1. Главная
  2. Посмотри

Эволюция Туркестана: от сакрального места до центра международного туризма

В 2020 году Туркестан не перестает удивлять. В городе появляются не похожие на обычные госсооружения здания областного акимата, аэропорт и медиацентр.

В 2020 году Туркестан не перестает удивлять. В городе появляются не похожие на обычные госсооружения здания областного акимата, аэропорт и медиацентр. Все эти творения архитекторов построены в своеобразном национальном стиле. Корреспондент Tengrinews.kz в рамках информационного тура, организованного АО НК "Kazakh Tourism" по Туркестанской области, посетил сакральные места региона и выяснил, можно ли за четыре дня осмотреть их все.

Туркестан 400 лет был столицей Казахского ханства, а на протяжении двух тысяч лет в плодородной долине между Сырдарьей и горами Каратау процветали разные города. Только вокруг Туркестана археологами обнаружено с десяток городищ и поселений. Наша группа посетила города Отырар, Сауран и несколько мавзолеев Туркестанской области.

Начали мы с города Отырар (старое название - Тарбанд, Турарбанд, Турар, Фараб). Отырар - это один из древнейших городов, располагавшихся на Великом шелковом пути до монгольского нашествия, являвшийся одним из самых крупных в Центральной Азии. С 2004 года здесь действует государственная программа "Возрождение древнего Отырара". На данный момент идет работа по сохранению руин и реставрация некоторых сооружений. 

На територии Казахстана Шелковый путь проходил VIII-XIII веках, в это время начинают строиться так называемые малые и большие караван-сараи. Большие города защищались глинобитными стенами, а вот у малых их даже не было. В крупных караван-сараях тогда были двухэтажные дома: на первом уровне хранились товары, запасы, драгоценности, на втором месяцами жили купцы, ремесленники, географы и другие ученые мужи. Большие города служили как оборонительный центр, форпост или же военное укрепление. Отырар - яркий пример большого и богатого города. Во время осады войсками Джучи хана город пал, продержавшись почти шесть месяцев. Монголы в первую очередь отрезали город от реки. Но, несмотря на это, правящий тогда  Кайырхан оказал достойное сопротивление врагам. Существует легенда, что от Отырара до Туркестана функционировал тоннель, по которому доставлялись во время осады необходимые продукты, может, еще и поэтому город продержался целых полгода.

За стенами Отырара есть руины бани, в которой одновременно могли мыться около 100 человек. Здание бани в стиле хамам - здесь много комнат. Она была оснащена сложной системой водоснабжения и водоотведения. У тюрков она была придумана уже в VIII-IX веках. Можно заметить, что после реконструкции этой бани кирпичи тут разные, хоть и одной формы, одни оригинальные, другие более современные.

Наш гид Исмаил рассказывает, что в этих местах очень много "исторического мусора", то есть обломки кирпичей, покрытые глазурью разных цветов, можно найти на всей территории старого города Отырар. Если найдете здесь осколки ярко-бирюзового цвета, знайте, что они относятся к XIV-XV векам, а если коричневого и темно-зеленого цвета, то к более раннему периоду. 

Верблюды - символ Шелкового пути. Если в Санкт-Петербурге много скульптур львов, олицетворяющих силу и мощь тогда еще имперской России, то в Туркестанской области очень много скульптур кораблей пустыни.  

Раньше за городом были построены склады, где находилось много полезных вещей. 

За оборонительными стенами Отырар напоминал лабиринт. Это одна из причин, по которой город продержался так долго в осаде. Одна из тактик военных действий заключалась в том, что врагов намеренно небольшой группой запускали через главные ворота, а затем их закрывали. Когда недруг плутал по улицам лабиринта, его уже поджидали батыры Кайырхана. 

В Отыраре существовала продуманная система канализации. Это доказывают многочисленные ветки трубопроводов, найденные во время раскопок. 

Несмотря на холодное время года, здесь до сих пор идут строительно-отделочные работы. 

Рядом с Отыраром построен визит-центр. Там хранятся редкие экспонаты той эпохи. Здесь есть интерактивная зона, кофе-зона, уголок для детей, релакс-зона и конференц-зал на 80 человек. 

В этом году логотип города Отырара изменился. Что он вам напоминает? 

Свастика хоть и была придумана в Индии, ее используют повсеместно и по-разному. В наше время этот символ ассоциируется с фашизмом, а когда-то он означал благополучие. 

Если обратите внимание на человека впереди каравана, то можно заметить его сходство с аль-Фараби. Гиды же объясняют сходство тем, что в те времена стиль одежды и головной убор выглядели именно так. 

Канализационные трубы города Отырар.  

