Начало учебного года, как правило, доставляет родителям не меньше стресса, чем самим школьникам. Подготовка формы и портфеля накануне, сборы по утрам, выполнение домашних заданий - обязанности делятся надвое. Семейный коуч, учитель гуманной педагогики, ученик известного педагога Шалвы Амонашвили Асхат Абжанов рассказал Tengri Lifestyle, почему не стоит делать уроки вместе с ребенком.
Начало учебного года, как правило, доставляет родителям не меньше стресса, чем самим школьникам. Подготовка формы и портфеля накануне, сборы по утрам, выполнение домашних заданий - обязанности делятся надвое. Семейный коуч, учитель гуманной педагогики, ученик известного педагога Шалвы Амонашвили Асхат Абжанов рассказал Tengri Lifestyle, почему не стоит делать уроки вместе с ребенком.
В беседе он поделился мнением о том, как родителям морально настроиться на учебный год и привить школьникам самостоятельность. Асхат Абжанов обращает внимание на следующие моменты.
"Очень часто родители, особенно мамы, говоря об учебе, здоровье ребенка, используют такие фразы: "мы учимся, мы лечимся, мы ходим в школу, мы занимаемся спортом". То есть мамы обобщают, у них прямая привязка, что мама и ребенок - это одно целое. В первую очередь нужно родителям понимать, что это ребенок учится, а не вы", - выразил мнение Асхат Абжанов.
По его словам, родители должны задаться вопросом, хотят ли они воспитать ребенка ответственным и самостоятельным?
"Если ответ да, то важно осознать, что такие качества, как ответственность и самостоятельность, они не появляются к моменту, когда ребенку исполняется 18 лет. По окончании школы ребенку не скажешь: "Все, теперь ты взрослый, решай все сам, будь самостоятельным". Так не получится. Если ребенка всю жизнь привязывать к себе и за него все решать, контролировать, помогать делать ему уроки, ругать за плохие отметки, то, само собой, ребенок будет думать, что ответственность не на нем, а на родителях, которые все время проверяют, спрашивают, ругают, контролируют", - считает Асхат Абжанов.
Если родители хотят, чтобы их ребенок был максимально ответственным за себя, самостоятельным, то важно это привить на примере учебы. Нужно сразу донести мысль, можно даже с первого класса, сказать: "Это твоя учеба, твои знания, это нужно тебе в первую очередь для того, чтобы в будущем достигать целей с помощью своих знаний, навыков, которые ты получишь в школе".
Семейный коуч отмечает, что родители, передавая ребенку ответственность за учебу, должны предупредить его о возможных трудностях. "Да, будет нелегко, будут сложности, испытания". Нужно дать понять ребенку, что при необходимости он может к вам обратиться, но не бежать на помощь, когда об этом не просили.
"Это называется причинять добро, когда мы вроде бы с благими намерениями пытаемся влезть со своей помощью, даже если ребенок не просит. Тем самым мы обрубаем ему крылья и не даем ему возможности стать самостоятельным и ответственным за свою учебу. Нужно учебу использовать как возможность для воспитания в ребенке этих жизненно важных качеств: самостоятельности, ответственности. Помогать надо, но там, где об этом просит сам ребенок", - считает семейный коуч.
"Я думаю, что у современных родителей и так в жизни много вопросов, которыми нужно заниматься. Это и работа, и домашние дела, и отношения между мамой и папой. Поэтому не нужно все внимание переключать на ребенка и на его учебу. Относитесь чуть проще к этому".
По мнению Асхата Абжанова, сегодня многие родители недооценивают свою роль родителя.
"Мы как минимум четыре года тратим на то, чтобы изучить свою специальность, но мы не посвящаем свое время изучению задач родителей, их функций, понимания психологии своего ребенка: что с ним происходит, в чем он нуждается, чего он от нас ждет. Хотя сейчас столько литературы, курсов есть на эту тему.
К сожалению, некоторые родители воспринимают это так: "Ну как-то вырастет, как-нибудь воспитаем". Это приводит к тому, что возникает много проблем, детских травм, которые в будущем приходится отрабатывать с психологами. Много суицидов, особенно в подростковом возрасте. Это все результат нашего родительского незнания и нашей неграмотности. Если бы мы изучали эти вопросы, мы бы знали, как найти подход и как помочь в этом", - считает Асхат Абжанов.
Учебный год в Казахстане продлили на 2 недели
Напомним, ранее сообщалось, что в Казахстане утвердили продолжительность учебного года и каникул школьников. Продолжительность учебного года в первых классах - 35 учебных недель, во 2-11 (12) классах - 36 учебных недель.
Столичные новости — в специальном Telegram-канале. Подпишись прямо сейчас!
Жаңалықты бірінші болып білгіңіз келсе, қазақ тіліндегі Telegram-арнамызға жазылыңыз!
Показать комментарии