"Казахстану нужны серьезные результаты в сфере профессионального образования".

viewings icon comments icon

ПОДЕЛИТЬСЯ

whatsapp button telegram button facebook button

whatsapp button telegram button facebook button
Иконка комментария блок соц сети

В Казахстане идет формирование Национальной системы квалификаций, которая призвана упорядочить и четко регламентировать взаимоотношения на отечественном рынке труда. Неотъемлемой частью системы станут профессиональные стандарты, разработка и модернизация которых осуществляется в рамках проекта Министерства труда и социальной защиты населения РК "Развитие трудовых навыков и стимулирование рабочих мест". На основе профессиональных стандартов будут разработаны образовательные программы, используя которые образовательная система будет поставлять рынку труда специалистов, отвечающих зафиксированным в профстандарте требованиям. О деталях процесса разработки образовательных программ мы беседуем с доктором экономических наук, экспертом компании GDSI limited (Ирландия) Жамилей Бопиевой.

TENGRINEWS:

Разработать программы профессионального образования на основе требований к профессии - это правильно и логично. Но как это осуществить на практике - есть ли уже какие-то методические наработки?

Жамиля Бопиева

Наработки, безусловно, есть. На сегодняшний день в Казахстане уже накоплен определенный опыт разработки образовательных программ на основе профессиональных стандартов, полученный в ходе реализации ряда международных проектов (проекты Европейского Союза ТАСIS, Европейского фонда образования, ЮНЕСКО, Всемирного банка, Международной организации труда и других). Существует методика разработки учебных планов и модульных программ обучения по специальностям и дисциплинам технического и профессионального образования (ТиПО) в контексте национальной рамки квалификаций.

TENGRINEWS:

Чем существующий методический подход к разработке образовательных программ не подходит для перехода к компетентностному обучению? Почему потребовалась разработка отдельного Руководства?

Жамиля Бопиева

Прежде чем ответить на этот вопрос, следует обратиться к более чем полувековой истории становления компетентностного образования в мире. Несмотря на то, что основы подхода зародились в США в 60-х годах прошлого столетия, в сфере высшего образования этой страны концепция перехода на модель образования, основанную на компетенциях, получила официальную поддержку только в 2014 году. Эта концепция в США активно поддерживается частным фондом Билла и Мелинды Гейтс. Стоимость разработки одной образовательной программы, основанной на компетенциях, в сфере высшего образования варьируется от 78 до 700 тысяч долларов США. Срок разработки одной образовательной программы - не менее одного года. Помимо разработки, процесс внедрения таких образовательных программ на уровне одного университета по одному направлению, по опыту США, требует инвестиций в несколько миллионов долларов, включая закупку технологического оборудования. То есть это очень серьезная реформа, в ходе которой меняется все: модель кафедры, технологии обучения, роли преподавателей и студентов и даже финансовая модель вуза. Набор ведется не раз в год, а ежемесячно, соответственно, изменяются и доходы вуза. Сроки обучения не являются основанием для присвоения квалификации, важен факт признания овладения квалификацией независимыми оценщиками.

Что касается нашей страны, как вы понимаете, по историческим меркам мы стоим в самом начале этого пути. Существующие на сегодняшний день методические подходы фрагментарны и не унифицированы для высшего образования и ТиПО, также они не гармонизированы с изменениями в методике разработки профессиональных стандартов.

Новое Руководство потребовалось, чтобы решить ряд задач. В частности, это единое Руководство для вузов и колледжей - основа для гармонизации ТиПО и высшего образования. Впервые представлена четкая схема взаимосвязи структурных элементов профессиональных стандартов и образовательных программ. Четко структурирован сам процесс работы над образовательной программой с выделением подготовительного этапа, этапа проектирования, этапа разработки и этапа оценки качества разработки программы. Отдельно следует подчеркнуть, что в Руководстве заложены методические основы перехода на европейскую систему кредитов для техническо-профессионального образования. Руководство также содержит комплекс методических положений по организации учебного процесса в рамках компетентностного и студентоцентрированного обучения. Кроме того, Руководство содержит методику анализа профессиональной сферы, которая необходима для уточнения требований работодателей к результатам обучения.

TENGRINEWS:

Предусмотрены ли в Руководстве механизмы оценки качества разработанных образовательных программ? В чем они заключаются?

