Корреспонденты Tengrinews.kz побывали на казахстанско-китайской границе и своими глазами увидели образцовый поселок, который, по сути, уже становится новым казахстанским городом. По планам властей полностью этот город сформируется к 2035 году. Репортаж Рената Ташкинбаева и Турара Казангапова.
Из необычного местечка "Хоргос", куда казахстанцы ездят за недорогим постельным бельем, а китайцы - за качественными продуктами питания (например, макаронами и шоколадом), мы возвращаемся на железнодорожную станцию Алтынколь, чтобы уже оттуда на поезде добраться до Алматы (о том, как устроен центр казахстанско-китайского шопинга, читайте здесь). Но перед дорогой в южную столицу нас ждал еще один населенный пункт.
В пути слушаем радио. Из динамиков доносится лирическая протяжная песня на китайском языке. Так ощущается близость к китайской границе. На этом, собственно, какие-то видимые отличительные особенности такой близости и заканчиваются. Но, помимо того самого центра шопинга "Хоргос", в этой местности есть еще одна достопримечательность.
Речь о новом казахстанском городе Нуркенте, который пока, правда, считается лишь поселком. До поезда в Алматы у нас есть еще целый день, и мы проводим это время в Нуркенте - городе, жителям которого через лет 15, а может, и раньше, по всей видимости, суждено будет увидеть светлое казахстанское будущее.
"Представьте, какое-то время назад там, где сейчас станция и новый поселок Нуркент, ничего, кроме песчаных барханов высотой практически с трехэтажный дом и верблюжьей колючки, не было. Жители близлежащих сел не ожидали, что все это здесь появится. Например, некоторые сельчане из Панфиловского района в этих краях раньше не видели железную дорогу. До сих пор приезжают и удивляются", - рассказывает житель нового казахстанского поселка и будущего города Нуркент.
С этой информацией мы въезжаем в этот прославленный всеми журналистами населенный пункт, расположенный в Панфиловском районе Алматинской области.
Светит солнце, чирикают птицы, набухают почки, в нос бьет ароматный, почти весенний воздух, которым невозможно надышаться. Так нас встретил Нуркент.
По большому счету, все перечисленные выше ощущения могут возникнуть у любого жителя северных регионов страны, который после морозной Астаны вдруг оказался в более-менее южных краях нашей родины.
Но все-таки здесь, рядом с китайской границей, в абсолютно новом поселке Нуркент, который, по сути, уже является началом будущего города Нуркент, вся эта атмосфера чувствуется как-то особенно.
Ответственные за этот населенный пункт люди пытаются создать в пустыне настоящий оазис. Несмотря на неблагоприятные условия, здесь вовсю занимаются озеленением.
"Начиная с 2013-2014 годов к нам отправляют со всего Казахстана чернозем вагонами. Всего было около 50 вагонов. Благодаря этому жители занимаются озеленением детского сада, школы, станции", - сообщают нам осведомленные нуркентцы.
В будущем городе Нуркенте уже есть те, кто уверенно называет себя местными. Среди них Максат Мамбеткулов. Он - главный инженер станции Алтынколь. Говорит, ко всему здесь уже привык.
Всего в поселке проживает около трех тысяч человек. 90 процентов из них - это молодые люди до 35 лет. Помимо железнодорожников, здесь живут пограничники и таможенники. И, по сути, все друг друга знают, говорит Мамбеткулов.
Те, кто был в Астане, наверняка видели высотку "Триумф Астаны", которую многие сравнивают со зданием Московского государственного университета. Так вот поселок, носящий имя будущего нового казахстанского города Нуркент, чем-то напоминает тот самый "Триумф Астаны". И неспроста. Дома эти возводила та же стройкомпания.
Жилье это служебное. Причем молодым специалистам, которым оно достается, не приходится думать о мебели, бытовой технике и кухонных принадлежностях. Они уверяют, что заехали в эти квартиры лишь с чемоданами. Остальное, вплоть до постельного белья, им предоставили.
