ОЦЕНИТЕ РАБОТУ АКИМА
14 сентября 2020 | 19:25

Советы психолога. Как помочь ребенку раскрыть свой потенциал

ПОДЕЛИТЬСЯ

Как помочь ребенку в поиске интересов, почему не стоит перегружать его дополнительными занятиями, в каком возрасте начинать развивать внутренний потенциал. Об этом в эфире проекта i-balaqai рассказала кандидат психологических наук Гули Базарова. Tengrinews.kz подготовил текстовую версию фрагментов интервью.


Иконка комментария блок соц сети

Как помочь ребенку в поиске интересов, почему не стоит перегружать его дополнительными занятиями, в каком возрасте начинать развивать внутренний потенциал. Об этом в эфире проекта i-balaqai рассказала кандидат психологических наук Гули Базарова. Tengrinews.kz подготовил текстовую версию фрагментов интервью.

Напомним, медиахолдинг Alash Media Group при участии Montessori Qazaqstan Public Fund запустил новый проект i-balaqai. Генеральный партнер проекта - компания KCELL. Информационный партнер - социальная сеть "ВКонтакте". Спикеры делятся опытом, дают полезные советы и рекомендации. Эфиры выходят два раза в неделю, в четверг и воскресенье.

Гули Базарова объяснила, что слово "потенциал" с латинского переводится как "сила".

"Чаще в последнее время мы начали говорить о сильных сторонах людей и каждого взрослого отдельно, когда говорим о развитии в компании. Естественно, это перешло на детей. Я думаю, что это связано с тем, что мы находимся в динамично развивающемся мире", - считает она.

По словам психолога, у каждого есть свое призвание, предназначение, набор способностей и талантов. Поэтому задача родителей состоит в том, чтобы, наблюдая за первыми шагами, словами ребенка, найти то, к чему он испытывает большее любопытство. Вторая задача - дать как можно больше возможностей всего попробовать", - утверждает она, отмечая, что согласно современным исследованиям, нейронные связи можно менять до 21 года, а не до 3 лет.

Профориентация и дополнительные занятия

Ученики средней школы затрудняются с выбором профиля в школе, поэтому обращаются за помощью к специалистам. По словам Гули Базаровой, около 25-30 процентов детей нашли себя в спорте или искусстве.

"Если ребенок может 24 часа в сутки заниматься. Если я выбираю быть художником или рисую постоянно. Когда спрашивают: "Идти нам в художественную школу или все-таки в общеобразовательной школе остаться?" А сколько времени ваш ребенок посвящает этому мастерству? Это его потребность или родительская потребность? Через эти вопросы можно найти много ответов", - советует она.

Не обязательно растить мастера спорта или пытаться разглядеть музыкальный дар в ребенке, достаточно базовых навыков:

"Практически в каждом доме есть центры развития детей - это замечательная альтернатива детским садам, если кто-то по своим соображениям не хочет водить туда. В центрах есть социализация и минимум для того, чтобы понимать, что ребенку больше интересно и в чем он чувствует даже потребность. Если такой яркой, явной потребности у ребенка в дополнительном спорте или музыке нет, то родителям придется самим определиться", - Гули Базарова рекомендует дать возможность ребенку развиваться, посещая спортивные занятия или брать музыкальные уроки. 

"Я за то, чтобы с самого начала были какие-то обязательные линии, в которых ребенок себя пробует. Это важно для того, чтобы были некоторые не то чтобы дисциплина-дисциплина, но правила. Не всегда будет в жизни так, как я хочу. Я взял на себя обязательства и я их выполняю", - подчеркнула она необходимость осознания ответственности ребенком.

Также начиная с первых классов искать предрасположенность ребенка - гуманитарное или техническое направление:

"Через поиск помогать организовывать возможности: находить кружки, лагеря".

Повышенная нагрузка на ребенка

"Детей нулевых - мы их бросали во все развивающие мероприятия. Ментальная арифметика? Мы бежим за ментальной арифметикой. Скорочтение? Мы все быстренько начинаем скоро читать. Быстро учиться? Мы можем пройти в 5 классе программу 11 класса. Понимаете? Я думаю, что мы этим лишили их детства. Два раза в неделю у тебя такая развивашка, три раза другая, два раза пришел преподаватель по английскому или китайскому. В детском саду бесконечная образовательная программа вместо того, чтобы играть в игры ролевые. Это желание опередить будущее несколько испортило нас и детей. Притупило вкус", - рассуждает Гули Базарова.

"Логарифмы считать в первом классе - здорово, а что он будет делать в 12 лет, когда надо с ними знакомиться? Здорово, когда он выучил Евгения Онегина в 6 лет, а в 7 классе что он будет изучать? Опережение, оно зачем? Мы что хотим сделать? Стива Джобса вырастить? Надо будет - он и так вырастет Стивом Джобсом. У него свой пусть должен быть. Лишенные детства дети очень несчастны. Они самый больший выброс подросткового кризиса дают", - продолжает он.

Психолог советует родителям позволить развиваться и познавать мир ребенку, не пытаясь опередить сверстников.

Безвольные дети

Хорошим решением авторитарных родителей безвольного ребенка было бы провести с ним профориентации и найти несколько направлений исходя из его предпочтений. 

"У нас есть разные стратегии поведения, приспособление - одна из них. Чаще всего человек, который приспосабливается, он до встречи с другой реальностью не всегда понимает, что это плохо. Может, со стороны видно отсутствие стремлений. Когда происходит встреча с реальностью, он начинает более активно думать: "А где же мой выбор?"

Озарение подавленных авторитаризмом родительской власти происходит у уже студентов. Тогда они решают принять решение о выборе профессии самостоятельно, что вызывает неодобрение родителей.

Гули Базарова отмечает, что роли дополняются - безвольные дети в самом начале жизненного пути не смогли бы справиться без поддержки авторитарных родителей.

Как помочь ребенку раскрыть свой потенциал

1. Наблюдать за ребенком и выявлять, что ему любопытно. После можно начинать развивать это направление.

2. Давать разные варианты, создавать площадки для исследований.

3. Посещать тематические лагеря.

4.  Интересоваться у ребенка: "А чего же ты хочешь?"

5. Ежедневно стараться быть в контакте с ребенком, построить доверительные отношения.

Видеозапись эфира вы можете посмотреть на YouTube-канале TengriTV, на страницах Tengrinews.kz во "ВКонтакте" и Facebook.

Читатели, зрители и слушатели также смогут найти фрагменты интервью на радиостанциях Zhuldyz FM, Tengri FM.

Также этот материал доступен в виде подкаста, слушайте на SoundCloud, Anchor.FM, "Яндекс.Музыке" и во "ВКонтакте".

Только главные новости - в Telegram-канале Tengrinews.kz! Подпишись и получай самое важное прямо на свой телефон.

Читайте также
Join Telegram
Лого TengriSport мобильная Лого TengriLife мобильная Иконка меню мобильная
Иконка закрытия мобильного меню

Курс валют

 498.59   521.12   4.87 

 

Погода

 

Редакция Реклама
Социальные сети