Знак "Алтын белгі". Фото ©Ярослав Радловский
Четыре казахстанских выпускника после проведения Единого национального тестирования обратились к журналистам со своими историями - претендентам "Алтын белгі" не хватило одного балла до медали. Сразу после экзамена абитуриенты подали апелляционную жалобу, и если в местных комиссиях их апелляции удовлетворили, то члены республиканской комиссии отказали выпускникам, передает корреспондент Tengrinews.kz. К примеру, выпускница из Кызылординской области Айгюзель Кадыр набрала 110 баллов на ЕНТ, до золотой медали ей не хватило одного балла по истории Казахстана. Абитуриентка подала апелляцию, посчитав спорным вопрос: "По "Жеті жарғы", если сосватанная девушка выходит замуж за другого, то...", и правильными можно было отметить два варианта: "Ее род платил штраф" и "Возвращали калым первому жениху". Девушка ссылается на учебник для 7-го класса по истории Казахстана под редакцией Жолдасбаева, где написано: "По "Жеті жарғы", в случае смерти жены разрешалось жениться на ее сестре. Если засватанная девушка выходила замуж за другого джигита, то ее родственники были обязаны полностью вернуть калым (приданое) первому жениху, заплатив вдобавок к этому в порядке компенсации штраф" (фото №2). Во втором случае у абитуриентки Амины Абдраман претензии к некорректному вопросу по русскому языку. Этой девушки также не хватило одного балла до знака "Алтын белгі". Вопрос звучал, как: "морфемный разбор слова "сознательный", и варианты: А) Приставка-корень-суффикс-окончание В) Приставка-корень-суффикс-суффикс-окончание С) Приставка-корень-суффикс D) Корень-суффикс-суффикс-суффикс-окончание E) Корень-суффикс-суффикс-окончание Однако выпускница уверена, что правильным будет ответ: корень-суффикс-окончание. По ее словам, именно такой разбор слова по составу приводится в словообразовательном словаре русского языка Тихонова (фото №3). В третьем случае абитуриентка из Алматы Айша Еркебулан посчитала некорректным вопрос по истории Казахстана: "Национальная политика Советской власти привела к...", девушка выбрала вариант: "к слиянию наций в единую общность", однако правильным оказался ответ: "катастрофическая ситуация в области казахского языка". В качестве обоснования она приводит цитату из учебника 9-го класса "Новейшая история Казахстана" : " В эти же годы продолжилась... репрессивная политика "слияния" народов в единый "советский" народ" ( фото №4). У абитуриентки из Уральска также апелляционная жалоба касается предмета "История Казахстана". На вопрос: "С распространением ислама в архитектуре появились..." она ответила: "колонна". Однако в апелляционной комиссии ответ девушки посчитали неверным. Напомним, что аналогичный случай произошел с абитуриенткой Викторией Белявской, которой не хватило одного балла до аттестата особого образца из-за некорректного вопроса по истории Казахстана. После вмешательства прессы балл девушке засчитали. Однако в Министерстве образования и науки Казахстана отметили, что на решение апелляционной комиссии не повлияли публикации в прессе. В Едином национальном тестировании участие приняли около 100 тысяч выпускников, средний балл составил 74,5 балла. 7 выпускников Казахстана набрали максимальные 125 баллов. В апелляционную комиссию было подано 700 заявлений, из них 156 были удовлетворены.
Четыре казахстанских выпускника после проведения Единого национального тестирования обратились к журналистам со своими историями - претендентам "Алтын белгі" не хватило одного балла до медали. Сразу после экзамена абитуриенты подали апелляционную жалобу, и если в местных комиссиях их апелляции удовлетворили, то члены республиканской комиссии отказали выпускникам, передает корреспондент Tengrinews.kz.
К примеру, выпускница из Кызылординской области Айгюзель Кадыр набрала 110 баллов на ЕНТ, до золотой медали ей не хватило одного балла по истории Казахстана. Абитуриентка подала апелляцию, посчитав спорным вопрос: "По "Жеті жарғы", если сосватанная девушка выходит замуж за другого, то...", и правильными можно было отметить два варианта: "Ее род платил штраф" и "Возвращали калым первому жениху". Девушка ссылается на учебник для 7-го класса по истории Казахстана под редакцией Жолдасбаева, где написано: "По "Жеті жарғы", в случае смерти жены разрешалось жениться на ее сестре. Если засватанная девушка выходила замуж за другого джигита, то ее родственники были обязаны полностью вернуть калым (приданое) первому жениху, заплатив вдобавок к этому в порядке компенсации штраф" (фото №2).
Во втором случае у абитуриентки Амины Абдраман претензии к некорректному вопросу по русскому языку. Этой девушки также не хватило одного балла до знака "Алтын белгі". Вопрос звучал, как: "морфемный разбор слова "сознательный", и варианты:
А) Приставка-корень-суффикс-окончание
В) Приставка-корень-суффикс-суффикс-окончание
С) Приставка-корень-суффикс
D) Корень-суффикс-суффикс-суффикс-окончание
E) Корень-суффикс-суффикс-окончание
Однако выпускница уверена, что правильным будет ответ: корень-суффикс-окончание. По ее словам, именно такой разбор слова по составу приводится в словообразовательном словаре русского языка Тихонова (фото №3).
В третьем случае абитуриентка из Алматы Айша Еркебулан посчитала некорректным вопрос по истории Казахстана: "Национальная политика Советской власти привела к...", девушка выбрала вариант: "к слиянию наций в единую общность", однако правильным оказался ответ: "катастрофическая ситуация в области казахского языка". В качестве обоснования она приводит цитату из учебника 9-го класса "Новейшая история Казахстана" : " В эти же годы продолжилась... репрессивная политика "слияния" народов в единый "советский" народ" ( фото №4).
У абитуриентки из Уральска также апелляционная жалоба касается предмета "История Казахстана". На вопрос: "С распространением ислама в архитектуре появились..." она ответила: "колонна". Однако в апелляционной комиссии ответ девушки посчитали неверным.
Напомним, что аналогичный случай произошел с абитуриенткой Викторией Белявской, которой не хватило одного балла до аттестата особого образца из-за некорректного вопроса по истории Казахстана. После вмешательства прессы балл девушке засчитали. Однако в Министерстве образования и науки Казахстана отметили, что на решение апелляционной комиссии не повлияли публикации в прессе.
В Едином национальном тестировании участие приняли около 100 тысяч выпускников, средний балл составил 74,5 балла. 7 выпускников Казахстана набрали максимальные 125 баллов. В апелляционную комиссию было подано 700 заявлений, из них 156 были удовлетворены.