Александр Пантыкин, "Урфин Джюс": "Я сам придумал бренд "дедушка уральского рока"
Александр Пантыкин - один из тех людей, которые стояли у истоков "свердловского рок-клуба". В начале 1980-х был лидером группы "Урфин Джюс", творчество которой по признанию известнейших музыкантов повлияло на развитие русского рока. Это подтверждали в разное время Вячеслав Бутусов, Виктор Цой, Гарик Сукачев, Сергей Чиграков, братья Самойловы и многие другие.
В Алматы Александр Пантыкин прилетел по приглашению лидера группы "Мотор-Роллер" Ильяса Аутова буквально на два дня, чтобы посетить показ рок-мюзикла "Три дома окнами во двор". Корреспондент Tengrinews.kz Ольга Пастухова на утро после представления поговорила с этим талантливым композитором и драматургом, основателем и худруком театра для детей в Екатеринбурге. Он рассказал, как и зачем придумал бренд "дедушка уральского рока", почему занялся проектом детского театра, за творчеством каких современных музыкантов следит, а также поделился своим профессиональным мнением про "Три дома окнами во двор".
ДЕДУШКА УРАЛЬСКОГО РОКА
- TENGRINEWS:
- Александр Александрович, вас называют "дедушкой уральского рока". Как вам этот статус?
- Александр Пантыкин
- Это бренд, который я сам же и придумал. Музыкальный рынок очень жесткий, в нем обязательно нужно выделяться. Но я действительно стоял у истоков "свердловского рок-клуба".
Я начал играть в группе "Слепой музыкант" еще в школе, мы дали свой первый сольный концерт в Свердловском дворце пионеров 15 марта 1975 года. Потом группа переросла в музыкальную студию "Сонанс", которая занималась авангардной инструментальной музыкой. Нам очень помог Артемий Троицкий, который в 1978 году приглашал различные группы на фестивали, поэтому нам довелось выступать с такими группами, как "Машина времени", "Високосное лето", "Диалог"... В 1980-м музыкальная студия "Сонанс" распалась на две группы - "Трек" и "Урфин Джюс", лидером которой как раз стал я.
Фото с сайта rock-musicland.com
Мне показалось, что я действительно имею право называться "дедушкой", так как был одним из первопроходцев. Но, естественно, не первым и не единственным. Рядом со мной были люди, которые не меньше заслуживают это звание. Например, лидер группы "Слепой музыкант" - Игорь Скрипкарь, который из Германии в 1973 году привез с собой кипу пластинок, которые мы многократно переслушивали. Но он практически перестал заниматься музыкой и стал равнодушен к своей рок-карьере. А я, несмотря ни на что, закончил физико-технический факультет УПИ и занялся музыкой профессионально: получил образование в музыкальном училище как пианист, потом в консерватории по классу композиции и параллельно продолжал работать в роке, сотрудничая с различными музыкантами. Был продюсером первого альбома "Наутилус Помпилиус", участвовал в записи первого альбома "Насти" и "Группы Егора Белкина".
Идея создать запоминающийся бренд пришла мне и моим помощникам, когда я заканчивал консерваторию в 1994 году. Вначале была идея назваться "папой уральского рока". Но в 1990-е "папами" и "папочками" называли руководителей преступных группировок, поэтому пришлось от этого отказаться и "папу" заменить на "дедушку". Нам показалось, что это слово очень милое, доброе, юморное, семейное и полностью соответствует моему характеру. Очень хотелось, чтобы этот бренд прижился. Причем не у меня в голове, а в головах других людей - рок-музыкантов, моих друзей - я до сих пор дружу практически со всеми, кто еще остался в живых. Именно они в большей степени ввели этот бренд в жизнь.
С 2003 года я жил в Москве и писал музыку для сериалов. И никто не знал, кто такой Александр Пантыкин. Но все знали "дедушку уральского рока". Приходя в кинопродакшн, я представлялся так, и мне говорили: "Конечно, проходите, мы вас знаем". Бренд "дедушка уральского рока" до сих пор живет, это мой официальный псевдоним, зарегистрированный в Российском авторском обществе. И до сих пор, несмотря на мои более высокие звания - заслуженный деятель искусства России, почетный гражданин Свердловской области, лауреат "Золотой маски", мне ценно, когда меня со сцены представляют именно "дедушкой".
- TENGRINEWS:
- У вас в жизни были неудачи?
