С момента трагедии, случившейся на территории АО "Майкаинзолото", где в нерабочую шахту рудника упал автобус с людьми, прошел целый месяц, передает корреспондент Tengrinews.kz.
С момента трагедии, случившейся на территории АО "Майкаинзолото", где в нерабочую шахту рудника упал автобус с людьми, прошел целый месяц, передает корреспондент Tengrinews.kz.
Все это время на месте обвала идут поиски двоих пропавших горноспасателей и самого автобуса, который в ночь на 4 января поглотила огромная воронка, возникшая на месте технологической дороги, ведущей к золотоносному руднику.
В ту ночь в автобусе находились водитель и три горноспасателя, павлодарского филиала республиканского центрального штаба профессиональных военизированных аварийно-спасательных служб. Они ехали на вызов.
Как следует из акта специального расследования группового несчастного случая, опубликованного ассоциацией аварийно-спасательных служб, обрушение грунта в недействующую шахту рудника случилось 4 января около 01:00. Клубы пыли на месте обвала, приняли за дым, и уже в 01:14 на разведку к месту возможного пожара выехал спецавтобус со спасателями, а за ними на машине директор рудника, который увидев падение автобуса, успел притормозить и сообщить о случившемся, предотвратив тем самым гибель четырех пожарных, ехавших следом за автобусом.
Тогда к расследованию обстоятельств и причин трагедии приступила специальная комиссия во главе заместителя председателя Комитета промышленной безопасности МЧС, привлекли 4 экспертных организаций. Для всесторонней оценки ситуации участники комиссии спускались даже в шахту. Аварийно-спасательные работы ведутся по сей день.
Тела двоих спасателей - 53-летнего Олега Тышкевича и 24-летнего Бердикана Саркыта - удалось найти сразу же, утром 4 января в песке на месте обвала глубиной с 25-этажный дом.
Как установила спецкомиссия, причинами обрушения горной массы в отработанное пространство недействующей шахты стала неудовлетворительная организация производства на руднике. Не проводился должный контроль за пустотами, образовавшимися в результате деятельности предприятия, не было их принудительного обрушения, с последующим погашением пустот.
Автобус с людьми ушел под землю: 7 человек назвали ответственными за трагедию
По факту ЧП начато расследование по статье 277 части 3 УК "Нарушение правил безопасности при ведении горных или строительных работ". По делу допрошены более 40 работников предприятия, а также руководство ТОО, изъяты необходимые документы, записи с камер видеонаблюдения. По делу назначен ряд экспертиз с привлечением специалистов из разных регионов страны в области горно-строительных работ.
Размеры обрушения по маркшейдерским данным первоначально составили – 176 метров в длину, 130 в ширину, 67 метров - глубина обрушения. Позже эти данные незначительно изменились. Чтобы проложить путь ко дну обвала, переместили более 200 тысяч кубометров грунта, в том числе для прокладки уклона к предполагаемому месту нахождения автобуса, которое установили с помощью геосканера еще 7 января.
Технический прибор показал, что автобус залегает на глубине около пяти метров от дна воронки. Через два дня спасатели с маркшейдером спустились на дно пропасти и впервые его обследовали.
18 января тяжелая техника завершила прокладку боковой аппарели к кромке котлована, и к центру воронки по страховочному тросу спустили малогабаритный экскаватор. Здесь же при раскопках нашли кузовную деталь автобуса, кислородный баллон, дыхательный аппарат и сумку спасателя.
Позже были найдены каска спасателя, кусок дверцы внутренней полки автобуса с описью, ручная радиостанция спасателя.
Круглосуточно с кромки воронки специалисты наблюдают за движением и падением кусков горной массы. Спасатели постоянно обеспечивают страховку и безопасность работ двух экскаваторщиков и других специалистов на дне воронки.
За два дня малогабаритный экскаватор переместил порядка 850 кубометров грунта, и 20 января с помощью двух бульдозеров, вертикальной и горизонтальной страховки, спустили второй малогабаритный экскаватор с машинистом.
