ОЦЕНИТЕ ДЕПУТАТОВ МАЖИЛИСА
30 сентября 2019 | 13:48

Построишь дом - выйду за тебя замуж. В Казахстане есть два особняка с красивой историей любви

Ренат Ташкинбаев
Ренат Ташкинбаев Журналист
Турар Казангапов
Турар Казангапов Фотокорреспондент
viewings icon comments icon

ПОДЕЛИТЬСЯ

whatsapp button telegram button facebook button

whatsapp button telegram button facebook button copyLink button
Иконка комментария блок соц сети

Сразу в двух городах нашей страны - североказахстанском Петропавловске и столице Казахстана городе Нур-Султане - есть два дома с очень похожими легендами. Жил-был купец, и вот как-то раз он поехал не то в Москву, не то в Петербург, встретил там девушку-красавицу и в знак своей любви построил для нее в Казахстане особняк. Корреспонденты Tengrinews.kz посмотрели на здания и вместе с архивными работниками и краеведом попытались представить себе эту красивую историю.

Это дом купца Василия Кубрина. Он находится в старой части Нур-Султана. Есть очень популярная история, которую пересказывают на разные лады. Якобы когда-то Василий по делам поехал в Петербург, встретил там балерину, сделал ей предложение, а в качестве подарка построил для нее невероятной красоты особняк.

Этот дом пережил очень многое. С приходом советской власти в здании размещался Комитет народного образования, инспекция народных училищ. Известно также, что в марте 1918 года на втором этаже этого дома находился Акмолинский совет народного просвещения, который возглавлял Сакен Сейфуллин.

А еще в разные годы здесь были рабоче-крестьянский клуб, библиотека, учреждение НКВД, милиция. Потом здание превратили в дом пионеров. В середине 60-х годов прошлого века дом передали под областной историко-краеведческий музей.

"Есть выписка из протокола очередного заседания Акмолинского горисполкома от 3 ноября 1920 года "Об ознаменовании празднования третьей годовщины Октябрьской революции", на котором постановили дом Кубрина, занимаемый исполкомом, наименовать первым домом советов", - рассказывает руководитель научно-исследовательского отдела городского архива Газиза Исахан.

А уже в наш век здесь продолжительное время находилось посольство Украины в Казахстане.

Это фото было сделано на фоне флигеля, который расположен во дворе дома Кубрина. На снимке сотрудники украинского посольства проводят акцию в поддержку крымских татар.

Сейчас посольство переехало в другое место, а дом Кубрина вместе с флигелем передали городскому архиву Нур-Султана.

"Сейчас стоит вопрос о реставрации дома, чтобы в последующем сделать здесь музей. Мы уже заявку подали на реставрацию", - рассказывает директор государственного архива города Нур-Султана Мейрам Бектембаев. Архив планирует устраивать здесь историко-краеведческие экспозиции, а также учителя городских школ смогут здесь проводить свои уроки.

В интервью нашему порталу директор архива ранее говорил, что сейчас учреждение меняет свою направленность. Речь идет о том, что архив будет специализироваться не только на хранении архивных данных, но и на том, чтобы знакомить казахстанцев с этими историческими материалами.

Вот и на нижнем этаже дома Кубрина уже расположилось хранилище, где сотрудники архива обрабатывают документы.

Сам директор архива и его подчиненные хорошо понимают, что дом купца Кубрина перешел к ним не один, а вместе с красивой легендой.

"Кубрин строил этот дом для своей супруги, балерины. Она из Петербурга сюда поехала только при том условии, что здесь будет такой же дом, как в Петербурге", - замечает Мейрам Бектембаев.

Другие сотрудники архива обращают наше внимание на розы, цветущие во дворе. Они здесь как символ такой красивой истории любви.

Конечно, нет никаких гарантий, что эти розы сохранились здесь еще со времен Кубриных. Но тем не менее, рассказывают, что носители этой фамилии всегда активно участвовали в жизни города, занимались озеленением. Один из Кубриных даже высадил целый экспериментальный фруктовый сад. Это было где-то в районе современного района Коктал.

"Был казак Константин Кубрин, у него были сыновья Андриан и Матвей, которые хорошо поставили торговлю и вошли в купеческое сословие. Сыновья Андриана Степан и Александр торговали в уезде разными мануфактурными товарами, у них были бакалейные, где продавали чай, сахар. У Степана Андриановича еще был пивомедоваренный завод, а еще он избирался городским головой и довольно долго занимал эту должность", - говорит сотрудник архива Газиза Исахан.

Кубрины были меценатами, много денег жертвовали на развитие начального образования.

"Этот дом принадлежал сыну Матвея Кубрина Василию. Известно, что сам Матвей Кубрин в какой-то момент передал свои дела сыну Василию, а сам уехал в Москву. Это было еще до революции", - рассказывает сотрудница архива.

