годы потратил миллиарды тенге на прокладку инженерных сетей, обещая улучшение инфраструктуры. Tengrinews.kz выяснил, сколько денег из госбюджета было потрачено на благоустройство, которое смывает дождём.
Дождь идёт — машины тонут
Наверняка многие алматинцы надолго запомнили злополучный вечер 16 сентября. Тогда из-за дождя в городе образовались 10-балльные пробки и метровые лужи, а некоторые дороги просто смыло. По крайней мере, так произошло с улицей Аманжол в Ауэзовском районе.
Там провалился асфальт и больше десятка машин "ушли под землю". Вытаскивали их сотрудники ДЧС.
В ролике выше видно, как выглядела улица Аманжол 16 сентября. Тем же вечером акимат Алматы сообщил, что пострадали 13 автомобилей.
А такие снимки привезли оттуда наши корреспонденты на следующий день:
Фото: © Tengrinews.kz
Улицу то раскапывали, то закапывали
Местные жители рассказали, что здесь уже давно (целый год) и, видимо, не очень качественно прокладывают водопровод и канализацию.
Местные также добавили, что работы всё ещё ведутся, но очень хаотично. Дорогу, по их словам, чуть ли не каждый день "то раскапывали, то закапывали". Кроме того, жители отметили, что в этом районе явные проблемы с системой ливнёвок: когда в городе идёт дождь, арыки не справляются с потоком воды и всё вокруг заливает.
"Эта улица всегда была проблемной. Вот сколько живём — 20 лет, 25 — всегда мучаемся. Ну вот так вот более или менее порядок наводят. Сейчас опять вот перекопали же, толком не сделали, арыки не восстановили, всё забито, заброшено", — говорили жители.
Фото: © Tengrinews.kz
Акимат Алматы подтвердил, что на улице Аманжол действительно уже не первый год ведутся строительные работы. По данным чиновников, прокладку сетей водоснабжения и канализации выполняла компания "Спецстрой Групп ЛТД". Однако, добавили в госоргане, восстановление асфальта после того, как улицу раскопали-закопали, отложили. Потому что тут планируют построить ещё и газопровод.
Также подтвердилось, что вся дождевая вода района стекает по арыкам именно на эту улицу, что значительно увеличивает нагрузку на её покрытие.
"Кроме того, выполнение прокладки инженерных сетей на глубине до шести метров ослабило грунтовую основу", — констатировали в акимате.
Фото: © Tengrinews.kz
Проблема в системе госзакупок?
Депутат маслихата и эколог Тимур Елеусизов рассказал нашему изданию, что на участок дороги по улице Аманжол он приезжал, ещё когда она только строилась, и уже тогда заметил нарушения.
Например, для прокладки труб, говорит он, строители сняли 25 сантиметров асфальта, а после уложили всего пять:
"Ну и, соответственно, какой там пять сантиметров асфальта, ещё, скорее всего, сам асфальт с нарушениями был по водопропускаемости, по уплотнённости, по всем показателям. И вот результат", — считает депутат.
Поэтому первый же дождь после ремонта оказался фатальным. Елеусизов видит корень проблемы в системе госзакупок. По его словам, вместо локальных тендеров был организован один крупный контракт по прокладке инженерных сетей, который забрала одна большая компания и затем дробила его между субподрядчиками. В результате, отметил депутат, субподрядчики не получили почти никакой прибыли, а чтобы хоть что-то заработать, вероятнее всего, сэкономили на материалах, утрамбовке и так далее.
Подрядчик в лице "Спецстрой Групп ЛТД", разумеется, обязался полностью возместить ущерб владельцам повреждённых на улице Аманжол автомобилей, а также всё благоустроить.
Интересно, что через неделю после того самого сильного ливня, то есть вчера, эту же улицу опять затопило - и снова из-за непогоды.
Местный житель рассказал, что вода стекает к ним с верхних улиц (Алматы расположен у подножия гор; это придаёт городу наклонность; южные его районы находятся выше, а северные — ниже). И асфальт размывает снова и снова.
