В начале октября разгорелся скандал в казахстанской киноиндустрии: прокуратура Алматы выявила факты неэффективного использования бюджетных средств, выделенных на создание национальных фильмов. Оказалось, что на съемки картин "Выбор" и "Тырналар" был потрачен почти миллиард тенге, однако фильмы так и не увидели свет. Tengri Life узнал у Государственного центра поддержки национального кино (ГЦПНК), почему это произошло. Подробнее – в материале.
В начале октября разгорелся скандал в казахстанской киноиндустрии: прокуратура Алматы выявила факты неэффективного использования бюджетных средств, выделенных на создание национальных фильмов. Оказалось, что на съемки картин "Выбор" и "Тырналар" был потрачен почти миллиард тенге, однако фильмы так и не увидели свет. Tengri Life узнал у Государственного центра поддержки национального кино (ГЦПНК), почему это произошло. Подробнее – в материале.
Почему фильмы "Выбор" и "Тырналар" не вышли в прокат?
По словам ГЦПНК, главной причиной того, что фильмы "Выбор" и "Тырналар" не вышли в прокат, стало "отсутствие заинтересованности со стороны производителей и авторов". После получения гонораров они не были мотивированы заниматься организацией проката.
"Бюджетные средства были направлены на производство фильмов, но в законодательстве отсутствует прямая норма, обязывающая производителей заниматься прокатом. Это привело к тому, что фильмы были произведены, но не дошли до широкой аудитории.
Как показывает практика, режиссеры стараются снимать картины для участия в фестивалях, конкурсах, производить авторские фильмы", – объяснили в центре.
Мы также уточнили, куда в итоге были направлены бюджетные средства, выделенные на производство этих фильмов, и кто несет ответственность за отсутствие экономической целесообразности в выделении средств на данные фильмы. Четкого ответа предоставлено не было, однако в Государственном центре поддержки национального кино отметили, что с этого года были изменены подходы к конкурсному отбору кинопроектов.
"В начале 2024 года изменены подходы к конкурсному отбору кинопроектов для обеспечения эффективности, прозрачности и рентабельности государственного финансирования национальных фильмов. Теперь при конкурсном отборе также будут учитываться эффективность авторов фильма и кинокомпании по уже реализованным фильмам.
Однако министерство оставляет за собой право обратиться в суд для возврата финансовых средств. Также сообщаем о том, что за подписью министра культуры и информации Аиды Балаевой направлено письмо об обоснованности эффективного использования финансовых средств и проверке всех подведомственных организаций", – добавили представители ведомства.
Планируется ли вернуть потраченные средства?
Мы также решили узнать, планирует ли центр восстановить государственный бюджет, учитывая недополученную государством 20-процентную долю дохода от проката и показа фильмов. Конкретного ответа нам также не дали, однако рассказали про то, как распределяется прибыль.
"Согласно закону "О кинематографии", 20 процентов дохода от проката и показа национальных фильмов перечисляются единому оператору по предоставлению государственной поддержки кинопроектам – НАО "Государственный центр поддержки национального кино", а 80 процентов от дохода остаются у производителя фильмов и прокатных организаций.
Эта мера направлена на стимулирование производителей национальных фильмов в продвижении созданных кинокартин, а также с целью получения ими доходов с проката. Для этого Центр кино, являясь некоммерческой организацией, передает все права на реализацию и продажу созданного фильма непосредственно производителям и продюсерам. При этом для организации проката необходимо получить прокатное удостоверение в министерстве.
Такой подход является общемировой практикой в тех странах, где государство оказывает государственную поддержку в сфере производства кинофильмов, внедряя максимально рыночный подход в создании развитой инфраструктуры в киноиндустрии", – написали нам в ответ на вопрос о восстановлении госбюджета.
В дополнение нам также рассказали о критериях, по которым фильм может считаться национальным, для чего снимается такое кино и какие задачи перед собой ставит ГЦПНК.
"Согласно критериям отнесения фильмов к национальным, при оказании государственной поддержки на производство фильмов, основной, приоритетной целью является выпуск качественных фильмов, направленных на выполнение социальных и просветительских задач. Подрастающее поколение должно воспитываться на национальных обычаях и традициях, знать историю страны, а самым влиятельным идеологическим инструментом, как известно, является кино.
Также основными задачами являются поддержка молодых кинематографистов (финансирование короткометражных фильмов), независимого авторского кино (продвижения отечественного кинематографа в международном киносообществе) и внесение разнообразия в общий ряд производимого контента (оказание поддержки для производства неигрового и анимационного кино)", – поделились в центре.
Где сейчас фильмы "Выбор" и "Тырналар"?
Нам стала интересна дальнейшая судьба картин "Выбор" (обошлась госбюджету в 500 миллионов тенге) и "Тырналар" (профинансирована на сумму 421 миллион тенге). Но ответа на этот вопрос мы не получили. Однако узнали о некоторых важных изменениях.
"Сегодня Министерство культуры и информации РК заинтересовано в съемках фильмов для широкого проката с идеологическим содержанием. Соответственно изменились подходы и ценообразование.
