Внесение предоплаты за услугу, например, за фотосъемку или маникюр, дает гарантию, что клиент точно воспользуется услугой. В данной ситуации стороны обычно заключают договор возмездного оказания услуг. Подробнее о том, что нужно знать о предоплате, расскажет Tengri Life и юрист Надежда Гельдт.
Внесение предоплаты за услугу, например, за фотосъемку или маникюр, дает гарантию, что клиент точно воспользуется услугой. В данной ситуации стороны обычно заключают договор возмездного оказания услуг. Подробнее о том, что нужно знать о предоплате, расскажет Tengri Life и юрист Надежда Гельдт.
Отметим, что размер предоплаты может быть любым. Но что делать, если заказчик отказывается от получения услуг или же исполнитель сообщает, что не может обслужить клиента?
"Согласно Гражданскому Кодексу РК (статья 686), заказчик вправе отказаться от исполнения договора возмездного оказания услуг при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов. Например, турфирма приобрела невозвратные билеты для заказчика", – поясняет юрист.
Исполнитель, в свою очередь, несет обязанность подтвердить, что расходы были действительно понесены.
"Однако сумма, которую удержит исполнитель, не должна превышать 30 процентов стоимости услуги, за исключением договоров на туристическое обслуживание и договоров приобретения авиабилетов по невозвратным тарифам", – делится автор телеграм-канала "Право знать".
Также законом предусмотрено, что исполнитель вправе отказаться от исполнения обязательств по договору, но только при условии полного возмещения заказчику убытков, причиненных расторжением договора, кроме случая, когда это произошло по вине заказчика.
"В случае невозможности исполнения, возникшей по вине заказчика, услуги подлежат оплате в полном объеме, если иное не предусмотрено законами или договором", – дополняет юрист.
В случае, когда невозможность исполнения возникла по обстоятельствам, за которые ни одна из сторон не отвечает, например, стихийное бедствие, то заказчик возмещает исполнителю фактически понесенные им расходы.
Важно знать, что, когда исполнитель отказывается возвращать предоплату, устанавливает в договоре или публикует в социальных сетях условие о невозвратной предоплате, аргументируя это тем, что альтернативно мог бы прийти другой клиент и воспользоваться услугой, это является нарушением. Так как в данной ситуации не учитывается упущенная выгода, а только фактически понесенные расходы.
Что делать, если исполнитель отказывается возвращать предоплату?
- Обратиться в департамент торговли и защиты прав потребителей своего города.
- Обратиться к исполнителю с досудебной претензией, изложив суть жалобы и свои требования. Если исполнитель не вернет средства в срок, установленный претензией, обратиться с исковым заявлением в суд.
- Подать обращение через сервис e-Otinish.
Как подать обращение через сервис e-Otinish:
- авторизуйтесь через ЭЦП-ключ;
- выберите "Подать обращение";
- далее вид Кодекса – "иное";
- государственный орган – "Департамент торговли и защиты прав потребителей в вашем городе";
- описание: подробно изложите суть жалобы и свои требования (вернуть предоплату), укажите адрес исполнителя на карте;
- прикрепите доказательства, например, скрин чека о внесении предоплаты;
- укажите свой фактический адрес;
- подпишите ЭЦП-ключом и отправьте.
Читать также: "Документ в залог": законно ли это требование для казахстанцев.
"Разборки на фуд-корте": юрист разобрал вирусное в Казнете видео. Читать тут.