Посмотреть эту публикацию в Instagram
Алматинец снял на видео, как он и другие жители перепрыгивают с камня на камень, чтобы преодолеть размытый участок улицы Аманжол. По его словам, этой проблеме уже 20 лет:
"Со всего района дождевая вода выходит в одном месте: поток бьёт из трубы, как водопад, и каждый год смывает асфальт на этой улице. Арык длиной 200 метров быстро забивается листьями и мусором, вода идёт поверху и снова размывает этот участок. После каждого ливня её засыпают, ремонтируют, но первый же дождь всё смывает. Я живу здесь 20 лет, и эта проблема остаётся нерешённой".
Мы подсчитали, сколько стоил ремонт на улице Аманжол
Работы на улице Аманжол действительно были частью масштабной госзакупки, которую проводил аппарат акима Ауэзовского района. В мае 2024 года ведомство опубликовало два объявления на строительство сетей водопровода и канализации в квадрате улиц Саина — Шаляпина — Яссауи — Жандосова.
Первый контракт на четыре миллиарда тенге достался компании "ДАНиЕР", а договор крупнее — на пять миллиардов — выиграло уже упомянутое юрлицо: "Спецстрой Групп ЛТД".
По сути, район разделили между двумя организациями.
В документации даже можно найти карту проекта. Синим цветом отмечены улицы, которые обустраивала компания "ДАНиЕР", а зелёным — те, что "Спецстрой Групп ЛТД". Среди них — хоть и маленькая, но ставшая известной улица Аманжол.
Материал с сайта госзакупок
Также в документации была формулировка, которая теперь звучит довольно иронично:
"Строительство сетей приведёт к улучшению санитарно-эпидемиологической обстановки в районе строительства, а реализация принесёт положительный социальный и экономический эффект..."
Договор между "Спецстрой Групп ЛТД" и аппаратом акима Ауэзовского района был заключён 4 июля 2024 года. Согласно сметной документации, стоимость проекта составляла больше шести миллиардов. Только на закупку материалов планировалось потратить 2,3 миллиарда тенге. Однако после подписания контракта итоговая сумма снизилась до 5,077 миллиарда.
В той же проектно-сметной документации утверждалось, что строительство будет продолжаться 11 месяцев. Вероятнее всего, поэтому первоначальный договор действовал только до конца 2025 года. Тогда же было утверждено и распределение бюджета, с учётом НДС:
- Сумма на 2024 год — 882 553 438 тенге;
- Сумма на 2025 год — 4 804 205 745 тенге.
Однако в апреле 2025 года что-то пошло не так, и было подписано дополнительное соглашение, в котором договор продлили до конца 2026-го. То есть, по сути, ещё на год увеличился срок строительства.
В качестве обоснования приводился пункт закона "О государственных закупках", позволяющий менять сроки исполнения договора, но не сумму. После этого бюджет перераспределили так:
- Сумма на 2024 год — 882 553 438 тенге;
- Сумма на 2025 год — 2 000 000 000 тенге;
- Сумма на 2026 год — 2 804 205 745 тенге.
Вероятно, продление дедлайна на целый год связано с тем, что подрядчик не успевал закончить работы вовремя и был вынужден просить больше времени.
Такое предположение можно сделать, к примеру, опираясь на рассказы местных жителей, что работы постоянно приостанавливали:
"Всё это длится уже год. Ещё в августе 2024 года начали. Они всю дорогу вот здесь испортили, потом, как начались холода, все вот эти дожди, снега, они приостановили работу. С марта 2025 года начали копать уже. Но с августа, ну вот с сентября, условно, до марта здесь не было асфальта, абсолютно, и мы ездили по бездорожью", — жаловалась журналистам алматинка, живущая на улице Аманжол.
Всё это подтверждает и депутат маслихата Тимур Елеусизов. Он говорил, что рабочие сами озвучивали ему сроки на восстановление дороги и сами же их нарушали:
"В прошлый раз, когда я приезжал, они мне срок дали, что в течение недели они сделают. Я через неделю приехал, они ничего не сделали. Мы тогда потребовали от управления городской мобильности дать обратную связь, когда там будет восстановлена дорога. В тот момент они отмечали, что они не уложились в сроки, потому что технадзор не подтвердил уплотнение".
После этого было создано ещё четыре допсоглашения к договору.
Практически каждый раз изменения касались перераспределения бюджета по годам, и каждый раз в качестве обоснования использовался один и тот же пункт закона "О госзакупках", который мы описали выше.
