1. Главная
  2. Почитай

"Город как квартира". Каким видит Алматы его главный архитектор

Интервью на тему ✅ "Город как квартира". Каким видит Алматы его главный архитектор ⚡ Читайте важные интервью и конференции на актуальные темы на интернет-портале Tengrinews.kz.
  • ПОДЕЛИТЬСЯ
  • Нашли ошибку?

После масштабных реконструкций улиц в прошлом году, когда целое лето были перерыты тротуары, алматинцы задаются вопросом, будут ли менять облик города в этом году. Главный архитектор и градостроитель Алматы Алмасхан Ахмеджанов рассказал, какие улицы в 2019 году подлежат реконструкции, и ответил на недовольство горожан.


 Алмасхан Ахмеджанов. Фото:almaty.uaig.kz

Алмасхан Ахмеджанов родился в Алматы, окончил Казахский государственный университет имени Абая и Казахскую государственную академию транспорта и коммуникаций имени Тынышбаева по специальности "инженер-строитель". Около 20 лет Ахмеджанов трудится в управлении архитектуры и градостроительства. Из них 10 лет замещал руководителя. В конце 2018 года стал главой управления.

TENGRINEWS:

Какие глобальные изменения ожидает город в этом году? Какие улицы поменяют свой облик?

Алмасхан Ахмеджанов

В этом году решили не растягивать стройку на весь город. Поэтому займемся тремя участками: проспект Достык (от Курмангазы до парка 28 панфиловцев), улица Байсеитовой (от Кабанбай батыра до улицы Толе би) и улица Жибек Жолы (от Желтоксана до Сейфуллина). В планах еще часть улицы Толе би (от Панфилова до Калдаякова), но это перенесли на следующий год, чтобы дождаться момента, когда начнутся работы по запуску ЛРТ. Зато не придется потом все переделывать.


Улица Байсеитовой

Реконструкция проспекта Достык была в проекте еще в 2017 году, но мы вносили изменения для снижения стоимости проекта, также были определенные доработки. Но все виды строительно-монтажных работ ориентированы на создание условий для пешеходов, то есть будет побольше рекреационных зон. В планах - создание новых фонтанов, освещение тротуаров, установка уличной мебели. Изначально мебель хотели завезти из Европы, но потом местные предприниматели выразили готовность сделать все самостоятельно. И это уже большой прорыв. Во-первых, мы с каждым годом убеждаемся, что те технологии, которые делаются на Западе, делаются и у нас. Во-вторых, если эти вещи сломаются или окажутся плохого качества, то есть на кого тыкать пальцем.

TENGRINEWS:

Какие еще изменения будут на проспекте Достык?

Алмасхан Ахмеджанов

Планируем освободить фасады от наружной рекламы.

Скверы и пешеходная зона: как будут выглядеть улицы Байсеитовой и Толе би в Алматы

TENGRINEWS:

Это не приведет к конфликту с предпринимателями?

Алмасхан Ахмеджанов

Когда мы делали Панфилова пешеходной улицей, возник конфликт с малым и средним бизнесом. Нас обвиняли в том, что мы якобы душим бизнес. Но последняя встреча в НПП (палате предпринимателей) дала понять, что мы все правильно делаем. Теперь арендовать место на Панфилова почти невозможно, потому что очень дорого, а это значит, что есть спрос у предпринимателей. Люди идут пешком и видят заведения, места торговли, а раньше ездили на машине и могли не видеть. Мы создаем инфраструктуру, чтобы малый и средний бизнес развивался. И благоустройством пешеходных зон мы лишь помогаем привлечь побольше клиентов.

TENGRINEWS:

Но при создании условий для одних бизнесменов не ущемляются ли права других предпринимателей? Для тех, кто вывешивает рекламу, например?

Алмасхан Ахмеджанов

В бизнесе, как и в жизни, постоянная борьба, конкуренция. А мы в свою очередь создаем равные условия для всех. Говорим всем, что нужно соответствовать определенным нормам, требованиям закона. Просто нужно учесть, что есть элементы, которые нарушают закон наружной и визуальной рекламы. И, если заметили, сейчас убрали большие билборды, рассчитанные на людей, едущих в транспорте, и появляются билборды для пешеходов.

Еще отмечу, что психология и комфорт человека состоят из определенных условий окружающей среды. Почему люди выезжают на природу? Чтобы изолироваться от шума. Город из-за своей деятельности создает неудобства, в том числе и психологические. Шум машин и огромная визуальная реклама тоже влияют на психику. А естественный шум, например, поток воды в реке, наоборот, успокаивает человека. Поэтому лучше создать городскую среду, от которой не хочется бежать на природу, то есть нужно побольше зелени, фонтанов, клумб. Мы также проведем работы по замене асфальтового покрытия на брусчатку.

