У казахов мясо играет важнейшую роль как в культуре питания, так и в традициях, обрядах и символике. Это не просто еда, а целый пласт культурного наследия, связанный с гостеприимством, уважением и социальной иерархией.
Подробнее о культуре и традициях казахского народа, связанных с потреблением мяса за дастарханом, корреспонденту Tengri Life рассказала историк Салтанат Асанова.
"Поедание мяса у казахов – это целый ритуал"
По словам историка, поедание мяса у казахов – это целый ритуал, который наполнен глубокими смыслами.
"Если мы возьмем казахский дастархан, то каждая часть туши животного имеет свое предназначение, свое место в раздаче блюда за дастарханом. У нас, казахов, есть такое понятие, как "Ет мүшелеу", то есть разделить тушу на части – начиная от головы, бас жілік, қара жілік и прочее. И каждая часть предоставляется определенным членам рода или людям, которые сидят за дастарханом. Голова обычно подается старцам, затем зятю – күйеу бала подается грудинка (төс). Самому почетному гостю подается тазобедренная кость (жамбас). Суставные кости задней части считаются более почетными (их называют жілік). Менее почетными частями считаются ребра, шея и прочее, их отдают уже другим гостям", – пояснила историк.
Преподношение головы (бас тарту) за дастарханом
Также отдельное место занимает преподношение головы (бас тарту) за дастарханом.
"Приготовленная голова подается наиболее старшему человеку. При этом голову не имели права кушать и разделывать мужчины, у которых жив отец. Эта привилегия только тех, кто приобрел статус главы семьи или рода. Вообще считалось, что старикам голову подавали в силу того, что она была более диетической, мягкой, это такая коллагено-белковая еда. В общем, голова считается очень полезной для людей преклонного возраста", – отмечает Салтанат Асанова.
Однако человек, которому была преподнесена голова, не имел права сам все съедать. Он должен был делиться со всеми, кто сидит за дастарханом – родственниками и гостями.
"Там тоже есть своя иерархия. Глаз подается наиболее почетному или уважаемому человеку, потому что это считается деликатесом. Уши подаются молодежи. Все это делается с приговоркой "глаз, чтобы ты хорошо видел, ухо, чтобы ты хорошо слышал, язык – чтобы ты был красноречивым. Небо – чтобы у человека был хороший голос или он был оратором. То есть любая часть несет в себе некие ритуальные содержания. Вообще, казахский дастархан – это одна из тех живых традиций, которые сохранились в этнографической реальности казахского народа до сегодняшнего дня. Но это вообще-то ритуал", – добавила Салтанат Асанова.
Порядок рассадки гостей за дастарханом
За казахским дастарханом четко определен порядок рассадки гостей, места. А также учитывается порядок распределения угощения за столом и порядок выражения благопожеланий (тілек). Это включает и благодарности за угощения хозяевам дома.
"Сейчас в современной бытовой казахской культуре идет немножко неправильное отношение к данному действию. Почему-то сейчас у нас приглашение гостей и дастархан рассматривается как способ веселья. Но это не столько веселье, сколько ритуал. Это жертвоприношение и живой обряд, в котором есть свое правило проведения и четкие границы, где каждый участник этой церемонии должен высказать свое благословение и благопожелание людям, которые приготовили это угощение. Считалось, что за счет этого приходит благополучие (құт-береке) этому дому. Я бы сказала, что это такой обряд жертвоприношения и единения. Поэтому там веселья было достаточно мало, но имелось большое смысловое содержание", – подытожила историк Салтанат Асанова.
Волки, лошади и вороны: почему эти животные священны для казахов?
Нажмите сюда, чтобы получать самые важные новости в вашем WhatsApp