- Александр Пантыкин
- Думаю, что нет. На музыкальном поприще у меня были сплошные удачи. Я заканчивал физико-технический факультет, хотел посвятить жизнь физике и математике, но мои успехи в музыке оказались более серьезными.
Очень рано, в 1972 году, я стал лауреатом конкурса пианистов в Екатеринбурге, очень рано организовал группу "Урфин Джюс". И буквально второй альбом коллектива под названием "15" вошел в 100 лучших альбомов русского рока. Альбом "15" до сих пор считается классическим, он повлиял на всю музыку России, о его влиянии говорили очень многие ведущие музыканты страны.
Еще в далеком 1976 году я с музыкальной студией "Сонанс" получил Гран-при международного фестиваля в Риге. Мне было всего 18 лет. С 1986 года я начал писать музыку к фильмам, работал с такими выдающимися режиссерами, как Дмитрий Астрахан и Владимир Хотиненко. И так далее. Список внушительный. Это список побед.
- TENGRINEWS:
- Люди рассказывали вам, как ваша музыка влияла на них?
- Александр Пантыкин
- Мне очень часто пишут: "Сан Саныч, огромное вам спасибо, что вы написали эту тему. Когда мне плохо, я люблю ее переслушивать, мне становится легче". Значит, мне удалось найти что-то необычное, что тревожит людей. Например, часто такие отзывы поступают на песню "Чего это стоило мне", которую я написал с Ильей Кормильцевым. В ней есть какое-то состояние, которое очень характерно для многих людей.
Когда мы впадаем в депрессию или пребываем в других сложных психологических ситуациях, то очень важно видеть свет в конце туннеля. На мой взгляд, это очень важное качество искусства, когда оно помогает человеку сохранить надежду, устоять в какой-то сложной жизненной ситуации. Лично мне беспросветное черное искусство неинтересно, пусть им занимаются другие люди, мне и так хватает чернухи в жизни... Мне очень важно, чтобы каждый человек верил в себя, в свою жизнь, в свой талант, и в то, что все будет хорошо. Верил в то, что вокруг него замечательные люди, у него замечательные дети и замечательные произведения. И, несмотря ни на что, жил и старался сделать счастливее свою жизнь и жизнь окружающих людей.
- TENGRINEWS:
- Я читала, что вы создали музей уральского рока. Что он из себя представляет? Кто и как может туда попасть? И какая мотивация движет вами?
- Александр Пантыкин
- Я начал заниматься музеем, когда понял, что этим никто не занимается. Я понял, что, к сожалению, безвозвратно уходит ценный материал - пленки, фотографии, записи. Они просто гибнут на помойках, потому что люди не понимают этих ценности…
Вот буквально в августе в Болгарии умер выдающийся деятель уральской культуры, один из основателей свердловского рок-клуба - Виктор "Патрон" Зайцев, у него уникальный архив. Он был одним из первых продюсеров, к тому же у него колоссальное количество различных материалов: негативы, статьи, матрицы, с которых делались CD-диски. Если не заняться спасением его архива, то это все безвозвратно исчезнет. Болгарам это точно не нужно. А нам это нужно. Поэтому в меру своих возможностей я стараюсь у себя в бункере, где располагается моя студия "Тутти Рекордз", собрать все материалы, которые еще остались "в живых", - пленки, кассеты, альбомы, фотографии, книги...
Да, мой офис под землей, в бункере. Его построил маршал Жуков на глубине 30 метров. Кстати, в случае ядерной войны мы сможем выжить: у нас запасы водки, мяса и всего самого необходимого. Попасть к нам непросто, но все желающие могут. Это не такая закрытая история, как какой-нибудь военный завод.
- TENGRINEWS:
- Вы известны как автор музыки к фильмам и сериалам. Какие ваши мелодии самые известные?
- Александр Пантыкин
- Самая известная моя мелодия, судя по откликам в Интернете, - это мелодия к фильму "Все будет хорошо" Дмитрия Астрахана. На втором месте - фильм "Ты у меня одна". На третьем - сериал "Дальнобойщики", он идет по всем каналам постоянно. И очень многие знают меня не как "дедушку уральского рока", не как Александра Пантыкина, а как просто композитора сериала "Дальнобойщики", и это правда.
- TENGRINEWS:
- Это честь или..?
- Александр Пантыкин
- Это данность. Ведь я для этого не прилагал особых усилий. Передо мной стояла лишь задача "написать музыку к фильму". И почему-то другие сериалы не вспоминают, а помнят только этот. Как-то так встали звезды, что именно он стал известным... И так бывает часто: большинство людей не знают произведений Жана Мишеля Леграна, а знают только мелодию к фильму "Шербурские зонтики". И это нормально.
