"Я всю жизнь сам у себя убираю дома". Урок домоводства от посла Швеции в РК
Новый министр образования и науки Казахстана Ерлан Сагадиев еще не делал заявлений в своей должности, но как-то, еще до назначения на этот пост, выступая публично, он высказал мнение, что Казахстану нужно смотреть на скандинавские страны. На его взгляд, эти страны впереди планеты всей в плане социальной модернизации. "Их опыт для нас будет бесценен", - заявил он. Наверное, именно этим же мнением руководствовались организаторы совместной лекции послов трех стран скандинавского региона - Норвегии, Финляндии и Швеции, которая прошла на этой неделе в Академии государственного управления при Президенте РК. Главы дипмиссий рассказывали об успехе, которого добились их государства. Один из выступавших - посол Королевства Швеция Христиан Камилл - дал нашему порталу подробное интервью. Временами могло показаться, что наша беседа приурочена к 8 марта - уж очень интересным оказался вопрос политики гендерного равенства.
- TN:
Во всевозможных рейтингах страны Скандинавского региона занимают одни из первых строчек - будь то Индекс восприятия коррупции, рейтинги счастья и доверия населения к госорганам. Также в ваших странах высокая продолжительность жизни. Как вам удалось достичь всех этих показателей?
- TN:
Согласно официальной информации на сайте www.sweden.ru, помимо достаточно высокого уровня зарплаты граждане Швеции имеют основательную социальную защищенность. Она прослеживается и в возможности государства обеспечивать граждан бесплатными детскими садами, образованием. Шведы помимо основного отпуска имеют возможность брать декретный, в том числе мужчины. Причем если мужчина и женщина выделенный декретный отпуск делят поровну, то им еще выплачивают бонусы. Получается, что все это делается за счет высоких налогов?
- TN:
Кстати, недавно на одном из совещаний казахстанский вице-премьер Дарига Назарбаева заявила, что в скандинавских странах 60-70 процентов доходов граждан могут уходить на налоги, в бюджет государства.
- TN:
В вашей стране большое значение уделяется гендерному равенству. Большое количество женщин занимает высокие государственные посты. Детям с малого возраста внушается правильная модель поведения без превосходства того или иного пола, существуют даже примеры специальных гендерно-нейтральных детских садов (их два в Стокгольме), где не акцентируется внимание на поле ребенка. Почему этот вопрос играет такую значительную роль в вашей стране?
- TN:
А эти вопросы как-то связаны с правами сексуальных меньшинств? Известно, что Швеция на государственном уровне признала легальность однополых браков с 2009 года.
- TN:
То есть тот факт, что в некоторых детских садах мальчикам и девочкам дают возможность самим выбирать, играть им в машинки или в куклы, а также урок домоводства в школах, когда девочки и мальчики на равных учатся готовить еду, вышивать и работать на каких-то станках, все это относится к политике гендерного равенства?
- TN:
Такое гендерное равенство традиционно для шведского общества?
- TN:
С момента легализации однополых браков изменилось ли отношение тех людей, которые придерживаются более консервативных взглядов? Например, как реагируют родители, когда приходит их ребенок и говорит, что он будет жить в однополом союзе? Как это воспринимается сейчас в шведском обществе?
- TN:
Выступая в Академии госуправления, вы сказали, что в скандинавских странах за последние пять лет отмечается существенный спад рождаемости.
- TN:
Известно, что население вашей страны увеличивается в том числе за счет мигрантов.
- TN:
Среди граждан Швеции, кажется, есть много тех, кто не доволен этой ситуацией?
- TN:
Какие вы можете назвать основные стороны казахстанско-шведского сотрудничества. Главным образом, что Швецию интересует в Казахстане?
- TN:
Есть ли уже успешные примеры каких-либо совместных проектов?
- TN:
Много ли казахстанцев живут, учатся и работают в Швеции?
- TN:
В Казахстане вы работаете с 2014 года. Вы уже адаптировались к нашей стране?
- TN:
Что вас больше всего удивило в Казахстане за время вашего пребывания?