29 октября в Алматы прибыл Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев. Это был день радостных новостей. Алматинцы в соцсетях ликовали, что Глава государства запретил заниматься проектом "Кок-Жайлау", поручил взять на контроль сохранение яблоневых садов и сделал выговор первому замакима за брошенные на склоне Кок-Тобе саженцы яблонь, назвал серьезными ошибками снос кинотеатра "Алатау" и ТЮЗа, а ликвидацию трамваев - спорным решением.
В общем потоке новостей слегка потерялось известие, что планируется запустить до Алматы электрички из Талгара и Каскелена. Ведь именно оттуда наблюдается наибольший поток трудовой миграции. Не сказать, что новость стала сенсацией: идея создать дополнительные маршруты оттуда витает в воздухе не первый год. Ольга Пастухова и Алихан Сариев отправились по одному из направлений - каскеленскому, чтобы своими глазами увидеть, как сегодня выглядит путь на работу и обратно для жителей городка почти в 30 километрах от Алматы.
Каскелен в сознании алматинцев - это почти город. Долго ходившему за хлебом ребенку мама может сказать: "Ты что, через Каскелен ходил?" Признаемся: мы путешествовали в город-спутник, население которого более 66 тысяч человек, и обратно не в час пик. Выйдя из редакции после обеда, в город мы вернулись аккурат к концу рабочего дня. Первая точка на нашей карте - пересечение улиц Толе би и Утеген батыра (прежнее название - Мате Залки).
Здесь находится междугородный автовокзал "Сайран", но он нам не нужен: маршрутки на Каскелен ровным рядком запаркованы ниже по Утеген батыра.
На выбор два маршрута - 459 и 202, оба обслуживаются пассажирскими микроавтобусами. И если в мегаполисе уже лет 10 как для перевозок микроавтобусы запрещены, то большинство пригородных направлений только на них и уповают.
Проезд в одну сторону стоит 130 тенге, "Онай" здесь не действует. Но, говорят, что некоторые кондуктора принимают оплату переводом популярного банка. Мы становимся свидетелями короткого, почти беззлобного конфликта между двумя маршрутками. "Упырь вонючий, у меня еще места есть", - кричит кондуктор одной из них другому, начавшему запускать пассажиров в салон прежде, чем отъехал первый.
Мы разговорились с водителями и кондукторами. Они рассказывают про себя и свою работу, но просят не фотографировать лица. В день они делают 5-6 рейсов. Уехать из Каскелена можно с 06.00 до 07.00, последний автобус из Алматы отходит в 21.00-21.30. Ежедневно каскеленскому автопарку, за которым закреплен маршрут, нужно сдавать норму - 12 000 тенге, остальное - по 3000-5000 на человека - забирают себе кондуктор и водитель.
Пара метров - и тут ловят попутку туда же. 200 тенге с человека при четырех пассажирах в салоне - уже лет 10-15 привычная такса для таксистов, курсирующих между Алматы и Каскеленом. На попутке можно уехать с перекрестков Саина-Джандосова, Толе би-Момыш улы, Райымбека-Момыш улы. Правда, в последнее время некоторые подняли ставку до 300-500 тенге. Ссылаются на пробки. Официальное такси берет 2500-2800 тенге в период низкого спроса.
Один из водителей говорит нам: "А чего говорить? Поехали с нами". Решаем, что до "Алтын Орды" доедем на переднем сиденье маршрутки. В этой машине приятно ехать, в салоне нет запаха. Водитель говорит, что ухаживает за своей машиной, сам моет каждый день внутри и снаружи. "Свое лицо я каждый день сам мою, машину, что ли, не могу?" - отмечает он.
На вопрос, считает ли он справедливой стоимость проезда, отвечает: "Нет. Расстояние большое, а платят совсем копейки. Хотя бы 200 тенге с человека".
Это поворот на парковку гипермаркета, через которую многие в час пик объезжают пробку. Кто из водителей действительно в магазин, а кто проскочить - доподлинно неизвестно.