В 2023 году Центр поддержки национального кино поддержал 18 проектов, среди которых большое количество составляют работы молодых режиссеров. Стоит отметить, что суммы финансирования кинокартин с прошлого года начали уменьшаться, где самая максимальная сумма для финансирования была установлена в размере 250 миллионов тенге. В этом году, по результатам Межведомственной комиссии, также были рекомендованы 17 проектов, в числе которых много перспективных молодых талантов.
Министерство культуры и информации РК совместно с Центром поддержки национального кино на постоянной основе ведет мониторинг всех картин, финансируемых из государственного бюджета, на предмет участия их в кинофестивалях и обязательном выходе в кинотеатральный прокат", – поделились в центре.
Конфликт интересов в экспертном совете
Мы также спросили, почему в экспертном совете, который принимал решение о финансировании фильмов, оказались продюсеры, режиссеры и актеры тех фильмов, которые получили государственную поддержку?
"В период с 2019–2023 год в случае, если в состав авторов кинопроекта входил член Экспертного совета, то он отстранялся от голосования за данный проект.
Вместе с тем, в целях предотвращения конфликта интересов в текущем году в Правилах отбора и в положении об экспертном совете внесены изменения: члены экспертного совета не имеют права участвовать в голосовании за проекты, к которым они непосредственно причастны. Это касается ситуации, когда член совета является автором кинопроекта, членом съемочной группы или если он составляет родственную связь с любым из авторов проекта. Данные изменения направлены на обеспечение прозрачности и объективности процесса рассмотрения и финансирования кинопроектов.
Кроме того, установлен запрет членам Экспертного совета на работу или оказание платных услуг на кинопроекте, который ранее был рекомендован Экспертным советом к финансированию. Состав Экспертного совета до 2023 года утверждался постановлением Правительства РК, с 2023 года утверждается приказом министра культуры и информации РК", – рассказали в ГЦПНК.
Автоматизированная система мониторинга фильмов
Ранее прокуроры Алматы выяснили, что с 2019 года так и не внедрили единую автоматизированную информационную систему мониторинга фильмов, которая позволила бы отслеживать статистику по кинопоказам и проданным билетам во всех кинотеатрах страны, а также по бюджету фильма. Поэтому мы решили уточнить, почему так произошло?
"Такая система есть, и в настоящее время единая автоматизированная информационная система мониторинга фильмов работает в пилотном режиме (подключены порядка 60 кинотеатров) и находится на проверке в Министерстве цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Республики Казахстан.
После акта приемки системы планируется внедрение в промышленную эксплуатацию до конца года. Работа по внедрению системы проводится совместно с Министерством цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Республики Казахстан", – отметили в центре.
К слову, в мае этого года в Мажилисе прошла презентация отчетов правительства и Высшей аудиторской палаты об исполнении республиканского бюджета за 2023 год. В числе прочего аудиторы говорили об убыточности организаций культуры, а также отмечали, что затягивание срока реализации Единой автоматизированной системы мониторинга фильмов приводит к отсутствию прозрачности в процессе производства и проката отечественного кино.
Проверка освоения бюджетных средств
В ГЦПНК отметили, что в 2022-2023 годах департамент внутреннего аудита Министерства культуры и спорта проводил проверки, которые выявили ряд нарушений, в том числе отсутствие прозрачности в принятии решений экспертного совета и несистематизированный учет проката фильмов.
"Из 48 завершенных кинопроектов за проверяемый период (2019–2023 годы) лишь по 10 фильмам получены прокатные удостоверения, из которых только по 3 фильмам получены удостоверения национального фильма.
Ответственным за предоставление государственной поддержки в виде финансирования кинопроектов, претендующих на признание их национальными фильмами, и национальных фильмов, также по их контролю является Центр кино. По итогам аудита наложены дисциплинарные взыскания на руководителей Центра кино", – поделились в центре.
Отмечается, что в целях недопущения впредь выявленных нарушений министерство и ГЦПНК ведут работу по продвижению фильмов с обязательным включением норм о прокате в договоре с кинокомпаниями.
"Практически все полнометражное кино, выпущенное за эти годы (2019–2023), запланировано к выходу в прокат в течение 2024 и 2025 годов. Также функция по прокату и показу национальных фильмов станет одной из основных деятельностей Центра кино", – подчеркнули в ведомстве.
Напомним, большой скандал из-за финансирования кино разгорелся в феврале этого года, когда в Министерстве культуры и информации обнародовали данные по тратам на съемки казахстанских фильмов. Оказалось, что за 5 лет существования Центра поддержки национального кино из госбюджета профинансировали 103 проекта, из которых завершено производство 98 фильмов различных жанров на сумму 19 миллиардов тенге. Однако в кинотеатры, телевизионный и онлайн-прокат выпустили лишь 23 картины. По данным министерства, общий объем кассовых сборов составил всего 1,5 миллиарда тенге. То есть в 12 раз меньше затраченных средств!
Cколько денег от государства получили Ермек Турсунов и Акан Сатаев на свои фильмы
Тогда мы обратились к режиссерам, чтобы узнать, почему картины за сотни миллионов бюджетных тенге не вышли в прокат или не окупились. Некоторые из них заявили, что получили намного меньше той суммы, которую заявляют в Минкульте.
Читать также: Коррупция, хейт и размер зарплаты: зачем Куанышу Бейсеку "Казахфильм" на самом деле
Показать комментарии