Последние корректировки произошли 14 августа 2025 года, и на данный момент распределение денег выглядит таким образом:
- Сумма на 2024 год — 882 553 438 тенге;
- Сумма на 2025 год — 4 658 739 354 тенге;
- Сумма на 2026 год — 145 466 391 тенге.
Получается, что в 2025-м поставщику в лице "Спецстрой Групп ЛТД" выделили самую большую сумму за все три года. С чем связано такое решение — неизвестно. Однако крайне интересно, что именно тогда, когда компания получила максимальное количество денег, на улице Аманжол обвалился асфальт. Более того, по данным госзакупок, из запланированного бюджета им уже выплатили почти два миллиарда тенге.
Сначала газ, потом благоустройство
По состоянию на 23 сентября по улице Аманжол идут восстановительные работы. Как рассказал заместитель акима Ауэзовского района Канат Сагиндыков, на участке задействованы пять единиц техники и 15 рабочих. Их задача:
"Организовать отвод дождевых вод в арычную сеть".
Сама улица при этом выглядит далеко не лучшим образом: асфальт разрушен, местами затоплен, а жителям приходится обходить всю эту красоту по обочинам.
Фото: Санжар Ондасын
Любопытно также объяснение замакима того, что же всё-таки тут случилось, почему асфальт "ушёл под воду":
"По улице Аманжол ввиду проведения земляных работ по прокладке инженерных сетей образовалась подпорка в арычной системе, что привело к скоплению дождевых вод. До начала осадков участки, где имелся риск подтопления и размыва грунта, были перекрыты".
Фото: Санжар Ондасын
Дополнительно замакима сообщил, что сейчас АО QAZAQGAZ AIMAQ тянет по этой улице газопровод и что "дорожное полотно" будет уложено только после проведения газа.
"Ситуация находится под контролем", — при этом уверенно заявил чиновник.
В противовес предлагаем оценить, как отреагировали на появление замакима местные жители. К слову, некоторые и вовсе не видели, чтобы он приезжал.
"Говорят, замакима сегодня бегал здесь с лопатой, но я не понимаю, зачем ему лопата нужна. Он должен с дроном ходить, чтобы увидеть, как перераспределить ливнёвку", — высказался местный житель.
Дал слово, руку пожал, а потом всё провалилось
Но дождь смыл не только улицу Аманжол. 17 сентября (на следующий день после того же ливня) в соцсетях распространилось ещё одно похожее видео: на улице Яссауи ниже Абая в том же Ауэзовском районе Алматы провалился новый асфальт. На кадрах запечатлено, как два пассажирских автобуса остановились и не могут продолжить движение из-за просевшего под их колёсами дорожного покрытия.
Посмотреть эту публикацию в Instagram
По информации городского акимата, провал на участке улицы Яссауи — Дастан достиг примерно 100 квадратных метров. В ведомстве пояснили, что ранее в этом районе тоже прокладывали канализационные сети протяженностью 2,8 километра. Подрядчиком была компания "СПЕЦКОММУНСТРОЙ".
"Установлено, что во время обильных осадков произошло подмывание траншей абонентских сетей и ослабление грунтовой основы, что способствовало образованию провалов и нарушению целостности дорожного покрытия", — описали провал в акимате.
При этом уточнили: технадзор проекта дал им пояснение, что все работы проводились согласно нормам и требованиям проекта. В акимате пообещали провести проверку, установить причины призошедшего и всё восстановить к 18 сентября.
Примечательно, что в начале августа редакция Tengrinews.kz писала о том, что на одном из проблемных участков в городе — улице Яссауи между проспектом Абая и улицей Шаляпина (микрорайон Достык) — проводились дорожные работы. Движение здесь было полностью перекрыто больше трёх недель, что сильно осложняло жизнь и людей, и бизнеса.
Ремонт на улице Яссауи, август 2025 года. Фото: ©️ Tengrinews.kz / Никита Данилин
А начались работы на улице Яссауи 10 июля. Заказчиком строительства "сетей водоснабжения и канализации" выступал всё тот же аппарат акима Ауэзовского района. В паспорте объекта, который тогда снял наш корреспондент, подрядчиком значилась уже знакомая нам компания "СПЕЦКОММУНСТРОЙ".
