ОЦЕНИТЕ РАБОТУ АКИМА
03 января 2021 | 09:01

"Санта-Барбара" по-казахстански, или Как американка стала апашкой для сотни казахстанских детей

Анастасия Солнцева Старший корреспондент

ПОДЕЛИТЬСЯ

Фото: Алихан Сариев Фото: Алихан Сариев


Иконка комментария блок соц сети

В Таразе есть дом, который знают почти все местные жители. Здесь дарят заботу матерям и детям, которые оказались в трудной ситуации. Как сказала нам одна из его работниц, если в этом доме поставить камеры, то можно снять настоящую "Санту-Барбару", ведь за каждой улыбкой здесь скрывается своя, очень драматичная история.

Об этом месте и его хозяйке Виктории Шарбону широкой аудитории стало известно в мае позапрошлого года. Тогда женщина, а она гражданка Америки, вынуждена была покинуть Казахстан, из-за того, что суд принял решение о ее депортации. Поводом послужила ошибка в иммиграционной анкете, заполненной ее юристами. После этой нашумевшей истории дело было пересмотрено и Виктория вернулась в Тараз. Перед новогодними праздниками корреспонденты Tengrinews.kz побывали в ее доме и узнали, как сейчас живут всеми любимая апашка и ее подопечные. 

Фото: Виктория Шарбону

"Сәлеметсіз бе! Қалайсыз?" - с нами здоровается с виду очень аккуратная и улыбчивая женщина, это и есть та самая Виктория. Она нас сразу предупреждает, что будет говорить либо на английском, либо на казахском языке. Мы приходим к ней рано утром, в это время жизнь здесь кипит: кто-то читает, кто-то рисует, а кто-то конструирует.

Накануне, когда мы договаривались об интервью, первое, что спросила Виктория: а какая у вас мотивация? Когда мы с ней встретились, то спросили, почему этот вопрос ее волновал в первую очередь. Как рассказала нам женщина, на интервью к ней напрашиваются десятки журналистов, они прикрываются благими намерениями, а потом выставляют ее в нехорошем свете, и она предпочла бы, чтобы мы были честными в своем репортаже.

Виктория и ее коллега Элизабет - основательницы благотворительного фонда "Қамқор жүрек", а дом, в котором мы находимся, - это настоящий остров спасения для молодых мам. Многие из них детдомовские, без элементарных навыков, не умеют вести хозяйство, правильно расходовать деньги, у них нет постоянной работы и хороших условий, некоторые просто не знают, как жить дальше.

Женщинам здесь дают не рыбу, а удочку: им помогают адаптироваться - обучают готовке, швейному делу, решают вопросы с документами и трудоустройством. 

А пока жизнь молодых мам налаживается, их дети находятся здесь, за ними присматривают воспитатели, педагоги обучают языкам и другим предметам, а еще возят в спортивные секции. 

Некоторых ребят приводят сюда на несколько часов, других, у кого мама работает в ночную смену, оставляют на ночь, а то и на всю неделю. 

- Ситуация с депортацией сломила вас? Что изменилось после той истории?

- Очень многое изменилось после этого. Этот случай помог людям из Казахстана узнать о нашем фонде, появилось много спонсоров и людей, которые нам помогают. Да, плохие моменты случаются, но потом все оборачивается хорошо. А еще появилось больше людей, которые нуждаются в помощи.

- А желание бросить все никогда не возникало?

- Нет, даже когда меня выпроводили из страны, мое желание помогать - оно еще больше усилилось, так как здесь были мои дети.

В то время, пока мы общаемся, к Виктории постоянно подходит ребятня, они ее обнимают, а те, кто помладше, пытаются залезть на руки. И еще называют ее очень тепло - "апа". Что удивительно, несмотря на то, что их так много, Виктория помнит имя каждого. Самой младшей воспитаннице сейчас 4 месяца, а самой старшей - Сауле - 16 лет. 

Для Виктории Сауле - особенный человек, она считает ее своей дочерью. Женщина случайно увидела ее в детском доме, когда девочке было пять лет.

Тогда малышка подошла к ней, обняла и совсем не по-детски спросила: "Когда ты найдешь мне родителей?" Этот вопрос долго не давал покоя нашей героине, и она решила, что сама станет мамой для этого ребенка.

"Если в Казахстане разрешат мне удочерить ее, то я это сделаю, мы ждем этого уже 11 лет, но вообще нам не нужна бумажка, чтобы знать, что мы семья", - говорит Виктория. 

У самой американской мамы и бабушки тяжелая судьба. В откровенной беседе нам она признается, что не знала родительской ласки. Когда Виктория была ребенком, ее воспитанием занимались соседи, они же помогали ей поднимать на ноги младшую сестренку. Будучи уже взрослой, героиня приняла твердое решение, что будет помогать таким же обделенным, как и она, а еще Виктория усыновила в Америке двух детей, жизнь которых сейчас уже устроена. Как-то они тоже приезжали в Казахстан, но остаться здесь не захотели. 

"А вот одна из наших мамочек! - Виктория представляет нам девушку, которая заглядывает в кухню. - Это жақсы мама, я ее знаю еще с детского дома, она год здесь жила, у нее была мечта - научиться готовить, на нашей кухне мы ее многому научили, например хорошо печь пироги, сейчас наша воспитанница в ожидании третьего малыша".

"Какая она, Виктория?" - спрашиваем у молодой мамы. "Она очень хорошая. Она наша надежда", - на этих словах голос девушки срывается, и она начинает плакать. И так происходит почти с каждой героиней этого дома - что ни история, то драма.