- TENGRINEWS:
- А над джинглами любите работать?
- Александр Пантыкин
- Я делал много джинглов для разных фирм, банков, заводов. Это чистый бизнес. Это не значит, что эта работа не приносит мне удовольствия. Я считаю, что на сегодня профессиональный композитор должен владеть всем спектром. Поэтому для меня любая работа очень интересна. Я с огромным удовольствием этим занимаюсь, особенно когда платят огромные деньги. Хороший джингл стоит примерно столько же, сколько мюзикл - один-два миллиона рублей.
Сегодня джинглы мне почти не заказывают, а то я бы не отказался. Эта работа заставляет человека научиться выделять главное. Это очень сложная работа, которая требует очень серьезных усилий.
ДЕТСКИЙ ТЕАТР
- TENGRINEWS:
- В декабре 2014 года вы в Екатеринбурге открыли детский музыкальный театр "Живой театр"... Почему именно детский?
- Александр Пантыкин
- У меня появились две внучки, дочери моего среднего сына, всего же у меня пятеро детей. И когда я решил познакомить их с театром, то понял, что для детей от 3 до 7 лет спектаклей практически нет. Детей в этом возрасте ведут или в оперный театр, который вообще отбивает желание ходить в театр, или в драматический, спектакли которого интересны скорее для родителей. Я решил создать такой театр, чтобы ликвидировать эту большую промашку всего культурного сообщества. Для меня детский музыкальный театр - это способ объяснить маленькому человечку доступными средствами важные ценности.
В "Живом театре" акцент ставится на мюзиклы. Это уникальный, единственный в мире театр, который пишет специально для маленьких детей от 3 до 7 лет мюзиклы. Почему мюзиклы? Потому что мы выяснили, что психологически дети любят в этом возрасте петь, плясать, играть, участвовать в интерактивах, задавать вопросы и отвечать на них.
- TENGRINEWS:
- То есть нет границы между сценой и театром?
- Александр Пантыкин
- Верно. У нас маленький театрик на 50 мест. Для маленьких детей большие залы противопоказаны. Маленьким детям комфортнее всего сидеть с мамой или папой, бабушкой или дедушкой и видеть на кончике своего носа, как рождается какая-то другая жизнь - спектакль. У нас артисты поют без микрофонов, у нас живая музыка, я запретил фонограммы. Несмотря на то, что наш зритель еще маленький, но он очень важен для нас. Мы хотим воспитать в нем желание бороться со злом и быть непримиримым к разным его проявлениям.
Театр активно гастролирует, мы активно ездим по городам России. Наши спектакли можно показать в любом месте: в театре, в детском доме, в школе, в детсаду... Наши спектакли доступны инклюзивным детям. Мы очень часто задаем детям во время спектаклей вопросы. Например, в постановке про мышонка Криспи, который боится всего на свете, мы спрашиваем у маленьких зрителей: "Чего вы боитесь больше всего на свете?" И как-то раз они ответили словами родителей: "Ипотеки"...
- TENGRINEWS:
- Серьезно? Ипотеки? Не темноты, не чудищ, а ипотеки?
- Александр Пантыкин
- Да, они настолько часто слышат в семье слово "ипотека", что уже сами боятся ее... Мы уже даже решили сделать детский спектакль про ипотеку. Современные дети живут в другом мире, нежели мы в детстве. И задача нашего театра - соответствовать этому.
Конечно, мы стараемся выбирать и общечеловеческие темы, советуемся с детскими психологами. Например, у нас есть спектакль о дружбе, которая все время подвергается каким-то испытаниям, и нужно уметь сохранить в себе это чувство. Но детей надо учить не назиданием, а так, чтобы они сами пришли к этому выводу. Самое интересное, что после спектакля многие родители заново переоценивают свою жизнь: "Елки-моталки! Чего же я жизнь-то свою неправильно строил? Вот же нужно было… А я все мышцы качал…"
Нам было бы интересно приехать к казахстанским детям. Я готов рассмотреть предложение о гастролях в Казахстане. Мне кажется, что это принесло бы взаимную пользу.
ЛИЧНОСТИ
- TENGRINEWS:
- В одном из интервью вы сетовали, что "не так много личностей стало". Как будто вы разочаровались...
- Александр Пантыкин
- Интересные личности никуда не делись, они есть, и я не считаю, что наше время обделено. Я, скорее, говорил о новом поколении рок-групп.
