Национальный день домбры: история и легенды символа казахской культуры

Иконка просмотров страница
Иконка комментария страница

ПОДЕЛИТЬСЯ

Фото:depositphotos.com

7 июля Казахстан отмечает Национальный день домбры – праздник, посвященный одному из самых значимых символов казахской культуры и национальной идентичности. Tengri Life рассказывает об истории и легендах, которые окружают этот уникальный музыкальный инструмент.


7 июля Казахстан отмечает Национальный день домбры – праздник, посвященный одному из самых значимых символов казахской культуры и национальной идентичности. Tengri Life рассказывает об истории и легендах, которые окружают этот уникальный музыкальный инструмент.

История домбры

Домбра – это струнный музыкальный инструмент, который имеет древние корни и играет важную роль в казахской культуре. Первые упоминания о домбре встречаются в исторических документах, датируемых XIV веком. На протяжении веков домбра служила не просто музыкальным инструментом, но и способом передачи устного народного творчества, включая сказания, эпосы и легенды.

Существуют данные, указывающие на то, что домбра имеет историю длиной в 4000 лет. В конце 1980-х годов на сопке Майтобе в Алматинской области ученые обнаружили каменные изображения танцующих людей и музыкального инструмента, сильно напоминающего домбру. Это уникальное наследие эпохи неолита хранится в Музее народных музыкальных инструментов имени Ықыласа в Алматы.

Реклама
Реклама

Фото: yqlasmusmuseum.kz

Археологические находки также свидетельствуют о том, что двухструнные прототипы казахской домбры появились более 2000 лет назад. В частности, при раскопках античного городища Кой-Крылган-кале, построенного около 2000 лет назад, были найдены терракотовые статуэтки музыкантов, держащих в руках двухструнные инструменты.

По форме и звучанию домбра напоминает другие струнные инструменты, распространенные в Центральной Азии, такие как таджикский рубаб и узбекский дутар. Однако казахская домбра имеет свои уникальные особенности – она может быть как двухструнной, так и трехструнной, с длинным грифом и без ладов.

Легенды о домбре

С домброй связано множество легенд и сказаний, которые передавались из поколения в поколение. Одна из самых известных легенд рассказывает о происхождении домбры.

Легенда о происхождении домбры

В давние времена на Алтае жили два брата-великана. Младший брат обожал свою домбру и часто играл на ней, забывая обо всем вокруг. Старший брат, самолюбивый и тщеславный, решил построить мост через бурную реку, чтобы прославиться. Он начал собирать камни и строить мост, но младший брат не спешил ему на помощь, продолжая играть на своем любимом инструменте.

Прошли дни, а младший брат все играл. Старший брат, разозлившись, выхватил у него домбру и с силой ударил ею о скалу. Инструмент разбился, мелодия умолкла, но на камне остался отпечаток. Спустя годы люди нашли этот отпечаток и начали делать по нему новые домбры, возвращая музыку в надолго замолчавшие селения.

Фото: yqlasmusmuseum.kz

В своих трудах этнограф Өзбекәлі Жәнібеков упоминал еще одну легенду.

В давние времена хан узнал, что его дочь полюбила бедного юношу, и приказал немедленно казнить его. Девушка была беременна и вскоре родила близнецов. Злая старуха, следившая за девушкой, унесла детей в далекие края и оставила их на большом зеленом дереве: мальчика на западной стороне, девочку на восточной.

Слезы младенцев, падавшие на дерево, заставили его увянуть. Узнав об этом, мать отправилась на поиски своих детей. Усталая, она присела под деревом и услышала тихую мелодию. Взобравшись на дерево, она обнаружила, что оно полое, и увидела внутри струны, натянутые от ветки к ветке. Эти струны издавали мелодию, колеблясь на ветру.

"Эти струны – остатки моих близнецов", – подумала мать.

Она сделала из дерева музыкальный инструмент. Струна, направленная на запад, была слабее натянута и имела низкий звук, а восточная струна – сильнее натянута и имела высокий звук. Она назвала нижнюю струну тонким голосом своей дочери Зарлық, а верхнюю – мягким голосом своего сына Маңлық. Так она создала домбру и сочинила музыку.

С домброй связана еще одна пронзительная легенда, рассказывающая о Джучи-хане, который был старшим и любимым сыном Чингисхана и отцом хана Батыя. Во время охоты в кыпчакских степях Джучи-хан был сбит с лошади и растоптан вожаком стада куланов. Никто не осмеливался сообщить грозному Чингисхану о трагической смерти его любимого сына, так как вестника, приносящего страшную весть, ожидала жестокая казнь – заливание глотки расплавленным свинцом. Нукеры хана привели в ставку Чингисхана домбриста по имени Кет-Буга, поручив ему озвучить страшную весть. Кет-Буга сыграл кюй "Аксак кулан". Музыка великого жырау донесла до хана суровую правду. Разгневанный Чингисхан приказал казнить домбру, залив в нее горячий свинец, и с тех пор на ее верхней деке осталось отверстие – след расплавленного свинца.

