СКАЧИВАЙТЕ НОВОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ TENGRINEWS
13 февраля 2019 | 17:04

Здесь ловит китайское радио. Как на границе с КНР вырос новый казахстанский город

Ренат Ташкинбаев
Ренат Ташкинбаев Журналист
Турар Казангапов
Турар Казангапов Фотокорреспондент
viewings icon comments icon

ПОДЕЛИТЬСЯ

whatsapp button telegram button facebook button

whatsapp button telegram button facebook button copyLink button
Иконка комментария блок соц сети

Корреспонденты Tengrinews.kz побывали на казахстанско-китайской границе и своими глазами увидели образцовый поселок, который, по сути, уже становится новым казахстанским городом. По планам властей полностью этот город сформируется к 2035 году. Репортаж Рената Ташкинбаева и Турара Казангапова.

Из необычного местечка "Хоргос", куда казахстанцы ездят за недорогим постельным бельем, а китайцы - за качественными продуктами питания (например, макаронами и шоколадом), мы возвращаемся на железнодорожную станцию Алтынколь, чтобы уже оттуда на поезде добраться до Алматы (о том, как устроен центр казахстанско-китайского шопинга, читайте здесь). Но перед дорогой в южную столицу нас ждал еще один населенный пункт.

В пути слушаем радио. Из динамиков доносится лирическая протяжная песня на китайском языке. Так ощущается близость к китайской границе. На этом, собственно, какие-то видимые отличительные особенности такой близости и заканчиваются. Но, помимо того самого центра шопинга "Хоргос", в этой местности есть еще одна достопримечательность.

Речь о новом казахстанском городе Нуркенте, который пока, правда, считается лишь поселком. До поезда в Алматы у нас есть еще целый день, и мы проводим это время в Нуркенте - городе, жителям которого через лет 15, а может, и раньше, по всей видимости, суждено будет увидеть светлое казахстанское будущее.

"Представьте, какое-то время назад там, где сейчас станция и новый поселок Нуркент, ничего, кроме песчаных барханов высотой практически с трехэтажный дом и верблюжьей колючки, не было. Жители близлежащих сел не ожидали, что все это здесь появится. Например, некоторые сельчане из Панфиловского района в этих краях раньше не видели железную дорогу. До сих пор приезжают и удивляются", - рассказывает житель нового казахстанского поселка и будущего города Нуркент.

С этой информацией мы въезжаем в этот прославленный всеми журналистами населенный пункт, расположенный в Панфиловском районе Алматинской области.

Светит солнце, чирикают птицы, набухают почки, в нос бьет ароматный, почти весенний воздух, которым невозможно надышаться. Так нас встретил Нуркент.

По большому счету, все перечисленные выше ощущения могут возникнуть у любого жителя северных регионов страны, который после морозной Астаны вдруг оказался в более-менее южных краях нашей родины.

Но все-таки здесь, рядом с китайской границей, в абсолютно новом поселке Нуркент, который, по сути, уже является началом будущего города Нуркент, вся эта атмосфера чувствуется как-то особенно.

Ответственные за этот населенный пункт люди пытаются создать в пустыне настоящий оазис. Несмотря на неблагоприятные условия, здесь вовсю занимаются озеленением.

"Начиная с 2013-2014 годов к нам отправляют со всего Казахстана чернозем вагонами. Всего было около 50 вагонов. Благодаря этому жители занимаются озеленением детского сада, школы, станции", - сообщают нам осведомленные нуркентцы.

В будущем городе Нуркенте уже есть те, кто уверенно называет себя местными. Среди них Максат Мамбеткулов. Он - главный инженер станции Алтынколь. Говорит, ко всему здесь уже привык.

Всего в поселке проживает около трех тысяч человек. 90 процентов из них - это молодые люди до 35 лет. Помимо железнодорожников, здесь живут пограничники и таможенники. И, по сути, все друг друга знают, говорит Мамбеткулов.

Те, кто был в Астане, наверняка видели высотку "Триумф Астаны", которую многие сравнивают со зданием Московского государственного университета. Так вот поселок, носящий имя будущего нового казахстанского города Нуркент, чем-то напоминает тот самый "Триумф Астаны". И неспроста. Дома эти возводила та же стройкомпания.

Жилье это служебное. Причем молодым специалистам, которым оно достается, не приходится думать о мебели, бытовой технике и кухонных принадлежностях. Они уверяют, что заехали в эти квартиры лишь с чемоданами. Остальное, вплоть до постельного белья, им предоставили.

"Когда мы въехали в эту двухкомнатную квартиру, здесь все уже было. Сразу дали телевизор, всю технику, даже кружки, ложки, полотенца. Просто зашли в этот дом и начали жить", - рассказывает Айдос Крыкпаев. Сам он с супругой перевелся сюда со станции Алматы-1. У них четверо детей, причем трое живут в Нуркенте с рождения (роддома здесь пока нет, так что все местные едут рожать в соседний город Жаркент). Супруга Айдоса тоже работает на железной дороге. В настоящее время она в декрете.

