Великие домбристы: легенды казахской музыки

Иконка просмотров страница
Иконка комментария страница

ПОДЕЛИТЬСЯ

Памятник "Құрманғазы". Фото 2gis.kz

В мире казахской музыки домбра занимает особое место, являясь не только символом национальной культуры, но и инструментом, через который передавалась история, легенды и народная мудрость. Великие домбристы прошлого и настоящего внесли огромный вклад в развитие этого искусства, став живыми легендами своего времени. О самых ярких именах в истории музыки подробнее в материале Tengri Life.


В мире казахской музыки домбра занимает особое место, являясь не только символом национальной культуры, но и инструментом, через который передавалась история, легенды и народная мудрость. Великие домбристы прошлого и настоящего внесли огромный вклад в развитие этого искусства, став живыми легендами своего времени. О самых ярких именах в истории музыки подробнее в материале Tengri Life.

Таттимбет Казангапулы (1815-1860)

Таттимбет Казангапулы, знаменитый кюйши, родился в Карагандинской области в горах Мыржык. Его отец, Казангап, был человеком, близким к искусству и музыке, что оказало значительное влияние на развитие Таттимбета. Уже с ранних лет он проявлял выдающийся музыкальный талант. Имя Таттимбета было широко известно в Казахстане, а его творчество занимает особое место в истории казахской музыки.

Таттимбет стал основателем стиля "шертпе кюй", который отличается медленным, спокойным исполнением и требует особого мастерства. Шертпе кюй – это своеобразная "щелкающая" манера исполнения, которая придает кюям особую выразительность. Его кюи, такие как "Сылқылдақ", "Көкейкестi", "Алшағыр" и "Бесторе", являются духовным наследием многих поколений. Таттимбет был не только выдающимся композитором XIX века, но и казахским волостным правителем, общественным деятелем и дипломатом.

Реклама
Реклама

Суюнбай Аронулы (1815-1898)

Суюнбай Аронулы был выдающимся акыном и домбристом, известным своим искусством айтыса. Родился в современной Алматинской области и с юных лет проявлял большой интерес к поэзии и музыке. Суюнбай был одним из самых влиятельных акынов своего времени, его айтысы известны своей остротой и глубиной. Жамбыл Жабаев, Кенен Азербаев, Майкот, Умбетали, Бармак и другие считали себя учениками Суюнбая и продолжали традиции его школы.

Он считался заступником обездоленных и критиковал баев-волостных, султанов, религиозных деятелей. Суюнбай воспевал подвиги казахских батыров и красоту родной земли, оставив богатое наследие для будущих поколений, поэтому особое место в его творчестве занимают эпические произведения "Батыр Утеген", "Батыр Сураншы", "Батыр Саурык".

Курмангазы Сагырбайулы (1818–1889)

Одним из самых выдающихся домбристов является Курмангазы Сагырбайулы, чье имя стало символом казахской музыкальной традиции. Родившись в западной части Казахстана, Курмангазы рано проявил свой талант к музыке. Его называют "отцом" кюя. Для него характерны развернутые масштабные формы кюя, в которых охватывается полный диапазон звучания домбры, а также стремительный темп, динамика и активность развития.

Несмотря на то, что он не имел специального музыкального образования, сумел создать свой своеобразный, оригинальный исполнительский стиль, виртуозно передающий на музыкальном языке несломленный дух и неиссякаемую творческую силу народа. Его кюи, такие как "Адай", "Сарыарка", "Серпер", "Кiшкентай" и "Балбырауын", стали бессмертными шедеврами, олицетворяющими силу и дух казахского народа.

Даулеткерей Шигайулы (1820-1887)

Еще одним выдающимся домбристом является Даулеткерей Шигайулы. Его творчество отличается особой мелодичностью и лиричностью. Одно из первых его произведений "Ақжелең" посвящено красивой и искусной девушке Акбале.

Кюи Даулеткерея "Қоңыр", "Желдiрме", "Керiлме", "Ыскырма", "Қосiшек" изображают разные картины жизни. Его произведения передают глубокие эмоциональные переживания и философские размышления о жизни и судьбе.