В целом на реконструкцию проспекта Достык предусмотрено 4,3 миллиарда тенге, в том числе стоимость брусчатки 748,8 миллиона тенге. На реконструкцию Байсеитовой - 613 миллионов тенге, в том числе стоимость брусчатки 159,5 миллиона тенге. На реконструкцию Жибек Жолы выделим 1,2 миллиарда тенге.

Новые тротуары Алматы: зачем меняют асфальт на брусчатку

TENGRINEWS:

В прошлом году аким выражал недовольство качеством выполнения работ по укладке брусчатки. На неудобство жаловались и жители. Нет ли опасений, что ситуация в этом году может повториться?

Алмасхан Ахмеджанов

Понимаете, мы работаем с тем материалом, что есть. Ни люди, ни сама брусчатка не с Марса. Да, есть нарекания, где-то даже грубые. Но в целом я за сам процесс. Любая экономика будет развиваться тогда, когда все трудности будут преодолеваться в процессе.

Если говорить о брусчатке, то тут есть и человеческий фактор. Рабочие с каждым разом начинают исправляться, совершенствоваться. Мы будем воспитывать рабочих, чтобы они становились профессионалами. И даем понять рабочему, что все, что он делает, - не для акима, и не только для того, чтобы заработать, а для города, по улицам которого будет ходить он и его дети. Этот эксперимент удачно работает.  

Качество работы зависит еще и от подрядчиков. Возможно, где-то что-то не углядели. Но мы и этот фактор страхуем, потому что по закону есть гарантийный срок. Если после их работ на следующий год что-то провалилось, то мы можем этот гарантийный срок продлевать до тех пор, пока работу не доведут до совершенства. Мы хотим создать такую среду, когда каждая вещь, которая создается в городе, была бы конкурентоспособной. То, что мы делаем даже с одной улицей, имеет мультипликативный веерный эффект.

TENGRINEWS:

Вы говорили, что еще планируется освещение тротуаров. Люди с окраин сетуют на темноту и жалуются, что все делается только в центре города.

Алмасхан Ахмеджанов

Чтобы все тротуары охватить освещением, нужны большие средства. Начали с центра, потому что основная зона притяжения людей - в центре. Начнем оттуда, потом дойдем и до периферийных зон. И со временем мы хотим сделать так, чтобы в городе не было периферийных зон, чтобы везде было одинаково комфортно, как в центре. 

TENGRINEWS:

Какие еще у вас есть идеи для формирования городского пространства?

Алмасхан Ахмеджанов

В перспективе было бы неплохо прийти к тому, чтобы жители сами формировали городские пространства без участия бюджета и сами следили. Я знаю несколько дворов, где жители сами делают палисадники, альпийские горки. И такие вещи нужно популяризировать. И кто-то на этом может зарабатывать. Можно и конкурсы устраивать на лучший благоустроенный двор.

В мае выйдем на обсуждение с общественностью по вопросу дизайн-кода, чтобы люди сами были заинтересованы в создании городского пространства.(...) Помню, в детстве нам раздавали маленькие росточки деревьев, и я с мамой сажал дерево. А потом поливал и постоянно возвращался: было любопытно увидеть, что с ним стало. Можно возродить традицию, когда каждая семья возле своего дома сажает хотя бы одно дерево и ухаживает за ним. Если бы ухаживали за каждым деревом в течение 10 лет, то в каждом дворе был бы лес. Вообще, Алматы - зеленый город, и такими инициативами мы приближаемся к экогороду.

Иллюстративное фото с сайта green-house.kz

TENGRINEWS:

Все ли вас устраивает в архитектурном облике города и какой цвет ассоциируется с Алматы?

Алмасхан Ахмеджанов

Архитектура — это не только красивые здания, основная архитектура — это лицо людей, которые здесь живут. А лицо людей оценивается благоустройством улиц, фасадом зданий. Да, в некоторых местах, может, и виден каламбур, но постепенно появляются здания, которые уже сохраняют свой стиль.

До промышленного периода у нас строили здания со своим стилем. В промышленный период в основном строили однотипные здания, как коробки. Был еще сталинский ампир. А уже в новое время у нас был период, когда появлялись стеклянные здания. Да тот же "Нурлытау". Сейчас в новых зданиях уже не сплошное стекло. Сейчас время смешанной архитектуры, где смешались разные стили: классицизм, конструктивизм, модерн. Что касается цвета, то Алматы — город тысячи красок. Он не может быть определенного цвета, хотя лично у меня Алматы больше ассоциируется с песочным цветом, потому что здесь много солнца.


Здание ГАТОБ имени Абая, построенное в стиле сталинского ампира. Фото Gatob

TENGRINEWS:

Довольны ли запущенным проектом БРТ по Тимирязева? Были ли оценены риски, так как водители частных машин все еще недовольны?