До прихода ислама на территорию Великой степи народ верил в силу огня, поэтому в каждом доме присутствовала вот такая емкость, в которой всегда поддерживалось пламя.  

Галерея казахстанских художников, посвященная Великому шелковому пути и Отырару. 

В Туркестанской области бытует очень много сказаний и легенд. По одной из них, пророк Мухаммед и его сподвижники однажду ели хурму. Один из плодов все время падал с блюда. В это время пророк якобы услышал откровение: "Эта хурма предназначена для мусульманина Ахмеда, который родится на 400 лет позже вас". Пророк спросил у своих сподвижников, кто из них передаст эту хурму будущему сподвижнику. Никто не вызвался. Пророк повторил свой вопрос, и тогда Арыстан-баб ответил: "Если вы у Всевышнего выпросите 400 лет жизни, то я передам хурму". Так и случилось. Спустя много лет Арыстан-баб встретил маленького Ахмеда и передал ему хурму.

Красивая легенда, однако она вызывает немало споров. Ведь пророк Мухаммед жил в 571-632 годах, тогда как Яссауи родился в 1103 году. Между ними не менее 500 лет. Другие легенды и вовсе приписывают Арыстан-бабу жизнь в 900 лет. Якобы во время разговора с пророком ему уже было за 300. Как бы то ни было, Арыстан-баба можно назвать самым старым долгожителем в истории казахского народа.

Встретил маленького Ахмеда Арыстан-баб на мосту в Сайраме (бывший Исфиджаб). Легенды рассказывают, что к старцу подбежал 7-летний мальчик и попросил свой аманат. Вот только передал Арыстан-баб не хурму, а лишь косточку от нее. Чтобы не потерять аманат, он долгие годы держал хурму за щекой, и за века она истерлась. На что Ахмед сказал старцу: "Ты отдал мне косточку, а себе оставил мякоть. Значит, к тебе будут приходить ночевать, а ко мне просить". Так легенда объясняет, почему прежде паломникам стоит посетить мавзолей Арыстан-баба и лишь потом мавзолей Ахмеда Яссауи.

Здание мавзолея Арыстан-баба несколько раз было разрушено. Все, что осталось, - это белые кирпичи, остальное - современная кладка. В советское время большинство кирпичей забрали, чтобы построить станции для поездов. 

Помимо надгробия Арыстан-баба, здесь установлены надгробия его учеников и последователей - Хермет-азыра, Карга-баба, Лашын-баба. 

Мечеть в мавзолее Арыстан-баба

Рядом построена новая мечеть. 

В основном сюда едут паломники. 

Сын везет свою заболевшую мать в надежде, что посещение мавзолея сможет улучшить ее состояние.

А полицейские тут передвигаются на электрокарах.  

Подтверждение того, что верблюды - символы Шелкового пути. Кажется, в Туркестанской области верблюдов больше, чем в остальных областях страны.  

Посмотреть эту публикацию в Instagram

Публикация от ZARINA USPANOVA (@zarina_we)

В самом Туркестане сделано за последний год очень много. Можно сказать, что город эволюционировал. Здесь есть негласное правило: здания в Туркестане не должны быть выше мавзолея Ахмеда Яссауи. Потому что минарет должен быть виден со всех сторон города. Новые районы Туркестана, как и кварталы столицы Казахстана, также выросли в пустынных местах.  

Строящийся амфитеатр. 

Областной акимат облицован казахскими орнаментами. 

А это здание, близнец областного акимата - Дом управления областного акимата. 

Если в ваш маршрут входит посещение усыпальницы и колодца Укаша-ата, то обязательно загляните в мавзолей Ерқоян-ата. Это человек, который нашел и похоронил обезглавленное тело Укаша-ата.

Мавзолей Укаша-ата находится в 45 километрах севернее города Туркестана, за поселком Карнак, в предгорьях Каратау. Согласно легенде, Укаша-ата был учеником пророка Мухаммеда и проповедником ислама в Центральной Азии. По легенде, его не брали ни мечи, ни стрелы. Но враги узнали, что он уязвим во время чтения молитвы, и, подкараулив во время утреннего намаза, отрубили ему голову.

Внутри усыпальницы запрещено снимать видео и фото. Сегодня на месте, где была пролита кровь проповедника, установлена надгробная плита длиной 21 метр, а на месте расщелины сооружен колодец. По преданию, отрубленная голова Укаша-ата, откатившись, упала в расщелину, а затем через подземные пути, по легенде, попала в Мекку. Вскоре через эту расщелину стала бить вода.