Биржан сал Кожагулулы (1834-1897)

Биржан сал Кожагулулы был талантливым певцом и композитором, чья личность сочетала в себе артистичность и поэтическое искусство. С детства он играл на домбре и пел песни. Биржан внимательно слушал приезжающих в аул певцов и музыкантов, стараясь понять их приемы исполнения. Если артисты выступали в соседних аулах, он всегда стремился туда поехать и поучаствовать в праздниках.

Биржан сал увлекался традицией "сал-серилик", которая включала нарядную одежду, скакунов, гончих собак и ловчих птиц. Когда он получил приставку "сал", его популярность стремительно возросла. Его песни перепевались, а острые слова быстро становились широко известными. Биржан объезжал аулы, делясь своим творчеством с народом, который с удовольствием посещал его выступления и наслаждался особенным стилем исполнения, голосом и песнями. Благодаря удивительному голосу и привлекательной внешности, Биржан стал известен по всей Сарыарке и за ее пределами.

Фото: iie.kz

Жаяу Муса Байжанулы (1835-1929)

Жаяу Муса Байжанулы, выдающийся казахский композитор, певец и домбрист, родился в Павлодарской области. Его жизнь была полна драматических событий, которые нашли отражение в его творчестве. Жаяу Муса был известен своими песнями и кюями, воспевающими любовь, свободу и справедливость.

Его произведения, такие как "Ақ сиса", "Шолпан" и "Баянаул", стали классикой казахской музыки. Жаяу Муса внес значительный вклад в развитие казахской музыкальной культуры, оставив богатое наследие для будущих поколений.

Жамбыл Жабаев (1846-1945)

Жамбыл Жабаев, великий казахский акын, родился в Жамбылской области. Он начал писать стихи и петь в раннем возрасте, черпая вдохновение у таких мастеров, как Суюнбай Аронулы. Жамбыл был известен своими айтысами и эпическими поэмами, воспевающими подвиги казахских героев и события родной истории.

Его произведения, такие как "Ленинградцы, дети мои" и "Отан туралы", стали символом патриотизма и любви к родине. Жамбыл Жабаев прожил долгую жизнь и оставил богатое литературное наследие, которое продолжает вдохновлять новые поколения казахских поэтов и музыкантов.

Казангап Тлепбергенулы (1854-1927)

Казангап Тлепбергенулы – композитор, отличающийся уникальной манерой и почерком исполнения кюев. Он является одним из создателей и преобразователей фундаментального цикла кюев под названием "Акжелен". Казангап создал шестьдесят два кюя "Акжелен", отличающихся высоким художественным совершенством, нежностью и глубокой эмоциональностью. Эти произведения наполнены радостью и грустью, любовной лирикой и выделяются своим звучанием и ритмико-интонационным строением.

Казангап совершенствовал ритм и мелодии кюев этого цикла, сохраняя свои стилевые особенности при их исполнении. Помимо композиторской деятельности, он прославился как талантливый исполнитель-домбрист. Казангап виртуозно играл на домбре обеими руками, развивая свою уникальную манеру в рамках традиционного исполнительского искусства.

Дина Нурпеисова (1861-1955)

Дина Нурпеисова, ученица Курмангазы, стала первой женщиной-домбристкой, завоевавшей признание наравне с мужчинами. Ее кюи отличаются виртуозностью и выразительностью. Произведения Дины считаются классикой домбровой музыки. Она внесла значительный вклад в сохранение и популяризацию казахской музыкальной традиции, передавая свое мастерство следующим поколениям. В военный и послевоенный периоды композитор написала свои знаменитые кюи – "16 жыл", "Әсем қоныр", "Ана бұйрығы".

Сейтек Оразалыулы (1861-1939)

Сейтек Оразалыулы, известный домбрист и композитор, родился в западной части Казахстана. Обучался игре на домбре у своего дяди Султангали, искусству исполнения кюев у учеников Даулеткерея Шигайулы. Был продолжателем традиций казахской инструментальной музыки. Его кюи отличались глубокой эмоциональностью и мастерством исполнения. Сейтек внес значительный вклад в развитие казахской музыки и оставил богатое музыкальное наследие. Его произведения "Арпалыс", "Айман", "Шәрипа", "Қарашаш", "Бес қыз", "Көк ала ат" вошли в репертуар Казахского государственного оркестра национальных инструментов.