Мавзолей Джучи-хана сохранился на берегу древней реки Кара-Кенгир. "Аксак-кулан" – одна из прекрасных казахских легенд, воспевающих силу и бессмертие искусства.

Есть еще одна вариация этой легенды. У местного хана на охоте погиб сын, убитый клыками кабана. Слуги, боясь гнева хана, который пригрозил залить глотку кипящим свинцом тому, кто принесет ему дурную весть, отправились за советом к старому мастеру Али. Мастер смастерил музыкальный инструмент, который назвал домброй, и явился к хану, заиграв на нем. Струны домбры застонали и заплакали, как жалобный шум леса, резкий свист ветра и вой дикого зверя. Домбра рассказала хану о смерти его сына, и в ярости хан приказал плеснуть горячим свинцом в круглое отверстие инструмента.

Легенды об обретении домброй современного вида

Одна из легенд рассказывает о том, как на домбре появился верхний порожек. Когда-то один батыр, уставший после битвы и долгого пути, решил отдохнуть. Найдя уютное место в тени в долине, он срезал ветку дерева и натянул на нее конский волос, чтобы попробовать извлечь звук. Однако инструмент оказался безмолвным. Батыр отложил его в сторону и заснул.

Проснувшись, батыр услышал мелодию, доносящуюся от его самодельного инструмента. Взяв его в руки, он заметил маленький деревянный порожек, установленный кем-то под струнами у головки грифа.

"Это проделки шайтана", – подумал батыр.

С тех пор верхний порожек на домбре стали называть "шайтан тиек". Использование конского волоса для струн и отсутствие верхнего порожка являются характерными чертами старинных инструментов.

Легенда о происхождении отверстия

Другая легенда гласит, что раньше домбра имела пять струн и не имела отверстия. Таким инструментом владел известный на всю округу джигит по имени Кежендык. Однажды он влюбился в дочь местного хана. Хан пригласил Кежендыка в свою юрту и потребовал доказать свою любовь к его дочери. Джигит начал играть, исполняя красивую и продолжительную мелодию, в которой упомянул и самого хана, его жадность и алчность.

Разозлившись, хан приказал испортить инструмент, вылив на его середину горячий свинец. Так появилось отверстие в центре домбры, а от пяти струн остались только две.

Легенда о происхождении струн

В своей работе "Күй шежіре" Ақселеу Сейдімбек уделяет особое внимание легендам о домбре. Одна из них – рассказ Аргынбека Килыбаева из Курчумского района Восточно-Казахстанской области о кюе "Қос ішек". Когда-то на крутых склонах высоких гор жил охотник, добывавший себе пропитание охотой на оленей и маралов. Однажды ему удалось подстрелить пятнистого марала, и чтобы спустить его с горы, он вынужден был выпотрошить его на месте.

Спустя месяцы охотник снова пришел на то место и услышал странный звук. Подойдя поближе, он увидел, что внутренности марала натянуты между ветками сосны и издают звук, колеблясь на ветру. Это было похоже на тихую, мелодичную песню, которая трогала душу. Охотник понял, что этот звук исходит от внутренностей животного, высохших и натянутых между ветвями дерева. Он решил взять эти струны домой и сделать из них инструмент. Так появилась домбра с двумя струнами, и звук ее очаровывал всех, кто ее слышал. Домбра стала любимым инструментом народа.

Домбра в современном Казахстане

Сегодня домбра остается важной частью казахской культуры. На Национальный день домбры по всей стране проводятся концерты, фестивали и конкурсы, где исполняются традиционные кюи и современные произведения. В школах и культурных центрах дети и молодежь обучаются игре на домбре, продолжая традиции своих предков.

Токаев призвал чтить домбру как священный музыкальный инструмент

Кроме того, домбра стала символом единства и национальной гордости. Ее изображение можно увидеть на коллекционных монетах и марках. Стоит отметить, что Национальный день домбры в Казахстане отмечают шестой год подряд. Напомним, что 13 июня 2018 года соответствующий указ подписал Первый Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев. С тех пор музыкальный праздник отмечается в первое воскресенье июля.

Ранее мы рассказывали, что шоу-концерт в честь Дня домбры проведут в Астане. Подробнее – в материале. Какие мероприятия пройдут в Алматы в Национальный день домбры – читайте по ссылке.

Также в эти выходные в Алматы ожидается множество интересных мероприятий, приуроченных к празднованию Дня столицы. Подборку событий, куда можно сходить в городе, можно найти здесь. Мероприятия в Астане – в материале.

Читать также: Будет ли перенос выходных дней в июле в Казахстане

Қазнеттің басты жаңалықтары, жұлдыздардың өмірі және лайфхактар – барлығын Massaget.kz сайтынан таба аласыз. Қазақ тіліндегі жаңалықтарды оқып, талқылаңыз!

TengriLife
Показать комментарии

Читайте также
Реклама
Реклама
Лого TengriNews мобильная Лого TengriEdu мобильная Лого TengriSport мобильная Лого TengriLife мобильная
Реклама
Реклама