В пробке перед "Алтын Ордой" мы постояли всего ничего - минут 10-15. "Адские пробки через "Алтын Орду" начинаются с 17:30 и длятся до 21:00", - говорит жительница Каскелена Татьяна, работающая в городе. Она отмечает, что в лучшем случае добирается от дома до театра имени Ауэзова 1,5 часа в одну сторону. Бывает, что на рынке приходится стоять и больше часа.
Сейчас стоим из-за дорожных работ по укладке асфальта: уже несколько лет здесь строят 6-полосную дорогу. А пока - затор круглые сутки. "Утром пробки, вечером пробки, вся жизнь - вечная пробка... Электричку обещают, но пока ее пустят, уже на пенсию уйду наверное", - подтверждает мнение наша попутчица Аида.
Что может быть хуже, чем сломаться в пробке? Только попасть здесь же в ДТП, что не редкость.
На прощание водитель предлагает нам купить свое авто: "6 миллионов тенге - с маршрутом. Хоть завтра выходи и работай как я. 5,5 миллиона - без маршрута". Позже нам расскажут, что цены на маршрутки стартуют от 3-4 миллионов тенге.
Но что же он будет делать, когда продаст его? Кивает в сторону городских автобусов, мол, водителем туда пойдет: "Здесь мы каждый день работаем. А там график "2 через 2".
У дороги можно купить все, что душе угодно.
Встреченные здесь люди стремятся попасть в кадр.
На "Алтын Орде" мы на редакционной машине разворачиваемся и через улицу Ашимова в Калкамане проезжаем с проспекта Райымбека на верхнюю Каскеленскую трассу.
По Райымбека можно проехать на общественном транспорте, а здесь - только на своей машине. Именно по ней следуют люди, ждущие попутку на Саина-Джандосова и далее в эту сторону. "Население старается ездить на такси, чтобы не зависеть от маршруток", - говорит жительница Каскелена Татьяна.
Наверху, в отличие от многополосного низа, всего по одной полосе в каждую сторону. "Когда меня везет муж, то мы едем через верхнюю Каскеленскую трассу. Она движется чуть быстрее нижней. Но она узкая, а еще темная - фонарей нет совсем", - добавляет женщина.
Верхняя Каскеленская трасса имеет несколько спусков и подъемов. Опытные водители отмечают, что с 25-го по 30-й километр особенно часто в сложных погодных условиях бьются машины.
По пути встречаем маленькие базарчики, многочисленные той- и кымызхана и даже новый музей.
Также вдоль трассы торгуют овощами-фруктами. Отсюда их частенько гоняют.
Говорят, что все, кроме гранатов и лимонов, местное. Ягоду выращивают на полях совсем недалеко - возле Долана, яблоки везут из Маловодного, с другой стороны от Алматы. Цены не отличаются от городских: килограмм яблок - 350 тенге, клубники - 1300 тенге.
Вскоре мы въезжаем в Каскелен. В самом городке такси стоит 300 тенге в дневное время, 500 - после 18:00.
Одно из самых частых объявлений - прием металла.
Хорошо, когда есть кому подсобить.
Местные жители говорят, что в Каскелене жизнь как в городе: есть отделения банков, все госучреждения и прочие городские прелести. Если бы не необходимость зарабатывать деньги, то смысла ездить в Алматы не было бы.
Мы на конечной маршрутных такси.
Рядом - новый ЦОН, юстиция и ЗАГС в одном здании.
Вокруг кипит жизнь. Есть много вариантов подкрепиться: магазины, самса, донерная, столовая, кафе.
Хлеб здесь есть, а вот все зрелища - в большом городе.
Из Каскелена мы выезжаем около 18:00.
И снова пешеходный мост на "Алтын Орде" на трассе Алматы - Бишкек. Радуемся, что в направлении дома - свободно. Сочувствуем тем, кто стоит в пробке, чтобы попасть домой, в Каскелен и поселки.
Ольга Пастухова,
Фото Алихана Сариева