В России как таковой рок-музыки никогда не было, она всегда носила вторичный характер: наши музыканты копировали и копируют лучшие образцы американской, британской, европейской музыки. Российские рок-музыканты интересны в первую очередь своими текстами песен.
Многие группы формируются на базе рок-поэта: "Наутилус Помпилиус" - поэт Илья Кормильцев, "Аквариум" - Борис Гребенщиков, "Зоопарк" - Майк Науменко, "Кино" - Виктор Цой... Эти люди писали важные, содержательные вещи. А музыка у них была всегда на втором плане. Майк играл тупые подобия рок-н-роллов, он очень часто пользовался чужой музыкой… "Город золотой" написан не Гребенщиковым. Я говорю это не с претензией к ним, не из неуважения, не с попыткой на них "наехать" - это все мои друзья, и я их очень люблю, и с удовольствием слушаю их новые песни.
Для русского человека очень важна поэтическая составляющая. У Александра Башлачева, Ильи Кормильцева, Аркадия Застырца были свои собственные интереснейшие художественные концепции. Их творчество уходит своими корнями в советскую бардовскую песню - произведения Высоцкого, Галича, Городницкого, Окуджавы. И далее по цепочке русский романс - русская поэзия, символисты начала ХХ века - поэзия XIX века с Пушкиным, Лермонтовым, Тютчевым, Фетом. Это то, что наше. А вот музыкально русский рок-н-ролл, к сожалению, оригинального ничего не имеет. Именно поэтому он глубоко вторичен.
Сегодня многие так называемые рок-деятели потеряли рок-составляющую. Пока был враг - Советский Союз - понятно было, с кем бороться, тексты были направленными, социальными, с ноткой протеста. Рок-музыка - это прежде всего протест. А сегодня против чего протестовать? Разрешено все, кроме курения в общественных местах и распития спиртных напитков. Все остальное - пожалуйста. И поэтому сегодня мы видим на сценах театров голые задницы, а в телевизоре - расцвет очень низкой культуры, пропагандирующей ценности ниже пояса. Я поэтому даже не смотрю телевизор.
И поэтому сегодня, к сожалению, очень многие талантливые люди, чтобы заработать на кусок хлеба, вынуждены идти на поводу, подстраиваться под низкий вкус публики. А когда личности впадают в необходимость зарабатывать несчастные копейки, чтобы хоть как-то выжить, они теряются. Как только творческое лицо теряет свою индивидуальность, оно умирает. Вопрос индивидуальности - очень серьезный вопрос, он - главный в искусстве. Когда мы видим ни на кого не похожего, индивидуального, со своим талантом индивидуальным, со своей звездой человека, он нам интересен. Но как только он рассыпается в маленькие звездочки, которых много, - он перестает для нас быть звездой.
И больших звезд сегодня, к сожалению, не так много.
- TENGRINEWS:
- А кто из современных музыкантов, появившихся за последние 10-15 лет, для вас "личности"? За кем, за чьим творчеством вы следите?
- Александр Пантыкин
- Если говорить о свердловском роке, то это, безусловно, группа "Ромарио". Они, правда, сейчас уехали в Москву, но неважно, где они живут, они все равно из Екатеринбурга. У них очень хорошие тексты, очень индивидуальные, с юмором - я рекомендую их послушать. Еще могу отметить группы "Курара" и "Сансара"...
Если говорить о Москве, то я не могу особенно кого-то выделить. В Питере также не очень хорошо знаю ситуацию. Если честно, в последнее время меня история рок-н-ролльная стала меньше интересовать. Я сейчас меньше слежу за художественной самодеятельностью, потому что нахожусь в области профессионального музицирования. В советское время художественная самодеятельность очень часто была источником новых идей. А сегодня, к сожалению, это не так. А мне нужны новые идеи, какая-то подпитка. Сегодня я получаю больше полезной для себя информации из классической музыки, театральной музыки, музыкально-сценических произведений и даже из фильмов...
Вот еще вспомнил. Есть молодая исполнительница из Екатеринбурга - Монеточка…
- TENGRINEWS:
- Монеточку знаю. Но не знала, что она из Екатеринбурга...
- Александр Пантыкин
- Да, она наша. На нее все старые музыканты сказали: "Фу"... Они ополчились на нее, сами не понимая, какое огромное количество людей ее слушают, насколько многим ее творчество нравится. Я специально анализировал ее песни, чтобы понять: что же такое она сделала?