Фото: ©️ Tengrinews.kz / Никита Данилин
Что характерно, и на этом объекте побывал Тимур Елеусизов, и здесь он указывал на затягивание сроков.
"Сам подрядчик дал слово и руку пожал, сказав, что работу он закончит в эту пятницу (1 августа — прим. редакции), уложит асфальт. Сегодня пятница, как мы видим, тут ещё работы минимум на месяц. Он сказал, что во вторник будет завозить асфальт, но он до сих пор не завёз", — говорил 1 августа депутат.
С миллионов до миллиардов за разбитую дорогу
При этом проведение канализации на этом участке обошлось городскому бюджету в немалую сумму. По данным портала госзакупок, тендер на строительство водопроводных сетей был опубликован ещё в апреле 2023 года. Изначально его стоимость составляла 920 миллионов тенге, но договор акимат и компания "СПЕЦКОММУНСТРОЙ" подписали уже на 874 миллиона тенге.
Согласно проектно-сметной документации, речь шла об укладке 13,5 километра канализационных сетей в микрорайоне Достык Ауэзовского района. Это та самая часть города, где местные сначала выживали без асфальта вовсе, а потом он провалился под колёсами автобусов.
В документах также есть карта района, где проводилось строительство, это квадрат улиц Момышулы — Шаляпина — Райымбека — река Каргалы.
Карта с сайта госзакупок
Также на сайте госзакупок есть подробная информация о плане строительства. Согласно экспертному заключению, его собирались начать во втором квартале 2023 года. Расчётная продолжительность работ составляла семь месяцев: во втором квартале должны были сделать 41 процент от объёма, в третьем — 75 процентов, а в конце 2023 года всё должно было завершиться.
Однако, несмотря на заключение экспертов, договор изначально заключили до конца 2024 года. Деньги планировали распределить следующим образом:
- в 2023 году подрядчику полагалось 429,7 миллиона тенге,
- а в 2024 году — 490,3 миллиона.
Но что-то опять пошло не по плану.
Судя по данным сайта госзакупок, договор обрастал всё новыми и новыми дополнительными соглашениями. В результате в декабре 2024 года было принято решение об увеличении срока работ до конца 2025-го. Распределение бюджета при этом тоже выглядело странно. Например, за прошлый год подрядчику решили вообще ничего не платить:
- Сумма на 2023 год — 144 400 023 тенге;
- Сумма на 2024 год — 0 тенге;
- Сумма на 2025 год — 834 546 311 тенге.
Но это еще не всё. 24 июня было создано новое дополнительное соглашение, согласно которому срок действия договора вновь продлили, но уже до конца 2026-го. Кроме того, резко выросла стоимость проекта.
Если изначально итоговой суммой договора были 874 миллиона тенге, то с июня текущего года она составила больше 2,1 миллиарда тенге. Объяснялось это тем, что в проектно-сметную документацию внесли изменения, которые потребовали дополнительного финансирования. При этом такое решение было одобрено как экспертизой, так и госорганами.
Получается, что строительство, которое изначально рассчитывали завершить за семь месяцев, не только растянулось на четыре года, но и потребовало почти в 2,5 раза больше денег, чем задумывалось.
А в результате провалился асфальт.
Новые обещания и дождь
Если подсчитать суммы, выделенные только на эти два объекта, то акимат Ауэзовского района потратит больше 7,2 миллиарда тенге, а они в глазах общественности уже выглядят провальными.
Особенно учитывая, что причиной аварий сразу на двух улицах стал обычный дождь.
Возмущение рядовых алматинцев разделяет даже глава города Дархан Сатыбалды. Он объявил выговор акиму района за ненадлежащий контроль за подрядчиками "Спецстрой Групп ЛТД" и "Спецкоммунстрой".
При этом в Алматы всё ещё остается множество перерытых участков и мест, где строительство так и не закончено. Горожане уже неоднократно жаловались на это. В акимате пообещали, что до 25 сентября подрядчики восстановят благоустройство на 25 объектах. До крайнего срока остаётся два неполных дня. И в городе снова был дождь.
Читайте также:
Круговорот бюджетных денег. Как акимат ВКО зарабатывает миллиарды на аренде вертолётов
Найдите в этом списке своего акима: крёстный отец, выпивоха, ниндзя
Арена, которой нет: мы попытались найти крупнейший стадион Казахстана