Кенен Азербаев (1884-1976)

Кенен Азербаев, народный акын и заслуженный деятель искусств Казахстана, родился в Кордайском районе Жамбылской области. Его родители, Азербай и Улдар, были известными певцами-домбристами, поэтому с детства Кенен впитал в себя звуки музыки. Уже в одиннадцать лет он начал сочинять стихи и музыку. Его первые произведения, такие как "Бозторғай", "Көк шолақ" и "Қордай", сразу привлекли внимание.

Кенен увлекался айтысом, воспевая героев в поэмах и балладах. Он черпал вдохновение у таких знаменитых певцов и композиторов, как Жамбыл, Балуан Шолак и Шашубай. Азербаев сохранил в памяти жанры устного народного творчества казахского народа. Фольклорное наследие, записанное с его уст, хранится в Институте литературы и искусства Национальной академии наук Казахстана.

Газиз Файзолла (1930)

Газиз Файзолла, выдающийся казахский композитор и домбрист, родился в Акмолинской области. С детства он проявлял большой интерес к музыке и быстро освоил игру на домбре. Участвовал в состязаниях акынов-импровизаторов на Кояндинской ярмарке, помимо домбры играл и на сырнае. Его кюи, такие как "Мұқыш қыз", "Қарақат", "Төрт Райхан", стали классикой казахской музыки и получили большую популярность в народе. Газиз Файзолла также внес вклад в развитие музыкального образования в Казахстане, обучая молодое поколение музыкантов и передавая им свое мастерство.

Нургиса Тлендиев (1925-1998)

Нургиса Тлендиев был не только домбристом, но и композитором и дирижером. Он создал множество произведений для оркестра народных инструментов, включая знаменитый кюй "Махамбет". Тлендиев также возглавлял казахский оркестр народных инструментов "Отырар сазы", продолжая традиции великих домбристов прошлого. Наиболее известные кюи – "Әлқисса", "Көш керуені", "Аққу".

Абдимомын Желдибаев (1934-2024)

Абдымомын Желдибаев, известный казахский домбрист и композитор, родился в Жамбылской области. Абдымомын – кавалер орденов "Парасат", "Құрмет" и "Достық". Его творчество отличалось глубокой эмоциональностью и виртуозной техникой. Желдибаев создал множество кюев, среди которых "Ерке сылқым" и "Сағыныш", которые стали популярными среди казахских музыкантов.

Он внес значительный вклад в развитие казахской музыкальной культуры, обучая молодых домбристов и передавая им свое мастерство. Абдымомын Желдибаев оставил богатое музыкальное наследие, которое продолжает вдохновлять новые поколения исполнителей.

Каршыга Ахмедьяров (1946-2010)

Каршыга Ахмедьяров был выдающимся казахским композитором и домбристом. Родился в Атырауской области и с ранних лет проявлял интерес к музыке. Ахмедьяров окончил консерваторию и стал известен своими произведениями, сочетающими традиционные казахские мотивы с современными музыкальными элементами.

Его кюи, такие как "Нарын", "Желдірме" и другие, отличаются виртуозной техникой и глубокой эмоциональностью. Каршыга Ахмедьяров также активно занимался педагогической деятельностью, обучая молодых музыкантов и внося значительный вклад в развитие казахской музыкальной культуры.

Ранее мы рассказывали, что шоу-концерт в честь Дня домбры проведут в Астане. Подробнее – в материале. Какие мероприятия пройдут в Алматы в Национальный день домбры – по ссылке.

Также в эти выходные в Алматы ожидается множество интересных мероприятий, приуроченных к празднованию Дня столицы. Подборку событий, куда можно сходить в городе, можно найти здесь. Мероприятия в Астане – в материале.

Читать также: Токаев призвал чтить домбру как священный музыкальный инструмент

Қазнеттің басты жаңалықтары, жұлдыздардың өмірі және лайфхактар – барлығын Massaget.kz сайтынан таба аласыз. Қазақ тіліндегі жаңалықтарды оқып, талқылаңыз!

TengriLife
Показать комментарии

Читайте также
Реклама
Реклама
Лого TengriNews мобильная Лого TengriEdu мобильная Лого TengriSport мобильная Лого TengriLife мобильная
Реклама
Реклама