Когда появился "Наутилус Помпилиус", то в свое время это был "взрыв". Я помню, какой фурор произвела песня Бутусова и Кормильцева "Скованы одной цепью". Я помню, как взорвали публику Виктор Цой и его группа "Кино" - я Виктора хорошо знал, виделся с ним за несколько месяцев до гибели... И всегда, когда что-то выстреливает, то меня интересует вопрос: "Что там такое заложено, что оно сработало? Почему общество с этим срезонировало?" В свое время такую революцию произвели The Beatles. Охватившая весь мир битломания вызвала громадный конфликт отцов и детей: отцы не понимали, "что там такого". Обычные песенки, попсовые, с попсовыми мелодиями, с попсовыми текстами, - там нет ничего, если так разобраться. А это был взрыв.
Задача профессионального человека, а я считаю себя все-таки профессионалом, - понять, какие механизмы там, сделать для себя выводы и взять оттуда полезное и нужное. Современное искусство развивается в огромном количестве направлений, и в каждом из этих направлений вдруг появляются какие-то неожиданные открытия, появляются какие-то явления. Нельзя сразу это отрицать, это нужно попытаться изучить и понять. И поэтому я сегодня стараюсь слушать то, что вызвало определенный резонанс уже либо в профессиональной, либо в любительской среде.
- TENGRINEWS:
- А Монеточку вам удалось понять?
- Александр Пантыкин
- Конечно. С музыкальной точки зрения ее музыка - это электронный минимализм, на фоне которого выделяется определенная очень характерная манера вокала. Монеточку всегда можно отличить от других. Это очень важно, потому что для поп-исполнителя самоидентификация - это самое главное. Плюс - у нее очень интересные тексты. Она точно попала в современную аудиторию именно содержанием. Молодежь отзывается на ее музыку. И еще у этого проекта очень ясные и конкретные продюсерские шаги по продвижению: от удачного названия до всего остального.
- TENGRINEWS:
- Вы очень честный человек, и в прочитанных мной интервью, и сейчас при разговоре говорите все как есть. Вам прилетало за это? Обижались люди?
- Александр Пантыкин
- Конечно. На меня все время обижаются.
ПОЛНАЯ ТИШИНА
- TENGRINEWS:
- В одном из интервью вы сказали: "Полная тишина - это самая страшная музыка, которая может быть".
- Александр Пантыкин
- Да, было высказывание... Мы никогда не бываем в полной тишине. Даже в американском кино, когда мы видим сцену, где, кажется, ничего нигде не слышно, там нет полной тишины - подкладывают "розовый" шум. Полная тишина - человек думает, что он либо оглох, либо случилось что-то непоправимое. Полная тишина - это смерть, катастрофа.
- TENGRINEWS:
- А бывает, что вам хочется тишины и звукового покоя?
- Александр Пантыкин
- Бывает. Но, как правило, это не носит патологического характера. И так как я создаю музыку, то для меня очень важен момент возникновения музыки и момент ее исчезновения. Мне важно ее услышать из ничего.
Я, кстати, стараюсь очень выборочно слушать музыку, только когда она действительно мне нужна. Для композитора слушать чужую и даже свою собственную музыку достаточно вредно. Одно из хороших качеств композитора - уметь быстро забывать услышанное, чтобы оно не влияло на каждое новое сочинение. В нем должно быть что-то необычное, свежее. Если этого нет, - это значит, что человек просто не смог сделать. А как только человек перестает создавать новое - он умирает.
- TENGRINEWS:
- А где и как вы слушаете музыку?
- Александр Пантыкин
- Как правило, в наушниках. Или на концерте…
- TENGRINEWS:
- Как вы выбираете, что слушать?
- Александр Пантыкин
- Я слежу за рейтингами. Например, за номинацией "Музыка к фильму" премии "Оскар". Мне интересно: что это за музыка, почему именно ее выделила высокая комиссия "Оскара"? Или на сегодня одна из самых популярных опер в Европе - "Три сестры" венгерского композитора Питера Этвеша. Хрень полная, слушать невозможно, мне не нравится. Но она идет более чем в 10 театрах Европы - значит, в ней есть что-то такое, что нужно понять.
Опера "Три сестры" в Венской опере
Сегодня музыка создала сплошной фон, довольно плотный фон из всяких подделок. Она звучит отовсюду, сливаясь с городскими шумами... Вот мы сейчас разговариваем, а там гитарка играет (интервью записывалось в холле гостиницы "Казахстан". - Прим. авт.). Человек считает весь этот фон музыкой, однако на 90 процентов это не музыка. Слушать музыку - это работа. Слушать музыку - это уметь войти в какое-то состояние, которое предложил композитор. Для этого нужны усилия и знания.