Алмасхан Ахмеджанов

Недовольны те, кто проезжает транзитом. Довольны те, кто там живет. Я там живу и, когда еду в акимат, передвигаюсь по одной полосе по Тимирязева. И я добираюсь быстрее, чем если бы ехал по другим улицам со смешанными рядами, где кто-то налево, кто-то направо повернет. Поэтому зачем транзитному водителю заезжать на Тимирязева, когда можно поехать по объездной, где 60 (километров в час)? Ведь в центре 40 (километров в час). Потом и возмущаются. Если неудобно, то лучше садиться на общественный транспорт, а вообще я бы рекомендовал идти пешком.


БРТ, Улица Тимирязева в районе реки Есентай и КазНУ

Но даже если покататься по Алматы на личном транспорте в выходные дни, то пробок нигде нет. Возможно, они есть в зонах тяготения, на улицах, которые ведут на барахолку, и там, где объездные дороги. Скопление автомобилей там, где все едут на рынок, в торговые дома. У нас еще менталитет такой, что мы все время пытаемся взять что-нибудь с запасом надолго. Едем на рынок, чтобы закупить продукты на неделю. А мы хотим, чтобы люди постепенно привыкали к тому, чтобы есть каждый день свежие продукты. Для этого создаются пешеходные пространства, чтобы люди каждый день брали по потребностям и параллельно малый и средний бизнес развивался.

TENGRINEWS:

Почему выбрали Тимирязева для БРТ, ведь это не самая широкая улица в городе?

Алмасхан Ахмеджанов

Выбрали с учетом технологий европейских консультантов. Во-первых, там большое скопление населения, которое там живет. Во-вторых, там один из крупнейших вузов страны. Эта улица является одним из центров тяготения жителей. И автобусы там всегда битком. Именно для того, чтобы общественный транспорт быстрее довозил пассажиров, была сделана эта полоса (для БРТ). Идея пересадить на общественный транспорт также и кроется в экономии личного бюджета граждан. На бензин, масло нужны деньги. На парковку тоже. А тут 80 тенге билет - и езжай. 


БРТ. Автобусные остановки по Тимирязева. Фото Юрия Съедина

Конечно, некоторые изменения в городе чуть-чуть ущемляют автомобилистов. Но это необходимо для того, чтобы создать такие условия для горожан, чтобы они могли на улице чувствовать себя, как у себя в квартире. В квартире на машине не ездишь ведь. Наша задача — создание комфортной среды, чтобы человек чувствовал себя комфортно не только в квартире, но и на улице.

TENGRINEWS:

Снос домов, точнее, изъятие участков для госнужд порождает споры. На какой стадии сейчас эта ситуация?

Алмасхан Ахмеджанов

Понимаете, если (участки) попали под снос, их будут изымать. Но, к счастью для жителей, сейчас Земельный кодекс позволяет государству выкупать участки по рыночной стоимости, а не по кадастровой стоимости, как раньше. Но для определения рыночной стоимости мы планируем ввести новшество — разработку тепловой карты стоимости земельных участков на территории города.

Создание тепловой карты земельных участков позволит определить, выгодно ли городу (бюджету) выкупать их. То есть цены, конечно же, должны быть рыночными, но умеренными. Не должно быть так, что я хочу за маленький дом 10 миллионов. Это неправильно. Да, я в курсе, что там (в местах, попавших под снос) есть и коттеджи, и дорогие дома. Все это будет смотреться по рыночной стоимости.

Может быть так, что проекты будут пересмотрены, чтобы не сносить (дома), если снос по рыночной стоимости будет невыгодным. Любой проект должен приносить выгоду городу. И после разработки тепловой карты на рынок зайдут инвесторы, которые и будут договариваться с собственниками домов, то есть уже не государство будет вести переговоры с жильцами по сносу домов, а субъекты бизнеса. Все это будет решаться, либо в судебном порядке, либо путем переговоров. Основная задача — это компенсация затрат и выплата компенсации за утрату (имущества). В этом вопросе поработают и оценочные компании.

109 земельных участков для госнужд изымут в Алматы

TENGRINEWS:

В заключение вернемся к планам на этот год. В этом году не ожидается появление очередной Белки или другого арт-объекта, который повлияет на облик города?

Алмасхан Ахмеджанов

В апреле-мае хочу провести презентацию художников. Собрать всех и обсудить их работы, чтобы они могли рассказать, где их работы можно поставить, как они (работы) будут народом восприняты. Можем даже перед нашим зданием какие-то их скульптуры поставить, а потом будем думать, куда в городе их размещать. Да, в прошлом году были презентованы работы художников на фестивале (Park Fest), но мы хотим все это объединить и даже привлечь предпринимателей, которые могли бы сказать: о, давайте возле нашего ТРЦ поставим эту скульптуру.

Беседовал Багдат Асылбек.




Join Telegram