Вообще в Нуркенте много детворы. Говорят, единственный местный детсад превысил лимит. Мест там уже не хватает.

"Все возможности - детский сад, школа, больница - все рядом, без проблем, только работай и живи на счастье. И перспективы есть - каждый год грузооборот растет", - говорит с оптимизмом Айдос.

Крыкпаев работает маневровым диспетчером. От него зависит бесперебойная работа по отправлению поездов в Китай и из Китая в Казахстан. Зарплаты на станции Алтынколь в зависимости от специализации разные, в среднем от 90 до 150 тысяч тенге в месяц.

Помимо приезжих из других регионов, работают и жители близлежащих сел.

По мере увеличения объемов грузов, перевозимых через казахстанско-китайскую границу, увеличивается и потребность в новых работниках. "В прошлом году нам дали 58 единиц штатной численности. В этом году еще 19 единиц", - рассказывает главный инженер станции Алтынколь.

Вместе с тем все жилье в Нуркенте уже занято. Свободных квартир нет, из работников КТЖ в очереди стоят 135 человек.

В ближайшие годы Нуркент ждут большие преобразования. Из компактного образцового поселка он должен превратиться в современный образцовый город, где будут жить порядка 100 тысяч жителей.

"Начиная вот отсюда и в сторону Китая будет строиться Нуркент-2 на 100 тысяч населения. Будут возводиться новые этажные дома в сторону МЦПС", - говорит главный инженер станции Алтынколь.

В том, что планы по строительству 100-тысячного города воплотятся в жизнь, наш собеседник уверен в полной мере.

"Вот здесь будет новый город, это будет его центр, главная площадь. Лет через десять приедете, уже не узнаете Нуркент", - говорят нам местные.

Строительство нового города ведется с 2013 года. По официальным данным, к 2035 году численность населения Нуркента составит приблизительно 99 тысяч человек. 

А уже через три года, к 2022-му, должно быть сдано в эксплуатацию свыше миллиона квадратных метров жилья, что сопоставимо с пятью районами, где будут жить 50 тысяч человек.

К тому же сроку здесь также запланировано строительство 24 социальных объектов, включая восемь школ, 12 детских садов, одну поликлинику и три медицинских центра.

Пока магазин, парикмахерская, аптека, кафе и другие учреждения сосредоточены в Нуркенте в одном здании.

Как поясняют местные, темпы развития этого города зависят от увеличения объемов контейнерных перевозок.

Среди тех, кто живет в Нуркенте, есть и сотрудники так называемого сухого порта.

В этом месте принимают груз из Китая и отправляют его через Казахстан в Европу.

Один из сотрудников сухого порта Нурлан рассказал, что раньше работал в Астане, но вот уже четвертый год трудится в Нуркенте. "Здесь очень интересно работать и жить", - уверяет он.

Через этот порт проходят товары как из самого Китая, так и из Японии и Южной Кореи. В основном это автозапчасти, товары народного потребления, одежда, ткань и электроника.

На станции Алтынколь работают вахтовым методом и граждане Китая, точно так же, как и граждане Казахстана уезжают на вахту в КНР. Нуркентцы говорят, что китайские граждане на казахстанской территории фактически незаметны. И вообще, отмечают они, близость к Китаю, помимо совместных рабочих моментов, на жизни в Нуркенте никак не сказывается.

"Я бы не сказал, что здесь китайцев много. Да и в том же Жаркенте, например, их не увидишь. Там в основном уйгуры и казахи. А радио китайское здесь, да, ловит", - отмечают жители.

Иногда для разнообразия нуркентцы на выходные уезжают в Алматы (говорят, по новой трассе можно доехать за 2,5 часа) или в ближайший город Жаркент (подробнее о Жаркенте читайте здесь). Шашлык, говорят они, там вкусный.

Текст: Ренат Ташкинбаев. Фото: Турар Казангапов©

Читайте также
Join Telegram Последние новости
Лого TengriNews мобильная Лого TengriLife мобильная Лого TengriSport мобильная Лого TengriAuto мобильная Иконка меню мобильная
Иконка закрытия мобильного меню
Открыть TengriNews Открыть TengriLife Открыть TengriSport Открыть TengriAuto Открыть TengriTravel Открыть TengriEdu Открыть TengriGuide

Курс валют

 527.14  course up  545.85  course up  5.03  course up

 

Погода

 

Редакция Реклама
Социальные сети
Иконка Instagram footer Иконка Telegram footer Иконка Vkontakte footer Иконка Facebook footer Иконка Twitter footer Иконка Youtube footer Иконка TikTok footer Иконка WhatsApp footer