Если обычному современному человеку включить филармоническую музыку второй половины ХХ века, например Карлхайнца Штохгаузена или Джона Кэйджа, ему покажется, что это вовсе не музыка, а какой-то шум. И он, даже не вникая, сразу скажет: "Мне это не нравится". Он привык к поп-идеалу, и ему проще снова переключиться на фон...
- TENGRINEWS:
- А сам любите напевать песни, мелодии? Какие?
- Александр Пантыкин
- Я очень люблю британскую поп-рок-музыку. Как правило, напеваю мелодии известных любимых своих групп. А самая моя любимая группа - это группа Led Zeppelin, которая до сих пор осталась, с моей точки зрения, непревзойденной. И ее тоже напеваю.
МЮЗИКЛ
- TENGRINEWS:
- Вы прилетели в Алматы специально на рок-мюзикл "Три дома окнами во двор". Что вы думаете про эту постановку?
- Александр Пантыкин
- Я могу посмотреть на это произведение с двух точек зрения.
Есть исходные данные. Есть легендарная казахстанская группа Motor-Roller и легендарная личность - ее солист Ильяс Аутов. Они известны уже очень давно: даже в 2005-2007 годах приезжали выступать на екатеринбургский фестиваль "Старый Новый рок". В жизни группы был хайповый момент, ее "Песня о войне" набрала на YouTube около двух миллионов просмотров. А еще они совместно с Володей Шахриным из "Чайфа" записали "Утро в деревне". То есть Ильяс, он такой - постоянно что-то придумывает. Этой группе 25 лет. И она решает в очередной раз сделать что-то новое и интересное. Вот и остановились на идее сделать мюзикл, который имеет свои особенности.
- TENGRINEWS:
- Какие?
- Александр Пантыкин
- Мюзикл в США - это прежде всего шоу. Они даже свои спектакли не называют мюзиклами, а говорят "шоу". Почему? Потому что цель - сделать успешное шоу, которое идет каждый день в Нью-Йорке на Бродвее и собирает каждый раз минимум зал от 1000 до 2000 мест.
- TENGRINEWS:
- Фантастика. Каждый день!
- Александр Пантыкин
- Это - Бродвей! В России эксперимент с такого типа шоу закончился полным фиаско, потому что оказалось, что в стране нет такого института, где бы готовили профессиональных артистов мюзиклов, профессиональных режиссеров, световиков, художников, супервайзеров специально для мюзиклов.
В начале 2000-х в Москве открылся филиал американского "Стейдж Энтертаймент", его директором был Дмитрий Богачев. Он совершенно героически, несмотря на огромные денежные потери, несмотря на неуспех наших мюзиклов, ставил в Москве настоящие мюзиклы. Мы увидели "Призрак оперы", который Харольд Принц, главный постановщик всех мюзиклов на Бродвее, назвал лучшим в мире. Мы увидели "Красавицу и чудовище", "Зорро" и другие. Мы начали знакомиться с этим жанром, мы стали приучать публику к нему. Просто так в этот жанр не вскочить с нуля, слишком многое нужно знать и уметь...
И с этой точки зрения очень важно, что в Казахстане взялись за освоение этого жанра. Казахстан - это сильная страна, в которой развивается свое искусство, свои традиции, культура... И поэтому появление своего собственного казахстанского мюзикла - это суперзадача, к которой надо идти, идти и идти.
- TENGRINEWS:
- Она не может быть решена за один раз...
- Александр Пантыкин
- Верно.
С точки зрения жанра правильно будет назвать постановку не мюзиклом, а "эстрадным ревю" - спектаклем, сделанном на основе песен одного музыкального коллектива. Просто в него пытались вплести некую историю, которая проходит красной линией, на которую можно было бы удачно нацепить уже написанные и специально для этого созданные, новые песни. По сути, известный мюзикл "Мама миа" тоже сделан по такому же принципу - собраны песни группы ABBA и объединены общим сюжетом.
И если рассматривать первоначальную задачу - создать развлечение к 25-летию группы, то она была выполнена на 200 процентов. Группа прекрасно, очень красиво подана, группа "продана". С точки зрения шоу прекрасно показан Ильяс Аутов - он удачно вписан в сценарий этого шоу как один из персонажей. А самое главное - все это нравится алматинской публике, для которой и создавалась постановка.
Ольга Пастухова