"Когда мы въехали в эту двухкомнатную квартиру, здесь все уже было. Сразу дали телевизор, всю технику, даже кружки, ложки, полотенца. Просто зашли в этот дом и начали жить", - рассказывает Айдос Крыкпаев. Сам он с супругой перевелся сюда со станции Алматы-1. У них четверо детей, причем трое живут в Нуркенте с рождения (роддома здесь пока нет, так что все местные едут рожать в соседний город Жаркент). Супруга Айдоса тоже работает на железной дороге. В настоящее время она в декрете.
Вообще в Нуркенте много детворы. Говорят, единственный местный детсад превысил лимит. Мест там уже не хватает.
"Все возможности - детский сад, школа, больница - все рядом, без проблем, только работай и живи на счастье. И перспективы есть - каждый год грузооборот растет", - говорит с оптимизмом Айдос.
Крыкпаев работает маневровым диспетчером. От него зависит бесперебойная работа по отправлению поездов в Китай и из Китая в Казахстан. Зарплаты на станции Алтынколь в зависимости от специализации разные, в среднем от 90 до 150 тысяч тенге в месяц.
Помимо приезжих из других регионов, работают и жители близлежащих сел.
По мере увеличения объемов грузов, перевозимых через казахстанско-китайскую границу, увеличивается и потребность в новых работниках. "В прошлом году нам дали 58 единиц штатной численности. В этом году еще 19 единиц", - рассказывает главный инженер станции Алтынколь.
Вместе с тем все жилье в Нуркенте уже занято. Свободных квартир нет, из работников КТЖ в очереди стоят 135 человек.
В ближайшие годы Нуркент ждут большие преобразования. Из компактного образцового поселка он должен превратиться в современный образцовый город, где будут жить порядка 100 тысяч жителей.
"Начиная вот отсюда и в сторону Китая будет строиться Нуркент-2 на 100 тысяч населения. Будут возводиться новые этажные дома в сторону МЦПС", - говорит главный инженер станции Алтынколь.
В том, что планы по строительству 100-тысячного города воплотятся в жизнь, наш собеседник уверен в полной мере.
"Вот здесь будет новый город, это будет его центр, главная площадь. Лет через десять приедете, уже не узнаете Нуркент", - говорят нам местные.
Строительство нового города ведется с 2013 года. По официальным данным, к 2035 году численность населения Нуркента составит приблизительно 99 тысяч человек.
А уже через три года, к 2022-му, должно быть сдано в эксплуатацию свыше миллиона квадратных метров жилья, что сопоставимо с пятью районами, где будут жить 50 тысяч человек.
К тому же сроку здесь также запланировано строительство 24 социальных объектов, включая восемь школ, 12 детских садов, одну поликлинику и три медицинских центра.
Пока магазин, парикмахерская, аптека, кафе и другие учреждения сосредоточены в Нуркенте в одном здании.
Как поясняют местные, темпы развития этого города зависят от увеличения объемов контейнерных перевозок.
Среди тех, кто живет в Нуркенте, есть и сотрудники так называемого сухого порта.
В этом месте принимают груз из Китая и отправляют его через Казахстан в Европу.
Один из сотрудников сухого порта Нурлан рассказал, что раньше работал в Астане, но вот уже четвертый год трудится в Нуркенте. "Здесь очень интересно работать и жить", - уверяет он.
Через этот порт проходят товары как из самого Китая, так и из Японии и Южной Кореи. В основном это автозапчасти, товары народного потребления, одежда, ткань и электроника.
На станции Алтынколь работают вахтовым методом и граждане Китая, точно так же, как и граждане Казахстана уезжают на вахту в КНР. Нуркентцы говорят, что китайские граждане на казахстанской территории фактически незаметны. И вообще, отмечают они, близость к Китаю, помимо совместных рабочих моментов, на жизни в Нуркенте никак не сказывается.
"Я бы не сказал, что здесь китайцев много. Да и в том же Жаркенте, например, их не увидишь. Там в основном уйгуры и казахи. А радио китайское здесь, да, ловит", - отмечают жители.
Иногда для разнообразия нуркентцы на выходные уезжают в Алматы (говорят, по новой трассе можно доехать за 2,5 часа) или в ближайший город Жаркент (подробнее о Жаркенте читайте здесь). Шашлык, говорят они, там вкусный.
Текст: Ренат Ташкинбаев. Фото: Турар Казангапов©