Жамиля Бопиева

В Руководстве предусмотрены механизмы не только оценки, но и обеспечения качества образовательных программ. В рамках внутренней системы обеспечения качества в организации образования разрабатываются план и инструментарий мониторинга, оценки и пересмотра образовательной программы в ходе ее реализации. В документе даны ссылки на европейские стандарты и руководства по обеспечению качества образовательных программ внутри вузов и колледжей, включая критерии аккредитационных агентств.

TENGRINEWS:

Как должен быть организован процесс перехода на новые образовательные программы, основанные на профстандартах?

Жамиля Бопиева

На мой взгляд, это должен быть поэтапный процесс, основанный на мониторинге и анализе происходящих изменений. Очевидно, что тот процесс, который сейчас идет в системе высшего образования США и в нашей стране, - это совершенно разные вещи. То есть прежде всего нужно понять, к какой модели компетентностного образования мы можем прийти через 20 лет и что мы можем позволить себе сейчас. Должны быть стратегическая долгосрочная цель и критерии ее достижения в среднесрочном периоде, а также по годам. На нынешнем этапе важна поддержка со стороны государства в форме распространения лучшей практики и координации этого процесса. Организации образования также должны проявлять лидерство и поддерживать друг друга, взаимодействуя в рамках сетевых структур, включающих отраслевые ассоциации работодателей и международных партнеров.

TENGRINEWS:

В процессе создания Национальной системы квалификаций и внедрения новых образовательных программ множество заинтересованных сторон - Минтруда, Министерство образования и науки, отраслевые ассоциации, образовательные организации и прочие - как обеспечить их эффективное взаимодействие для создания качественного конечного продукта?

Жамиля Бопиева

На мой взгляд, необходима диалоговая площадка высокого уровня для координации этого процесса и обеспечения его качества. Необходима своеобразная Дорожная карта внедрения образовательных программ, основанных на профессиональных стандартах. Необходим постоянный мониторинг, анализ. В противном случае значительные ресурсы будут потрачены напрасно, без достижения требуемого результата.

 

TENGRINEWS:

Как вы оцениваете потенциал перехода к образованию, ориентированному на компетенции, в Казахстане? Как скоро это может произойти?

Жамиля Бопиева

Потенциал, безусловно, существует. В системе ТиПО он начал активно формироваться с 2011 года с созданием Национального совета по подготовке профессионально-технических кадров с участием представителей бизнес-ассоциаций и работодателей. В системе высшего образования этот процесс идет в рамках присоединения Казахстана к Болонскому процессу. На наших глазах при технической поддержке Всемирного банка идет комплексный процесс строительства Национальной системы квалификаций, который затрагивает, помимо гармонизации образовательных программ с профстандартами, процесс создания независимых сертификационных центров по присвоению квалификаций, признание неформального и информального обучения. Работа ведется масштабная. Важно, что мир образования теснейшим образом взаимодействует с миром труда в лице отраслевых ассоциаций. Совместно разрабатываются профессиональные стандарты и образовательные программы, гармонизируются классификаторы, совершенствуется методология оценки. Думаю, что в этом процессе не следует торопиться. Казахстану нужны серьезные результаты, затрагивающие глубинные основы профессионального образования.

Tengrinews
Читайте также
Join Telegram Последние новости
Лого TengriNews мобильная Лого TengriLife мобильная Лого TengriSport мобильная Лого TengriAuto мобильная Иконка меню мобильная
Иконка закрытия мобильного меню
Открыть TengriNews Открыть TengriLife Открыть TengriSport Открыть TengriAuto Открыть TengriTravel Открыть TengriEdu Открыть TengriGuide

Курс валют

 512.48  course up  582.55  course up  6.31  course up

 

Погода

location-current
Алматы
А
Алматы 12
Астана 3
Актау 12
Актобе 3
Атырау 13
Б
Балхаш 6
Ж
Жезказган 1
К
Караганда 7
Кокшетау 5
Костанай 10
Кызылорда 3
П
Павлодар 6
Петропавловск 4
С
Семей 11
Т
Талдыкорган 12
Тараз 18
Туркестан 9
У
Уральск 3
Усть-Каменогорск 15
Ш
Шымкент 12

 

Редакция Реклама
Социальные сети
Иконка Instagram footer Иконка Telegram footer Иконка Vkontakte footer Иконка Facebook footer Иконка Twitter footer Иконка Youtube footer Иконка TikTok footer Иконка WhatsApp footer