Автопроизводителям Казахстана пока не удается экспортировать свою продукцию в страны ТС и за его рубежи. Об этом корреспонденту Tengrinews.kz рассказал директор консалтинговой компании Qncepto Олег Алферов. По его данным, сейчас автопроизводители Казахстана представлены пятью предприятиями и ни одно из них не может заявить о полноценном экспорте своей продукции за исключением разовых поставок. Приоритетным рынком является Россия. Другие страны пока только рассматриваются.
Автопроизводителям Казахстана пока не удается экспортировать свою продукцию в страны ТС и за его рубежи. Об этом корреспонденту Tengrinews.kz рассказал директор консалтинговой компании Qncepto Олег Алферов. По его данным, сейчас автопроизводители Казахстана представлены пятью предприятиями и ни одно из них не может заявить о полноценном экспорте своей продукции за исключением разовых поставок. Приоритетным рынком является Россия. Другие страны пока только рассматриваются.
"В условиях Таможенного союза целевым внешним рынком №1 для Казахстана может и должна стать Россия. Но пока торговый баланс таков: на российские автомобили приходится 55 процентов рынка РК, продукция казахстанского автопрома на рынок России не проникает", - заявил Алферов.
Одной из причин такой ситуации собеседник называет утилизационный сбор, который вынуждены платить автопроизводители Казахстана в России. "До недавнего времени российские производители освобождались от уплаты утильсбора. Ряд казахстанских заводов также входил в соответствующий перечень минпромторга РФ. Когда Россия стала членом ВТО, европейские автоконцерны добились отмены этих льгот. Сейчас утилизационный сбор платят все участники рынка. Но Россия нашла выход для собственных производителей - ввела госсубсидии, компенсирующие затраты на утилизацию. Понятно, что у казахстанской стороны эти действия вызвали законное недоумение. Но российским чиновникам остается лишь разводить руками - эти руки связаны нормами ВТО. В кулуарах они рекомендуют казахстанским коллегам вводить аналогичные механизмы. Вероятно, так и произойдет", - объяснил эксперт.
Об этих барьерах рассказал и представитель отечественных автомобильных заводов "АЗИЯ АВТО" и "АЗИЯ АВТО Казахстан". В минувшем году этот автопроизводитель Казахстана получил сертификат подтверждения соответствия качества продукции от России. После была отправлена пилотная партия собранных в Усть-Каменогорске кроссоверов Chevrolet Captiva в количестве 96 единиц, на сумму в 314 миллионов тенге.
"Наши кроссоверы были успешно реализованы на московском рынке, но довольно скоро автопроизводители Казахстана лишились возможности поставок на территорию России", - рассказал президент завода Ерик Сагымбаев. По его словам, из-за ситуации с утильсбором продукция российских заводов получает ценовое преимущество, а автомобиль казахстанской сборки - в той же комплектации, того же качества - стоит на российском рынке ощутимо дороже. Он отмечает, что пока страны-члены ТС не достигли единства и согласованности действий в отношении поддержки автопрома.
"Тем не менее, у нас нет сомнений в том, что этот казус во взаимоотношениях внутри Таможенного союза будет снят, и автопроизводитель Казахстана, через механизмы субсидирования или иным образом, получит возможность равноправной работы на рынке России", - добавил собеседник. По его словам, в среднесрочной перспективе российский рынок станет ключевым направлением сбыта отечественной продукции. Основу продуктовой линейки составят автомобили B-класса и компактные кроссоверы наиболее демократичного ценового сегмента. Они будут отгружаться в Сибирский и Дальневосточный федеральные округа России.
Представители другого автопроизводителя Казахстана - предприятия "АгромашХолдинг" и "СарыаркаАвтоПром" заявили, что на данном этапе автомобили, произведенные у них на площадках, в другие страны не экспортируются. "Основной моделью, ориентированной на экспорт, будет являться SsangYong Nomad. Сейчас мы в процессе трехсторонних переговоров - корейские партнеры, мы и российские коллеги. Мы сами, в первую очередь, заинтересованы в оптимальном и скорейшем решении данного вопроса", - рассказал президент ГК AllurGroup Андрей Лаврентьев. По его словам, ориентировочно, экспорт планируется в 2015 году. Основными странами для экспорта рассматриваются Россия, Азербайджан и Беларусь.
Напомним, в мае 2014 года вице-премьер-министр индустрии и новых технологий республики Асет Исекешев заявил, что автопроизводители Казахстана к 2019 году должны достичь производства в 190 тысяч автомобилей в год. "В автомобилестроении задача стоит - довести объем производства с 37 тысяч до 190 тысяч автомобилей в год, довести локализацию до 50 процентов с текущих 30 процентов и довести экспорт до 30 процентов", - заявил Исекешев. Позже первый заместитель премьер-министра Бакытжан Сагинтаев уточнил, что к 2020 году Казахстан будет поставлять в Россию по 100 тысяч авто.