Произведения искусства могут не только восхищать, но и ужасать. Мы постарались выяснить, зачем художники и скульпторы пытаются напугать своих зрителей и можно ли сравнить поход на выставку с просмотром фильма ужасов.
В рамках рубрики "Куланши. Учимся читать картины" при поддержке Forte искусствовед Анастасия Егорова рассказала об эскизах к знаменитому полотну "Герника" Пабло Пикассо, которые сейчас представлены в Астане, и объяснила, почему художник показывает реальность в не самом приятном виде.
"В рамках выставки "Пабло Пикассо. Параграфы" большая часть экспозиции отведена эскизам к программному произведению под названием "Герника". Эта картина действительно может не всем понравиться. Когда зрители впервые её видят, они не всегда понимают, кто мог такое изобразить - ребёнок или человек с ментальными особенностями.Зачем вообще это нужно? Если рассказать идею работы, то ужас, который мы можем испытать от странной и непривычной стилистики Пикассо, уходит на второй план.
В этой картине Пикассо демонстрировал эмоции, свои чувства от произошедшего трагического события - бомбардировки испанского города Герника, которая произошла в 1936 году. Город тогда был практически уничтожен фашистским налетом, и для Пикассо лично это была большая трагедия - потому что погибло огромное количество его соотечественников", - рассказала Анастасия Егорова.
По словам специалиста, Пикассо буквально за месяц нарисовал эту огромную картину (349 на 776 сантиметров).
"В "Гернике" художник через различные образы пытался показать неправильность и ужас, который произошел с жителями стертого с лица земли города. Если мы посмотрим на картину, мы увидим больше животных, чем людей. К примеру, у нас есть эскизы с изображением лошади. Она находится в центре основной композиции "Герники". Кажется, что она под собой что-то давит. Это нетипичный образ для Центрально-Азиатского региона, где лошадь – это большой глубокий символ, идущий со времен традиций кочевого образа жизни. Здесь это скорее, если хотите, аллюзия на всадников апокалипсиса", - рассказывает Анастасия.
"Также там есть изображение быка. Оно здесь не про силу и мужественность. Скорее у Пикассо это символ равнодушия человека, потому что голова быка отвернута от общей композиции. И почему, собственно, животные?
Потому что это пример в истории, когда человеческое пропадает и в людях просыпается другое начало", - считает Анастасия.
По словам искусствоведа, художник поставил перед собой задачу "расчеловечить" персонажей картины и попытаться вызвать у зрителей отвращение.
"Он нашел свой метод, изображал вытекающие глаза, какие-то расщепленные, такие дробные формы. Он даже язык изобразил очень острым - когда мы кричим, мы можем понаблюдать за собой, наши мышцы напрягаются, и здесь напряжение максимальное, и оно похоже на какой-то механический крик, на какое-то оружие", - отмечает специалист.
Художники в Казахстане тоже рефлексируют в своих работах о трагических событиях. В качестве примера "страшного" искусства специалист обратила внимание на произведения монументального жанра.
"В первую очередь посмотрите на то, как во многих городах выглядят памятники, посвященные Великой Отечественной войне, и голодомору особенно. И в Алматы, и в Астане есть памятники жертвам голода 30-х годов. Если прийти на улицу и посмотреть на то, как художники изображают эту трагедию, мы тоже увидим совершенно нетрадиционное изображение. На них все не совсем живое: худощавые люди или, скажем так, тени людей, что-то искаженное горем, трагедией.
Есть другой прием, еще один пример приведу. В Алматы есть парк 28 панфиловцев. Вроде бы все там довольно реалистично, но когда мы стоим рядом, нас как будто бы придавливает эта большая масса скульптурная. И она стоит не просто вертикально, она стоит под наклоном. И если мы находимся рядом, она на нас буквально наваливается", - рассказала Анастасия.
Картины могут вызвать "культурный шок"
Можно ли сравнить поход на выставку с такими картинами, как у Пикассо, с просмотром фильма ужасов?
"Мне кажется, это кто как почувствует. Может быть, кто-то действительно ужаснется, может, у кого-то культурный шок возникнет даже, потому что ты не ожидаешь такое увидеть. Но это не ужас, это не скример, если использовать термины из кино.
Здесь же все достаточно статично, и ты сам с этим встречаешься добровольно. Я бы предложила зрителям и читателям лично прийти и почувствовать, "страшно или не страшно". Может быть, например, это страшно с эстетической точки зрения, но потом люди приходят на выставку и меняют свои впечатления", - считает Егорова.
По словам искусствоведа, зрители очень по-разному реагируют на картины Пикассо, но общение с экскурсоводами может изменить их мнение.
"Чаще всего мы начинаем общение со зрителями с вопроса: "Часто ли вы к нам ходите, знаете ли вы Пикассо?" Большинство идут на имя. Это совершенно нормально. Это даже наш любимый зритель, потому что ему можно побольше рассказать. Они сначала скептически относятся, потому что они не понимают, это вообще что. Может, это ребенок изобразил? Почему это стоит дорого? Почему это так? Что происходит? Когда ты начинаешь объяснять, говоришь о том, почему для Пикассо это было важно, они меняются.
Потом они уже совершенно иначе воспринимают то, что происходит. Зерно - оно уже заложено, и, может быть, уже потом им будет легче понимать и остальные работы. Так что все не так плохо - страшное тоже воспринимается: в искусстве есть место и для пугающего, и для отталкивающего, эту тему я уже давно и подробно разбираю на своих лекциях", - отметила эксперт.
Выставка "Пабло Пикассо. Параграфы", на которой в том числе представлены эскизы к "Гернике", проходит в LM Kulanshi Art до 9 ноября. О том, почему за некоторые работы Пикассо просят 1,5 миллиарда тенге, вы можете узнать в предыдущем материале нашей рубрики.