Колодец Укаша-ата, по словам местных жителей, имеет природное происхождение, а его глубина составляет порядка 35 метров. Однако его уникальность заключается отнюдь не в географических или археологических особенностях. Согласно местным поверьям, тот, кто вытащит из колодца ведро с водой, может считаться безгрешным человеком, а тот, у кого ведро останется пустым, - наоборот.

Для каждого туриста или же паломника это большой стресс. Все молятся, чтобы в ведре был хотя бы литр этой священной воды. После ритуала у колодца те, кто вытащил ведро с водой, испытывают чувство гордости, обладатели же пустых емкостей -  отчаяние. Из нашей группы в 25 человек не повезло только пятерым. Но после второй попытки им удалось набрать ведро воды. Все же, наверное, хороший или плохой ты человек, лучше знает "небесная канцелярия", а не ведро из колодца. 

Ведро стоит 1000 тенге, но двух ведер вполне хватает на всю группу. В год примерно используется 300-400 ведер. 

А это знаменитая "инсталляция" из ведер. В зимний периюд посещаемость здесь снижается. Летом же тут люди стоят в очереди сотнями. 

Вы задумывались когда-нибудь о том, где был сделан той-казан из мавзолея Ходжи Ахмеда Яссауи?  Изготавливались такие казаны обычно в древнем городе Карнак. Когда-то он был большим городом, богатым на мастеров.  

В селе сохранилась мечеть-медресе "Шаммат Ишан". Она еще служит как музей.  Находится в 30 километрах от Туркестана. Колонны и потолок айвана мечети изготовлены из дерева и расписаны узорами. У мечети два больших купола. Объект культуры охраняется государством. В помещениях, где раньше учились студенты, представлены предметы быта и украшения XVIII-XX веков, найденные в Карнаке.

Вообще, Карнак был когда-то центром религиозных учений, здесь были открыты 25 мечетей и медресе. Здесь же на территории старого мазара растет тысячелетнее тутовое дерево Мажратут, которому, по местным легендам, свыше 1300 лет. 

А затем мы поехали посмотреть тутовое дерево Мажратут. В селе было два огромных дерева, но, к сожалению, местные дети, играя с огнем, подожгли одно из них. 

Чтобы обхватить ствол дерева, нужно, чтобы 14 человек взялись за руки.

Когда мы возвращались из села Карнак в Туркестан, то могли наблюдать красивейший закат в степи.

По дороге из Туркестана в сторону Кызылорды можно увидеть  реконструированные стены древнего Саурана. Находится город на границе двух областей - Туркестанской и Кызылординской. Размеры его потрясают настолько, что диву даешься, как могли люди тогда посреди пустой и знойной степи возводить такие потрясающие города, укреплять их неприступными стенами и рвом, проводить канализацию и орошать пустынные земли. Сауран в те времена сочетал в себе лучшие достижения среднеазиатской оседлой культуры и оставил немало загадок современным ученым.

Сауран археологи считают единственным средневековым мегаполисом в Казахстане, прекрасно сохранившимся по сей день. Секрет необычной стойкости – в местной глине. Издревле она славилась своими свойствами. Сохранилась легенда, что эмир Тимур приказал своим воинам и рабам передавать ее из рук в руки, чтобы построить мавзолей Ходжи Ахмета Яссауи.  Выстроилась огромная 40-километровая цепь из живых людей. Именно столько отделяет Сауран от Туркестана. Воздвигнутый из сауранской глины, мавзолей великого суфия по сей день стоит нерушимым. По легенде, он сам лично проверял качество кирпичей. Своим мечом он рубил кирпич, если он ломался, то человека, сделавшего его, убивали. Кроме того, при изготовлении кирпичей вместо воды использовались молоко и кумыс. 

Если в фильме "Властелин колец" одна из башен называлась "Око Саурона", то минареты в казахстанском Сауране назывались качающимися. 

Жил в Сауране некогда и знаменитый поэт Васифи. В своих произведениях он рассказал об уникальном медресе с двумя качающимися минаретами, которыми сам немало восхищался, назвав его еще одним чудом света. "На плечах его айвана поставлены два высоких минарета необычайной высоты и крайнего благородства. К ним прикреплены цепи, а под куполом каждого пристроены бревна так, что, если кто-либо силой приводит бревно в движение, цепь колеблется, и тем, кто находится на противоположном минарете, представляется, что минарет рухнет. А это одно из чудес мира".

То, что башня качается, - лишь иллюзия. Но по сей день не раскрыт секрет ее создания. Раскачивающиеся минареты сохранились лишь в иранском Исфахане, где посмотреть на них стекаются сотни туристов со всего мира. Но ученых к минаретам не допускают - как раз-таки с целью того, чтобы не рассекретить древнюю технологию. Ведь, чтобы понять секрет, нужно разобрать башни. И даже не столько башни, сколько их фундамент, а он составляет не менее 6 метров в глубину. Сложены кирпичи в причудливый узор. Археологи считают, что именно в этой необычной кладке фундамента кроется тайна башен.