Спасателям приходится работать в сложных условиях с риском для жизни, с откосов обвала постоянно осыпается грунт. Поиски осложняют морозная погода и сильные ветра. Нестабильное состояние почвы создает риск дальнейших обвалов.
В ассоциации аварийно-спасательных служб, считают, что эти факторы представляют значительную угрозу для безопасности спасателей, поскольку существует высокий риск провала под поверхность, что потребует дополнительных спасательных мероприятий.
Поиск автобуса с людьми экстренно приостановили из-за появившейся на дне воронки
"Основная проблема не в нехватке сил и средств, а в определении точки действительного нахождения автобуса. Малогабаритной технике приходится работать под большими валунами больше, чем сам экскаватор, фактически на растяжке на тросах, которые страхуются на поверхности двумя тяжелыми бульдозером и экскаватором. Объем ковша экскаватора небольшой, поэтому и объем извлечения горной массы также незначительный, что и затягивает процесс поиска. А более тяжелую технику применить нельзя", - отмечают казахстанские эксперты.
Супруга одного из пропавших спасателей Айдоса Шаймердена не раз выступала с просьбой привлечь к поискам зарубежных специалистов. В МЧС заявили, что этого пока не требуется.
Родные пропавших спасателей считают, что поиски ведутся очень медленно. Они даже прибегли к помощи ясновидящей, которую с разрешения руководства рудника привезли на место обвала.
31 января дочь спасателя Олега Тышкевича, тело которого было найдено, выступила с эмоциональным обращением. Подробности здесь.
Фото ДЧС Павлодарской области
На месте поисков людей и автобуса с каждым метром в глубь возрастает опасность повторного обвала. Спасателям приходится вручную пневмоинструментами дробить крупные валуны и расчищать путь мини-экскаваторам. На 25 день поиска специалисты добрались до колеса автобуса. Как позже выяснилось, оно оказалось запасным. На сегодня это самая крупная найденная деталь.
2 февраля на дне обвала обнаружили каску, кусок дверцы внутренней полки автобуса с описью и ручную рацию. Утром 3 января МЧС сообщило о возросшей угрозе обвала и образовавшихся трещинах по его периметру. Рассматривался вопрос о приостановке аварийно-спасательных работ. Уже ближе ко второй половине дня экскаватор и специалистов экстренно подняли на поверхность. Из-за трехметровой воронки, которая образовалась на дне раскопок, поисковые работы, которые до сих пор вели круглые сутки, остановили. Через час на дно обвала вновь спустили малый экскаватор для продолжения переэкскавации горной массы. Исследование дна воронки с помощью эндокамеры показало, что она могла образоваться из-за обвала камней и твердых горных пород.
Казахстанские спасатели, не смотря на крайнюю опасность спецопераици, все еще надеются найти своих пропавших коллег. Зарубежные эксперты склоняются ко мнению, что раскопки следует прекратить, поскольку риск жизнями спасателей, экскаваторщиков и других специалистов, работающих на дне воронки, здесь не оправдан. В случае повторного обвала могут быть новые потери.
В ассоциации аварийно-спасательных служб Казахстана отмечают, что мировой опыт проведения поисково-спасательных работ показывает, что в случаях высокого риска, реальной угрозы для жизни и здоровья спасателей, необходимо принимать непростое решение о приостановке работ или об их полном прекращении.
Трагедия с автобусом в Павлодарской области: в котловане нашли вещи спасателей
Пропавшими значатся 55-летний водитель оперативного автомобиля Айып Тлеубергенов и 36-летний заместитель командира взвода Айдос Шаймерден. Оба жители поселка Майкаин. У одного из спасателей пятеро детей, которые верят, что их отец скоро вернется с работы домой.
Наши новости теперь в WhatsApp! Подписывайтесь на наш канал в самом популярном мессенджере