"У меня никогда не было желания покидать свою страну, - рассказывает Виктория. - Я очень люблю штат Вирджиния, где родилась, но однажды я приехала в составе благотворительной организации в Казахстан. Здесь мы организовывали английский лагерь для детей-сирот. А я почему-то всегда мечтала усыновить ребенка именно с азиатской внешностью, и поэтому думала, что приеду сюда и заберу того, кто западет мне в душу.

Это были 2000-е годы, непростое время. Я увидела, что всем детям, к которым мы тогда приехали, не хватает одежды, еды, а главное - любви. И тогда захотела усыновить не одного, а всех, а их было 180. А поскольку забрать в Америку их всех было невозможно, то я решила, что сама перееду к ним в Казахстан. Это был 2009 год. Так поменялась вся моя жизнь.  

А дальше мы, я и моя напарница Элизабет, ушли из американской организации и создали казахстанскую. Пять лет назад приобрели эту собственность.

В доме есть несколько просторных комнат, в том числе кухня, спальня, библиотека, игровая, учебные классы и небольшая спортивная площадка.

Но с каждым годом число наших подопечных растет и места становится все меньше. 

Содержать такой дом, платить зарплату работникам нам помогают спонсоры, а еще мы благодарны всем неравнодушным казахстанцам. Добрые люди поставили нам пластиковые окна, сделали из дерева столы, стулья, полы поменяли, подарили новую мебель для кухни, провели отопление, есть алматинский художник Айдар Ергали, он рисует портреты наших воспитанников".

Они заставят вас улыбнуться. Портреты в помощь сиротам рисует художник из Алматы

Больше всего женщине запомнилась история Наташи. Это была одна из ее первых подопечных. Девушка с ребенком жила на улице. А когда Виктория спросила, какая у нее мечта, то Наташа заплакала, ей некогда было об этом думать, все ее мысли были только о том, чтобы прокормить себя и ребенка, а еще она нуждалась в лечении.

Не найдя врачей в Казахстане, Виктория повезла ее в Америку на обследование, но даже в кабинете у доктора молодая мама была недоверчива к своей благодетельнице. И только когда они приехали к океану и зашли в воду, Наташа начала плакать и произнесла: "Неужели вы на самом деле хотите мне помочь? От меня родная мама отказалась!"

Тем временем наступает время полдника, дети дружно садятся за стол, на тарелках мы видим фрукты. За питанием ребят здесь следят особенно тщательно - в рационе всегда есть все необходимые витамины. 

Среди детей бегает и Муслима. На первый взгляд это вполне здоровый и жизнерадостный ребенок. Но то, что ей пришлось пережить, не каждому взрослому по силам. Когда-то у девочки на руке обнаружили жировик, казахстанские врачи тогда успокоили мать, заявив, что это не опасно.

Но потом, когда Муслима случайно упала и ее снова начали водить по докторам, выяснилось, что это опухоль. В Казахстане предложили единственный вариант - руку ампутировать. Тогда к делу подключилась Виктория, она договорилась об операции в Америке. Там девочке пересадили сухожилие, заменили нерв, и все в конечном счете закончилось благополучно.  

Знакомимся с Аймарал, она работает здесь воспитателем.

"В какой-то момент я осталась совершенно одна, на руках у меня были трое детей, у самой младшей ДЦП, - говорит женщина и начинает плакать. - Самое тяжелое для меня было принимать решения, пришлось все делать самой, ты и мужчина, и женщина, и домохозяйка".

Через знакомых Аймарал узнала об организации Виктории и обратилась к ней за помощью. И ей помогли. С едой, одеждой, работой, а главное - подарили заботу и любовь.   

Детей здесь не делят, те, кто с особыми потребностями, занимаются в общей группе.

Сегодня на уроке труда ребята делают зонтики. А эти симпатичные поделки - их предыдущая работа. 

Некоторые детки сегодня встречали нас в новогодних костюмах.

За малышами до двух лет следит Алия, с виду очень хрупкая, но мужественная женщина. Родителей у нее нет, воспитывала бабушка, а в 17 лет ее украл будущий муж. Потом рождение детей и тяжелый развод. На последние деньги она сняла квартиру. Устроиться на работу было непросто, так как, несмотря на педагогическое образование, по профессии наша героиня никогда не работала: муж запрещал. В самый тяжелый момент рядом оказалась Виктория.

"Когда наша апа уходит, ее зовут на интервью, без нее здесь становится как-то пусто. А когда приходит, все оживает", - говорит Алия.

- А как вы выучили казахский язык? - спрашиваем Викторию.

- Я не очень хорошая ученица, не могу сидеть, учить что-то постоянно, казахский язык я выучила через общение с людьми. У каждого человека есть своя мотивация, для меня это дети, так как благодаря языку я могу с ними общаться. А первое слово, которое я выучила, - это "уайымдама", что означает "не переживай". 

- А почему вы помогаете?

- Потому что в жизни нет большего подарка, чем видеть, как ребенок или взрослый человек полностью раскрывают свой потенциал. Когда я была маленькой, мне также помогли, и для этих людей это тоже было радостно. Видеть, как ребенок растет, учит языки, мне это доставляет огромную радость. Никакие деньги не смогут ее заменить. Есть люди, которые покупают обувь за две тысячи долларов, но это не приносит им счастья. Счастье - это видеть, как растут дети.

Текст: Анастасия Солнцева. Фото: Алихан Сариев

 

Читайте также
Join Telegram
Лого TengriSport мобильная Лого TengriLife мобильная Иконка меню мобильная
Иконка закрытия мобильного меню

Курс валют

 494.98   521.17   4.92 

 

Погода

 

Редакция Реклама
Социальные сети