Что касается красивой легенды о том, как Василий построил дом для своей невесты из Петербурга, то Газиза Исахан считает, что она похожа на правду. "Учитывая то, что эта легенда имеет глубокие корни и на самом деле его жена была из Петербурга, поэтому, скорее всего, это правда. Жесты Василия Кубрина как настоящего мецената, письма, которые он писал, свидетельствуют о том, каким он был человеком, и, скорее всего, это больше правда", - говорит она.

Говорят, под особняком есть подземный ход. Он соединял флигель с другим зданием Кубриных - бывшим магазином "Радуга" (сейчас "Астана"). Но со временем, когда шло городское строительство, подземный ход оказался замурован.

"А еще есть одна легенда. Говорят, что подземный ход был не один, там было три направления. Более того, подземка была такой большой, что по ней можно было ездить на карете с лошадьми. Не знаю, насколько это правда, но когда мы спрашивали у архитекторов, нам они сказали, если бы так было, то мы бы об этом знали", - отметила Исахан.

Перенесемся на 500 километров от Нур-Султана.

Это север Казахстана, город Петропавловск.

Есть здесь одно старинное здание. Его называют Домом невесты.

Этот дом принадлежал татарскому купцу Халиту Янгуразову. И с этим зданием связана очень красивая легенда, чем-то похожая на кубринскую.

"В то время ведь холодильников-то не было, и купцы, торговавшие мясом, гнали стада прямо своим ходом до Москвы. Скот по пути ел траву, его пригоняли в Москву и там уже забивали. Как-то раз петропавловский купец Янгуразов со своим стадом приехал в Москву (по другой версии, в Петербург - прим. автора), встретил там девушку и предложил ей стать его женой. Рядом стоял красивый дом. Она посмотрела на здание и говорит: "Вот построишь такой дом - значит приеду". И так наш купец начал строить этот дом в Петропавловске", - рассказывает краевед Вера Никитична Яворская.

"У дома этого совершенно необычная архитектура - итальянские окна, изразцовые печи, паркетный пол. Дом деревянный, а сделан как под камень", - говорит она.

"Но это больше, наверное, легенда, приехала та невеста, не приехала, это не подтверждается. Да и к тому же, если бы он построил дом для невесты, то, выходит, он бы пошел против родителей, против традиций. Ведь раньше у них было очень строго все: не давали увидеть невесту до свадьбы, она вся была в чадре, и жених мог увидеть свою невесту, только когда их уже мулла обвенчал", - рассуждает краевед.

А еще, если верить табличке, в 20-х годах прошлого века в этом доме работал казахский писатель Сабит Муканов.

"Дом XIX века, конечно, у нас не так много сохранилось таких домов, очень много уничтожили. Знаете же, как раньше было, говорили: надо уничтожить эти гнилушки, вот мы новый мир построим, кто был ничем, тот станет всем, зачем нам гнилушки этих купцов, мы своих героев вырастим, у нас все будет. А теперь по крупицам начинаем собирать то, что осталось, а осталось очень мало", - говорит Вера Никитична.

В более чем 3000 километрах от столицы Казахстана, в российском городе Великий Новгород живет, возможно, внучка того самого коммерсанта Василия Кубрина.

Предоставлено Татьяной Кубриной

Татьяна Кубрина родилась в Кокшетау в 1953 году, когда ее отцу было 49 лет (ее папа - Павел Васильевич, 1904 года рождения). У Татьяны есть вот такая фотография деда Василия, которую он подписал своему сыну.


Предоставлено Татьяной Кубриной

"Надо сказать, что папа мне о своей матери ничего не рассказывал, только об отце. У нас была фотография женщины в гримерке, но кто на ней - мы не знали. Папа умер, когда мне было 16 лет, а мама на многие вопросы отвечать не могла, сразу начинала плакать и говорить: "Почем я знаю". Впоследствии все фотографии из семейного архива уехали с мамой в Новгородскую область, затем в Новгород. После того как мама умерла, почти все эти фотографии были сожжены, так как мы не знали, кто на них есть", - говорит Татьяна.

Предоставлено Татьяной Кубриной

Сама она из Казахстана уехала в 1992 году, работала главным бухгалтером. Сейчас на пенсии. Свободное время посвящает проверке списков воинских захоронений на полноту и достоверность, а также планирует выпустить книгу "Мы. Кубрины".

Текст: Ренат Ташкинбаев. Фото: Турар Казангапов© 

Марафоны в столице бегали и раньше. Архив Нур-Султана показал снимки старого города

Читайте также
Join Telegram Последние новости
Лого TengriNews мобильная Лого TengriSport мобильная Лого TengriLife мобильная Лого TengriAuto мобильная Иконка меню мобильная
Иконка закрытия мобильного меню
Открыть TengriNews Открыть TengriLife Открыть TengriSport Открыть TengriTravel Открыть TengriGuide Открыть TengriEdu Открыть TengriAuto

Курс валют

 523.36  course up  546.44  course up  5.14  course down

 

Погода

 

Редакция Реклама
Социальные сети
Иконка Instagram footer Иконка Telegram footer Иконка Vkontakte footer Иконка Facebook footer Иконка Twitter footer Иконка Youtube footer Иконка TikTok footer Иконка WhatsApp footer