Сауранские качающиеся минареты просуществовали плоть до XIX века. Даже фотография сохранилась. На ней отчетливо видны башни… и человек, разбирающий это чудо света на кирпичи.

На месте, где сегодня стоит мавзолей Ходжи Ахмеда Яссауи, в раннее Средневековье существовал город Ясы-Культобе. Сегодня здесь проводятся масштабные археологические и реставрационные работы на площади 27 гектаров. В будущем на месте раскопок предусмотрен археологический парк.

Если приглядеться, то можно местами увидеть свастику. 

Внутренная сторона тай-казана из дерева.  

Письма казахских ханов. 

Визит-центр Туркестана. Выставка ковров. 

Архитектурный комплекс "Аппақ Ишан". В разные времена Туркестан и окрестные города были центрами исламского учения. Если средневековые медресе и мечети почти не сохранились до наших дней, то сооружения XIX века можно встретить в разных частях Туркестанской области. Большинство из них взяты под охрану государством как культурные объекты и превращены в музеи.

Например, мечеть-медресе Аппак-Ишана конца XIX века, находящаяся в поселке Шаян Байдибекского района, впечатляет количеством куполов. Всего у комплекса 35 куполов. Мечеть и медресе строили несколько десятков лет. Строительство начал Косым Ишан, продолжил его сын Сейдахмет, а завершил внук Аппак Ишан. В честь него и были названы мечеть и медресе, где в конце XIX века обучались десятки студентов. В советское время комнаты медресе использовались под склад и сдавались как общежитие. Сегодня весь комплекс охраняется государством.

Похожая по архитектуре мечеть конца XIX - начала XX века расположена на окраине аула Аккойлы Байдибекского района. Название мечети - Ишан Базар. У мечети 14 куполов. В советское время мечеть постепенно разрушалась из-за варварского отношения. Разбирались кирпичи куполов, арок и айвана для постройки хозяйственных объектов. В 1940 году с купола был снят серебряный полумесяц. При его снятии был частично разрушен главный купол мечети. В последующем мечеть использовали под магазин и складские помещения. В начале 90-х годов мечеть была частично отреставрирована. Сегодня это музей и объект культуры, находящийся под охраной государства. Рядом с Ишан Базаром раскопана старая печь, где обжигали кирпичи.

Следующий объект - мавзолей Домалак-ана (Нурила). Родилась она в 1378 году в Туркестане. Нурила была дочерью смотрителя на могиле Ходжи Ахмеда Яссауи - Шайхы Мизамбека. Байдибек би, приехавший в Туркестан, посетил мазар казахского суфия и встретил эту девушку. Его поразили острый ум и учтивые манеры Нурилы. Да и человек с даром ясновидения в мавзолее Яссауи дал ему совет: "Здесь есть девушка, излучающая свет, озаряющая все вокруг, возьмите в жены ее, одаренную святостью и благодатью". Байдибек би внял совету. Вскоре он женился, поставив рядом с двумя еще одну юрту. Нуриле тогда было 19 лет.

Впрочем, есть и другая версия. Нурила, рассказывают средневековые летописи, была рабыней в доме Байдибек би. Однажды случайно, черпая бадьей, она упала в колодец. Бий имел привычку сам поить лошадей, хотя у него и было несчетное количество слуг. Приведя табун к колодцу, он увидел на дне Нурилу. Поднял девушку и влюбился. Нурила стала третьей женой бия. И именно ей было суждено продолжить его род.

Почему ее прозвали Домалак-ана - точно никто не знает. По одной из версий, она была маленького роста, за что и получила звание "Круглой матери". По другой, слово "домалак-ана" произошло от персидского "дихнат мама", что означает "святая мать".

Акмешит нередко называют одним из 10 чудес Казахстана, рекомендуя для обязательного посещения туристам. Это и на самом деле необыкновенное место. Длина - 120+ метров, а ширина - около 80 метров. Этот большой "ангар" стоит без единого столба, что удивительно. 

Сын шыракшы. Он летом здесь поливает деревья. 

С открытием нового аэропорта для региона открываются перспективы стать не просто региональным центром туризма, а скорее международным. Ведь уже сейчас Туркестанская область и ее столица - это культурный и архитектурный феномен, соединяющий богатое историческое наследие и современные архитектурные решения.

Новая жизнь древнего города, или как Туркестан встречал первый авиарейс